По словам французского ядерного общества (SFEN), неспособность обновить свой парк действующих АЭС к 2030 году будет иметь последствия не только для энергетической безопасности страны, но и для ее климатических целей. В настоящее время на атомные электростанции суммарной мощностью 62 ГВт приходится более 70% выработки электроэнергии в стране.
В технической записке, опубликованной 16 июня, SFEN заявило, что энергетическая безопасность Франции к 2050 году находится под угрозой, если энергосистема страны будет далее опираться только на широкомасштабное внедрение возобновляемых источников энергии, а также на технологии, которые еще находятся в стадии разработки и промышленная зрелость которых еще не достигнута.
По словам SFEN, в течение следующих 30 лет французская электроэнергетическая система столкнется с тремя «исключительными проблемами». Во-первых, стране придется заменить большинство существующих энергетических реакторов, поскольку в первой половине 2040-х годов они будут эксплуатироваться уже в течение 60 лет. Это говорит о том, что может случиться так называемый «эффект обрыва». Во-вторых, Франция должна как-то достичь своей цели по углеродной нейтральности к 2050 году. В-третьих, в соответствии со своим текущим Законом об энергетическом переходе, в котором страна должна уменьшить свою зависимость от АЭС в пользу возобновляемых источников энергии, атомная энергетика в свою очередь является ключевым элементом для стабильности всей национальной энергосистемы.
По словам SFEN, Франция также сталкивается с другими серьезными неопределенностями, которые могут повлиять на ее рынок спроса и предложения на электроэнергию. На безопасность поставок в стране может повлиять, например, энергетическая стратегия соседних стран и взаимосвязанность электроэнергетических рынков. Национальная низкоуглеродная энергетическая стратегия Франции предусматривает увеличение потребления электроэнергии на 30% к 2050 году, в значительной степени связанное с электрификацией транспорта и жилья. SFEN заявило, что существуют также технологические и промышленные неопределенности в отношении темпов развертывания и потенциала возобновляемых источников энергии во Франции, а также в отношении технологий накопления энергии, развития ”гибкого спроса” на электроэнергию и возможностей соединения энергосистем.
Два из сценариев, рассмотренных международной консалтинговой компанией Compass Lexecon, были основаны на Многолетней энергетической программе (PPE), опубликованной правительством Франции в ноябре 2018 года. Программа не является законодательным инструментом, но представляет собой траекторию, по которой стана собирается следовать в течение следующего десятилетия с точки зрения энергетической политики. Программа преследует две основные цели: сократить потребление ископаемого топлива в стране и обеспечить прозрачный, справедливый и устойчивый энергетический переход. Она предусматривает закрытие 14,9 ГВт атомной мощности к 2035 году и закрытие всех атомных реакторов после 60 лет их эксплуатации. В другом сценарии рассматривается возможность замены до 20,5 ГВт ядерной мощности к 2050 году. В четвертом сценарии рассматривается отсутствие ядерных генерирующих мощностей после 2050 года. В двух дальнейших сценариях рассматривается общая гибкость в энергосистеме, включая использование батарей и избыточных генерирующих мощностей для производства водорода и метана, а также соединение энергосистем и реагирование на спрос.
В SFEN сказали, что сценарии, смоделированные Compass Lexecon, указывают на то, что, даже если к 2050 году страна нацелится на снижение уровня ядерной энергетики до 30% в своем энергетическом балансе, то Франция "скорее всего столкнется с ростом напряженности, умноженной, если этот уровень будет ниже". Французское ядерное общество заявляет, что в любом из сценариев ветровая и солнечная энергетика "будут сдвинуты до предела" с серьезными ограничениями приемлемости и что "потребности в управлении гибкостью будут основаны на большой ставке в отношении технически и промышленно незрелых технологий".
«Помимо технических рисков, существует еще центральный вопрос об экономической инфраструктуре (имеется в виду регулирование и участники рынка), чтобы желаемая траектория была реализована и цели были достигнуты», - отметило SFEN, - «Сценарии демонстрируют высокую волатильность оптовых цен, частично связанную с явлением, известным как« каннибализация» альтернативными источниками энергии, которое еще более усиливается их моделями систем хранения энергии. Таким образом, моделирование подчеркивает необходимость создания новой инфраструктуры, адаптированной ко всем низкоуглеродным технологиям. В свою очередь, SFEN указывает на необходимость сохранения стабилизирующей роли атомной энергетики для общего экономического баланса электроэнергетической системы ".
По словам SFEN, отказ от обновления ядерного парка страны будет иметь последствия уже к 2030 году:
«Утрата ядерных технологий из-за принятия решения не модернизировать АЭС или отсутствие принятия какого-либо решения по этому вопросу может иметь важные и видимые последствия с середины 2030-х годов как для нашей стратегии в области электроснабжения, так и для достижения наших климатических целей ... Франция должна гарантировать свой ядерный потенциал сегодня, запустив программу, которая укрепит ее потенциал по строительству АЭС и создаст ряд эффектов, необходимых для достижения конкурентоспособности в этой сфере».
SFEN рекомендует, чтобы Франция включила проект по строительству серии из трех пар атомных энергоблоков в свой план восстановления после COVID, и подтвердила запуск данного проекта после соответствующих исследований в середине 2021 года. Общество также заявляет, что Европейский союз должен включить новые проекты по атомному строительству в свою «зеленую сделку» и связанные с этим планы по соответствующим финансовым механизмам.