Глава украинского "Энергоатома" происнпектировал строительство ЦХОЯТ

1 апреля 2019

Строительная готовность объектов Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива  для украинских АЭС составляет более 72%. Об этом президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский сообщил во время обхода строительной площадки ЦХОЯТ в рамках выездного заседания межведомственной рабочей группы и штаба «Строительства Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива реакторов ВВЭР АЭС Украины», которое состоялось 28 марта в Чернобыле.

В мероприятии, в частности, приняли участие председатель Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения Виталий Петрук, председатель Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Григорий Плачков, директор департамента ядерной энергетики и атомно-промышленного комплекса Минэнергоугля Украины Олег Кориков, представитель Офиса Министерства энергетики США (DOE) в посольстве США в Украине Эдвард Ордонез, директор департамента регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Киевской облгосадминистрации Сергей Золин, представители  районных администраций, руководители проектных и строительных организаций, задействованных в проекте, и другие.

Юрий Недашковский отметил, что параллельно с работами, которые выполняются непосредственно на площадке ЦХОЯТ, Энергоатом работает над модификацией оборудования для обращения с отработавшим ядерным топливом в соответствии с технологией Holtec International.

«На трех атомных электростанциях - Ривненской, Южно-Украинской и Хмельницкой АЭС проводится модификация перегрузочных машин энергоблоков, большой объем работ осуществляется по модернизации кранов полярного действия, которые расположены в герметичном контайменте реакторных отделений энергоблоков. Возможность выполнить соответствующие работы существует только во время планово-предупредительных ремонтов, когда энергоблоки остановлены. И такую ​​работу мы синхронизируем со сроками изготовления оборудования. Сейчас на заводах Holtec в США интенсивно производится и поставляется в Украину оборудование для перегрузки и транспортировки отработавшего топлива, а также оборудования для его хранения на ЦХОЯТ. Уже принято и поставлено в Украину 47 из 56 единиц основного и вспомогательного оборудования», - уточнил Юрий Недашковский.

Он отметил, что у Энергоатома отсутствуют проблемы с финансированием строительства Централизованного хранилища ОЯТ. «Нет проблем с финансированием ни работ, выполняемых непосредственно на площадке Хранилища, ни работ на атомных станциях. Как известно, Энергоатому удалось привлечь для строительства ЦХОЯТ средства на американском фондовом рынке в сумме 250 млн долл., благодаря чему работы по этому проекту выполняются очень ритмично. Это практически единственный наш объект, при строительстве которого мы не испытываем дефицита средств», - подчеркнул руководитель Энергоатома.

Говоря о выполнении графика строительства ЦХОЯТ, Юрий Недашковский напомнил, что в первом квартале 2020 года планируется завершить строительные и пуско-наладочные работы. «Во втором квартале следующего года планируется начать ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса этого объекта, установив первые контейнеры с ОЯТ в зоне хранения Хранилища. Таким образом, следующий год станет решающим по всем направлениям реализации проекта создания в Украине собственного ЦХОЯТ», - отметил глава Энергоатома.

Он также добавил, что в порядке контроля за ходом выполнения работ Энергоатом тесно сотрудничает не только с подрядными организациями, задействованными в строительстве, но и с Киевской областной администрацией, администрацией зоны отчуждения, местными администрациями Иванковского и Полесского районов и города Славутич. «К этому процессу также привлечены Министерство инфраструктуры Украины, «Укрзализныця», которая выполняет свою часть работ по строительству подъездного железнодорожного пути к ЦХОЯТ», - добавил Юрий Недашковский.

Президент Энергоатома затронул вопрос постепенного отчисления 10% общей стоимости строительства ЦХОЯТ на социально-экономическое развитие прилегающих к Хранилищу территорий.

«На сегодняшний день приняты акты о выполнении работ на общую сумму 1,5 млрд грн, таким образом мы готовы перечислить 150 млн грн по заявкам Ивановского, Полесского районов и города Славутич», - отметил Юрий Недашковский.

В свою очередь, выступая с докладом в ходе заседания штаба строительства ЦХОЯТ, генеральный директор ОП «Атомпроектинжиниринг» НАЭК «Энергоатом» Юрий Шейко подчеркнул, что работы по проекту ведутся согласно графику. В частности, он сообщил, что полностью выполнены строительные работы по объекту строительства «Подъездная железнодорожная колея к ЦХОЯТ», завершается обустройство автомобильных дорог вдоль подъездного пути. «По срокам сооружения ключевых объектов Централизованного хранилища отставания нет», - подчеркнул Юрий Шейко.

Из-за отсутствия собственного централизованного хранилища Украины вынуждена каждый год тратить до 200 млн долл. на оплату услуг по вывозу и переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на территории России. Контракт на строительство ЦХОЯТ между Энергоатомом и победителем соответствующего тендера компанией Holtec International был подписан еще в 2005 году, однако по ряду причин, в том числе из-за изменения политической конъюнктуры проект долгое время был фактически заморожен. Реальная работа по этому проекту возобновилась в 2014 году, а строительные работы на площадке ЦХОЯТ, расположенной в зоне отчуждения ЧАЭС, начались в ноябре 2017 года. Генеральный подрядчик по строительству - компания БК «УКРБУДМОНТАЖ». Срок ввода в эксплуатацию 1-го пускового комплекса запланирован на 2020 год. ЦХОЯТ станет автономной ядерной установкой, которая обеспечит длительное хранение (100 лет) ОЯТ с действующих энергоблоков РАЭС, ХАЭС и ЮУАЭС. Для хранения ОЯТ будет использоваться технология поверхностного «сухого» хранения с применением двухбарьерной системы изоляции ОЯТ от окружающей среды, что обеспечивается оборудованием специально спроектированных инженерных систем контейнерного типа. Проектная вместимость ЦХОЯТ составит 458 контейнеров HI-STORM, которые смогут вместить в себя 16 529 отработавших топливных сборок.