14 октября 2014 года в Москве под председательством генерального директора Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко состоялось очередное заседание Общественного совета Росатома.
Первым был рассмотрен вопрос о предложениях по совершенствованию российского законодательства об обращении с радиоактивными отходами. С докладом по этому вопросу выступил директор ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (НО РАО) Юрий Поляков. Он отметил, что вопрос о коррективах в законодательство был поднят после визита представителей Росатома и депутатов Госдумы во Францию по обмену опытом обращения с РАО.
Юрий Поляков напомнил, что во всех странах с развитой атомной энергетикой были созданы специализированные организации по обращению с РАО. Их организационно-правовая форма в каждой стране своя в зависимости от специфики, тем не менее имеются и общие черты: роль специализированных организаций закреплена на законодательном уровне; их основные задачи – поиск места и обоснование возможности создания объекта геологического захоронения высокоактивных РАО, а также размещение, создание и эксплуатация объектов захоронения средне- и низкоактивных РАО. При этом, как отметил докладчик, существуют три критические точки в деятельности предприятий по обращению с РАО: общественная приемлемость, финансирование и имущественно-земельные отношения. И отсутствие решения одного из них приводит к невозможности функционирования системы.
Специфическими проблемами в этой сфере в России является отсутствие унифицированных правил взаимодействия и принципов разделения ответственности с субъектами РФ и органами местного самоуправления, нередкие проявления радиофобной позиции местных властей, длительность сроков размещения и создания объектов окончательной изоляции РАО в связи с «нагромождением» разрешительно-лицензионных процедур.
Юрий Поляков предложил, с использованием мирового опыта, рассмотреть два варианта обеспечения общественной приемлемости вопросов об обращении с РАО. Первый, более предпочтительный вариант, с условным названием «сверху вниз»: законодательно устанавливаются унифицированный порядок принятия решения о размещении объектов обращения с РАО и законодательная же фиксация конкретных площадок. Второй вариант под условным названием «снизу вверх»: решение принимается правительством по предложению Росатома и согласовывается с муниципалитетами (но не субъектами федерации), при этом выделяются ресурсы для финансирования местной инфраструктуры. Что же касается решения вопроса по земельно-имущественным отношениям, докладчик предложил предусмотреть в законодательстве изъятие земельных участков и порядок их предоставления для строительства пунктов захоронения РАО, при этом взять за образец французское законодательство, где такая процедура чётко прописана.
По итогам обсуждения было принято решение: более детально проработать оба предложенных варианта обеспечения общественной приемлемости, провести их сравнительный анализ, углубленно изучить вопросы, связанные с общественной приемлемостью, взаимодействием с региональными и местными властями, лицензированием и в части земельно-имущественных вопросов.
Вторым был рассмотрен вопрос «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года». Напомним, что по существующим ныне правилам, все изменения в ФЦП должны утверждаться общественным советом соответствующего ведомства. Основанием для необходимости корректировки ФЦП стали, во-первых, изменение организационно-правовой формы ряда участников программы (перевод ГНЦ «ТРИНИТИ» из Московской области в Москву, реорганизацию НИИФА из ФГУП в ОАО), а также коррективы в бюджете на 2015-2017 год. Было предложено: перенести срок завершения ФЦП с 2020 на 2021 год, финансирование строительства реактора СВБР-100 проводить вне рамок программы без привлечения средств бюджета, а также изменить сроки финансирования исследовательских программ по термоядерному синтезу: в РФЯЦ-ВНИИЭФ – с 2020 на 2018 год, в НИКИЭТ – с 2016 на 2014 год. В итоге общий объём финансирования ФЦП уменьшился на 7,3 млрд руб. Целевые показатели сдвинулись по годам, по итогам же программы они не изменились. По итогам обсуждения сделанные предложения были одобрены.
По третьему вопросу – «Роль объектного мониторинга состояния недр при реализации ФЦП ЯРБ -1 и формировании ФЦП ЯРБ-2» - выступил первый заместитель генерального директора ФГУГП «Гидроспецгеология» Марк Глинский. Он напомнил, что согласно принятому в 2011 году закону «Об обращении с РАО», все радиоактивные отходы делятся на удаляемые и особые (к «особым» относят те РАО, для которых риски радиационного воздействия и затрат на извлечение и последующее захоронение выше, чем соответствующие риски и затраты при захоронении на месте).
