Компания USEC не проводит тестирования своих центрифуг на заводе в Пайктоне с момента инцидента 11 июня 2011 года. 11 июня на заводе "Американская центрифуга" (Пайктон), где проходит опытная эксплуатация центрифуг AC, в ходе штатной операции по подключению резервного насоса системы водного охлаждения каскадов произошло короткое замыкание на щите управления насосами.
В ходе последующих за этим событий, частично вызванных ошибками персонала, были отключены системы контроля параметров каскадов и монитор концентрации водорода. Из строя вышли четыре центрифуги, а при попытках персонала исправить ситуацию - ещё две. В ходе инцидента машины не были загружены делящимся материалом.
Более подробно об инциденте 11 июня 2011 года - в нашей публикации "Подробности инцидента 11 июня на заводе Американская центрифуга".
Работы на заводе в Пайктоне продолжаются, однако с момента инцидента компания USEC не осуществляет загрузки в центрифуги гексафторида урана.
Независимые эксперты уверены, что это свидетельствует о наличии на заводе серьёзных проблем. Конструкция машин AC такова, что гексафторид урана можно индивидуально загружать в каждую центрифугу по отдельности, и проблемы на каскаде не должны бы сказываться на функциональности входящих в него центрифуг.
То, что USEC не в состоянии продолжать программу квалификации центрифуг AC на делящемся материале, может означать появление дополнительных проблем на заводе. Кроме этого, компания не будет получать необходимых лицензий и разрешений от регуляторов до тех пор, пока не докажет работоспособность AC в реальных условиях, то есть, при загрузке UF6.
Центрифуги AC - американская разработка надкритических центрифуг с максимальной скоростью вращения 900 м/с. Потеря питания на центрифугах (инцидент, подобный инциденту 11 июня) может обернуться двумя сценариями.
В первом сценарии исчезновение магнитного поля после отключения электромагнитов приведёт к тому, что длинные (до 12 метров) роторы перестанут поддерживаться в строго вертикальном положении, начнут отклоняться от вертикальной оси и в итоге обопрутся на корпус центрифуги. Эти события происходят практически сразу после отключения питания.
Во втором сценарии при частичной потере питания (только на моторах, отвечающих за вращение роторов) скорость вращения начнёт постепенно замедляться, возникнут вибрации и колебания, которые могут привести в конечном итоге к повреждению центрифуг. Длительность данного процесса составляет порядка минуты.
По мнению ряда экспертов, первые четыре центрифуги на заводе в Пайктоне вышли 11 июня из строя по первому сценарию, а ещё две - по второму. В любом случае, роторы всех шести пострадавших центрифуг "превратились в пыль".
У экспертов нет единого мнения по вопросу о том, к каким последствиям привела ошибка оператора, отключившего после короткого замыкания источник бесперебойного питания для центрифуг. Возможно, что ошибка ускорила повреждение центрифуг, но не стала его причиной. Потеря питания наложилась на исходное событие - потерю водного охлаждения центрифуг, которое вело к быстрому перегреву вращающихся роторов.