Извлечение трубы из корпуса Монджу обычными методами невозможно

13 ноября 2010

Операции по извлечению узла системы перегрузки топлива, сорвавшегося в августе в корпус быстрого натриевого реактора "Монджу", затянутся во времени, так как извлечение узла "обычными методами" невозможно.

Об этом журналистам японских изданий рассказали на брифинге в агентстве по атомной энергии Японии (JAEA).

9 ноября JAEA представило широкой публике обзор работ, проведенных на "Монджу" для оценки ситуации. Сорвавшийся металлический цилиндр весом 3,3 тонны был обследован с помощью камер. Также была выполнена предварительная оценка состояния активной зоны и изучены предложения по подъёму цилиндра.

Выводы, к которым пришли специалисты JAEA, звучат неутешительно. Для извлечения цилиндра потребуется полностью демонтировать всё оборудование, установленное на крышке реактора.

Необходимо также принять специальные защитные меры. На данный момент, цилиндр "утонул" в натрии, и при его подъёме следует не допустить контакта натрия с воздухом.

Представители JAEA не смогли дать ответ на вопрос, когда "Монджу" сможет вернуться в строй. Ранее осведомлённый источник сообщил электронному изданию AtomInfo.Ru на условиях сохранения анонимности, что это произойдёт не ранее, чем через год.

Узел, сорвавшийся в зону 26 августа, представляет собой металлическую трубу, в которую помещаются кассеты при перегрузочных работах. Труба вводится в зону через отверстие в поворотной пробке диаметром 46,5 см. На момент инцидента, все операции по перегрузке были завершены, и труба была отведена в сторону, ближе к стенке корпуса.

Труба весит 3,3 тонны, имеет 12 метров в высоту и 46 см в диаметре. Визуальный осмотр состояния трубы выявил, к сожалению, механические деформации, образовавшиеся при падении. Так, один из стыков у трубы разошёлся с проектных 5-7 мм до 14,5 мм. Труба искривлена, и вытащить её через штатное отверстие в поворотной пробке невозможно.

Деформация, выявленная в ходе осмотра упавшей трубы

Быстрый натриевый реактор "Монджу" был остановлен после инцидента 8 декабря 1995 года, когда утечка 640 кг натрия привела к пожару. Впервые после останова реактор был выведен на критику 8 мая 2010 года. В настоящее время, реактор простаивает после инцидента 26 августа 2010 года с падением в корпус узла системы перегрузки топлива.

В официальной версии описания инцидента, распространённой японским агентством по атомной энергии, утверждается, что причиной падения стал разрыв фланцевых соединений. Из соображений профессиональной солидарности знакомые с предметом специалисты отказываются публично комментировать версию о том, что падение было вызвано ошибкой оператора, выдавшего команду на сброс трубы в момент подъёма.

Япония выступает в поддержку замыкания ядерного топливного цикла на быстрых реакторах. В 2025 году в стране должен быть построен второй демонстрационный быстрый реактор, а коммерческое использование быстрых бридеров начнётся после 2050 года.