9 июня в рамках VI Международного форума «АТОМЭКСПО-2014» состоялся круглый стол «Внутренний контроль и аудит. Лучшие практики». Круглый стол объединил четыре дискуссионные секции, в которых приняли участие более 200 ведущих экспертов и специалистов системы внутреннего контроля и аудита.
Мероприятие было открыто выступлением Александра Локтева, который поделился с участниками круглого стола опытом построения эффективной системы внутреннего контроля и аудита в атомной отрасли. Для Госкорпорации была выбрана система, которая предполагала контроль как внутри, так и вне бизнес-процессов Госкорпорации.
" Такую систему непросто координировать - пояснил Александр Локтев, - к 2013 году мы закончили проект по формированию самой системы и методологии внутреннего контроля и аудита. Например, сегодня в процесс проведения закупки встроено более 760 контрольных процедур. Важно, что выстроенная система контроля не только выявляет нарушения и злоупотребления, но в большей степени направлена именно на их предупреждение. Если в 2010 году частота выявления нарушений с признаками коррупции составляла порядка 5%, то сегодня этот показатель составляет примерно 0,4 %. При том, что мы проводим более 650 проверок ежегодно".
Международные стандарты предполагают три основных рубежа защиты от коррупции. Система внутреннего контроля Госкорпорации «Росатом», разработанная совместно со специалистами Счетной-палаты РФ, построена по уникальному для российских компаний принципу, который предполагает четыре рубежа защиты от коррупционных рисков. Наравне с контролем операционного менеджмента, риск-менеджмента и системы внутреннего контроля в Росатоме функционируют механизмы контроля заинтересованных сторон - участников закупочных процедур.
"Рассмотрение жалоб поставщиков на уровне арбитражных комитетов и сообщения на «горячую линию» позволяют не допускать появление коррупционных схем и нарушений в отраслевой системе закупок, а также предотвращать поставки некачественной продукции. За 3 года работы арбитражных комитетов Росатома было получено более 2 700 жалоб на закупки - объясняет Александр Локтев, - общая экономия от решений арбитражных комитетов атомной отрасли составила порядка 522 млн.руб., из них в 2013 году – 249 млн. руб".
Говоря о приоритетах развития системы контроля и аудита в Госкорпорации "Росатом", Александр Локтев отметил, что в 2014-2015 гг. особое внимание предполагается уделить вопросам оптимизации контрольных процедур в процессах предприятий атомной отрасли, адаптации существующей модели системы внутреннего контроля Госкорпорации к новым требованиям национальных регуляторов, таким как Бюджетный кодекс России и Кодексу корпоративного управления. Вместе с тем, в атомной отрасли планируют развивать комплаенс-фунцию, а также намерены провести независимый анализ, который позволит подтвердить соответствия компонентов системы внутреннего контроля Росатома международным стандартам. Разработанная система контроля и аудита Госкорпорации в дальнейшем будет развиваться во всех организациях атомной отрасли.
О работе Госкорпорации "Росатом" в области противодействия коррупции более подробно рассказал заместитель генерального директора по безопасности Константин Денисов. Выявление признаков конфликта интересов позволяет предупреждать и предотвращать нарушения в области взаимодействия заказчиков и поставщиков. При этом, проверку проходят как струдники Госкорпорации, так и поставщики, обязав контрагентов раскрывать всю цепочку собственников, включая бенефициаров. Только в 2013 году специалисты Госкорпорации проверили более 20 000 контрагентов. В тоже время такой эффективный инструмент как "горячая линия" позволяет обеспечивать общественный контроль деятельности предприятий атомной отрасли. В 2013 г. поступило около 500 сообщений на горячую линию, что на 12,6 % больше, чем в 2012 г. Как отметил Константин Денисов с каждым годом сокращается доля анонимных сообщений: в 2013 году их было 42 %, по сравнению с показателями 2011 года (62% ). Снижение количества анонимных жалоб свидетельствует о росте доверия со стороны поставщиков и работников отрасли.
В рамках круглого стола обсуждались вопросы взаимодействия внешних и внутренних контрольных и надзорных органов. О российской правовой системе, определяющей вопросы валютных отношений в стране рассказала, заместитель руководителя Росфиннадзора Наталья Плотникова. О возможностях повышения качества финансового менеджмента, анализе финансовых рисков и контроле за эффективностью использования бюджетных средств более подробно рассказал заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России Станислав Бычков.
Особое внимание в рамках круглого стола было уделено лучшим международным практикам организации контроля и аудита. Участники дискуссионных секций смогли ознакомиться с возможностями построения систем внутреннего контроля на примере Финляндии и Китая. Председатель Института Сертифицированных Финансовых Менеджеров Гарри Картер поделился с участниками информацией о разработанных в организации стандартах внутреннего контроля и аудита, которая объединила специалистов из Великобритании, России, Финляндии,Турции, Индии, Бангладеша, Чехии, Китая и многих других стран. Существующая в Госкорпорации "Росатом" система внутреннего контроля и аудита полностью соответствует разработанным зарубежными коллегами стандартам. О новых тенденциях в риск-менеджменте рассказал советник председателя Института управления рисками (IRM) Джон Кроули. Свое выступление он посвятил аспектам, влияющим на оценку риска, и поделился рекомендациями для разработки наиболее эффективной стратегии риск-менеджмента в компании.
В завершении круглого стола участники дискуссионных секций смогли обсудить практические аспекты применения системы внутреннего контроля в организациях Госкорпорации «Росатом», на российских АЭС и зарубежных атомных электростанциях, таких как «Аккую».
10 июня в рамках VI Международного форума «АТОМЭКСПО-2014» и в продолжение темы круглого стола «Внутренний контроль и аудит. Лучшие практики" состоится общественное обсуждение профессионального стандарта "Специалист по внутреннему контролю"
Справочно:
За время существования системы внутреннего контроля и аудита при проверках государственных органов не выявлено ни одного факта нецелевого использования средств федерального бюджета.
Рассмотрение жалоб поставщиков на уровне арбитражных комитетов и сообщения на «горячую линию» уже три года предотвращают появление коррупционных схем и нарушений в отраслевой системе закупок, а также препятствуют поставкам некачественной продукции. Общая экономия от решений арбитражных комитетов атомной отрасли за 3 года существования составила порядка 522 млн.руб. (разница между суммой заключаемого договора до рассмотрения жалобы и суммой договора, который в результате был заключен с поставщиком-победителем по итогам рассмотрения жалобы). Экономический эффект за период функционирования горячей линии оценивается более чем в 1,2 млрд. руб.