Конструкторы, технологи, маркетологи, руководители, отвечающие за развитие бизнесов, участвуют в программе «Новые продукты Росатома» по двум направлениям — «Бизнес-мастерская» и «Экономика конструирования». Старт был дан в апреле этого года. Обучение направлено на подготовку специалистов, которые будут управлять продвижением новых продуктов. По окончании программы они должны представить индивидуальный или командный проект.
«Я выбрал темой проекта снижение себестоимости газовых центрифуг. Это актуально и подходит под критерии программы, — говорит начальник расчетно-конструкторского отдела «Центротеха» Дмитрий Яценко, участник программы «Экономика конструирования». — Наш традиционный продукт — газовая центрифуга для разделения изотопов урана. Планируем также выпускать газовые центрифуги нового поколения для разделения стабильных изотопов. Я руковожу разработкой газовой центрифуги для разделения легких изотопов. На ней будут нарабатывать углерод-13, который применяется в дыхательных тестах. В ближайшее время поставим пилот заказчику — ЭХЗ».
У Росатома на повестке дня — 46 утвержденных продуктовых стратегий. Помимо этого, есть еще инвестиционные проекты по новым бизнесам. Однако, чтобы расти, необходимы глубокие знания рынков и технологий. Отрасли нужны специалисты с бизнес-мышлением, которые будут развивать новые продукты на всех этапах их жизненного цикла.
«Наша ключевая задача — обеспечить рост выручки от новых бизнесов для достижения стратегических целей Госкорпорации, — говорит директор по развитию и реструктуризации Росатома Олег Барабанов. — Нужно сократить себестоимость и время протекания процессов, в первую очередь по товарам, работам и услугам, которые наиболее востребованы на мировом и российском рынке. Также нужно наращивать проектную деятельность и нарабатывать недостающие компетенции для сегментов B2B и B2C (B2B — business-to-business, клиентом является организация; B2C — business-to-consumer, клиентом является частное лицо. — «СР»). В приоритете – командная работа и горизонтальное взаимодействие организаций отрасли».
В «Бизнес-мастерской» задействованы 60 человек. В ходе обучения они используют инструменты маркетингового и экономического анализа, управления проектами. Участники программы также знакомятся с лучшими примерами развития новых бизнесов. В межмодульный период они займутся разработкой продуктовых стратегий или инвестиционных проектов. Результаты оценят отраслевые эксперты и руководство госкорпорации, в частности члены совета по развитию и глобализации «Росатома».
«Первый модуль программы «Бизнес-мастерская», по управлению проектами, помог мне систематизировать знания, — говорит заместитель директора по производству новосибирского филиала ГСПИ Сергей Носов. — В рамках проектной работы вместе с коллегами будем заниматься стратегией развития опреснительных комплексов большой мощности. У ГСПИ уже есть несколько продуктовых стратегий, одна из которых связана с ядерным опреснением. Это очень актуальная тема, которая прорабатывается под эгидой «Атомэнергомаша».
45 участников программы по направлению «Экономика конструирования» будут работать над снижением себестоимости новых продуктов, что позволит сделать их конкурентоспособными на рынке. Они проведут экономический анализ и разработают техническое решение с использованием инструментов ТРИЗ.
«Мы занимаемся разработкой систем специального назначения, — говорит заместитель начальника научно-исследовательского отдела ВНИИА Андрей Копылов. — Поскольку у меня нет экономического образования, этот курс поможет мне на начальном этапе оценить, насколько выгодно заниматься тем или иным проектом: сколько потребуется денег, какое оборудование и специалисты нужны, как грамотно использовать ресурсы. Эти знания будут полезны не только в работе по снижению себестоимости, но и при взаимодействии с руководителями финансовых отделов».
Кирилл Комаров, первый заместитель гендиректора, директор блока по развитию и международному бизнесу Росатома, прокомментировал:
«Тема новых продуктов была официально поднята на уровне Госкорпорации в 2014 году. Чтобы достичь целей, которые ставит Росатом, недостаточно только того бизнеса, которым мы сейчас занимаемся. Он растет не так быстро, как хотелось бы. К 2030 году не менее 30% выручки должны давать новые продукты. Мы закончили 2016 год с прекрасными результатами, вышли на цифры, которых сами от себя не ожидали: получили выручку почти 200 млрд рублей. Сформирован серьезный задел: портфель заказов по новым продуктам на ближайшие 10 лет превысил 1 трлн рублей. Денег сегодня точно больше, чем нормальных инициатив по их освоению. Опыт программ «Бизнес-мастерская» и «Экономика конструирования» для специалистов ядерного оружейного комплекса в прошлом году был успешным. Было видно, как из живого обсуждения сидящих за столами людей рождаются реальные инициативы, реальные проекты. Мы готовы помогать преодолевать сложности. Главное — чтобы была воля и желание».