При отнесении РАО к категории особых необходимо провести исследование, в первую очередь по состоянию недр, для чего необходимо развитие системы объектного мониторинга состояния недр (ОМСН). Как отметил докладчик, важнейшим инструментом ОМСН является математическое моделирование, которое пока осуществляется с использованием импортного программного обеспечения, которое необходимо заменять на отечественное. ФГУГП «Гидроспецгеология» совместно с РФЯЦ-ВНИИЭФ осуществили доработку разработанного ВНИИЭФ программного средства НИМФА применительно к задачам ОМСН.
Что касается результата работ по созданию системы ОМСН на предприятиях Росатома, то, как доложил Марк Глинский, к настоящему моменту проведено методологическое сопровождение и создание автоматизированной информационной системы (АИС) ОМСН на 46 предприятиях (к 2015 году будет на 55 предприятиях). Разработаны концептуальные и прогнозные модели для 21 предприятия (к концу 2015 года – на 30 предприятиях). Созданы сети наблюдения ОМСН на 16 предприятиях («Маяк», КЧХК, отделения РосРАО и др.). По результатам ОМСН проводится работа с общественностью в регионах присутствия 6 предприятиях (пос. Водный, Сосновый Бор, Мурманск, Челябинск, Томск, Кирово-Чепецк). Проведена оценка безопасности эксплуатации ЯРОО на основании математического моделирования на 16 предприятиях. Проведены инженерно-экологические работы на предпроектных стадиях на 15 предприятиях. Таким образом, задачи, поставленные в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2015 года» (ФЦП-1) будут выполнены. Докладчик также представил задачи по развитию системы ОМСН на период действия следующей ФЦП на период 2016-2025 годов (ФЦП-2): методологическое сопровождение (55 объектов), создание сети ОМСН на 13 объектах, математическое моделирование для 29 объектов, обоснование безопасности жизненного цикла для 50 объектов.
По итогам обсуждения Общественный совет одобрил данные предложения.
По четвёртому вопросу – «Парадоксы радиофобии» - выступил заместитель начальника Управления по работе с регионами Андрей Полосин, который представил результаты изучения общественного мнения об отношении радиофобии. Он отметил, что, несмотря на большую работу по просвещению общественности, часто возникают угрозы социальных конфликтов на основе радиофобии. Поэтому по просьбе Росатома Межрегиональная экологическая общественная организация «Зеленый Крест» провела в 12 регионах и городах присутствия Росатома (опросы, фокус-группы, интервью).
В числе интересных результатов исследования (названных автором «основной парадокс радиофобии») – то, что в сознании большинства опрошенных атомная отрасль чётко делится на «мирную» и оборонную, каждая из которых связаны с представлениями о безопасности, но диаметрально противоположным образом (оборонный атом оценивается как средство обеспечения безопасности, а мирный атом воспринимается как угроза). Автор поделил население на «фобийное пространство» (те, кто подвержен радиофобным настроениям) и «нефобийное пространство» (те, кто радиофобии не подвержен), причём, по мнению докладчика, разделение людей по этому признаку явно соответствует их принадлежности к тем или иным социальным группам. В числе выводов автора – «социальные фобии имеют вихревой характер и могут управляться, повышение уровня технических компетенций позволяет перевести индивида из состояния фобийности, но не вызывает активного позитивного поведения индивида; в крупных городах концентрация фобийных граждан выше, при удалении от центров размещения предприятий атомной отрасли уровень фобийности возрастает; радиофобные настроения выливаются в активное поведение только в случае политической ангажированности (если существует политический или экономический «заказчик»).
Обсуждение вызвало оживлённую дискуссию, некоторые из утверждений докладчика были подвергнуты критике. Было высказано мнение, что основным средством преодоления радиофобных настроений должен стать рост образованности населения, высказывались предложения о конкретных мероприятиях по повышению информированности населения об атомной отрасли. По итогам обсуждения было предложено продолжить работы по исследованию радиофобий и детально информировать членов Общественного совета о результатах.
В завершение заседания заместитель председателя Общественного совета Росатома Сергей Барановский представил информацию о планируемом 12-14 ноября в Красноярске VII регионального Форума-диалога «Атомные производства, общество, безопасности». Он отметил, что в форуме-диалоге планируется участие около 300 делегатов, что значительно выше, чем на предыдущих мероприятиях такого рода.