Центральный проектно-технологический институт (АО «ЦПТИ», входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») в рамках направления «Цифровой инжиниринг» создал 3D-модель транспортного упаковочного комплекта ТУК-166 и успешно провел испытания модели готового изделия, предназначенного для транспортирования отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) реакторов ЭГП-6 Билибинской АЭС, расположенной на Чукотке.
Масштабная модель двухцелевого ТУК-166 весом 6500 кг была изготовлена по разработанной АО «ЦПТИ» конструкторской документации. С помощью технологий цифрового 3D-моделирования ТУК был испытан на герметичность и радиационную безопасность практически во всех возможных состояниях, начиная от нормальных условий эксплуатации, заканчивая воздействием землетрясения и пожара и погружением в воду при хранении.
Межобъектовый транспортный упаковочный комплект необходим для транспортирования пеналов с кондиционными отработавшими тепловыделяющими сборками и пеналов с негерметичными или дефектными по конструкции сборками реакторов ЭГП-6 к месту переработки ОЯТ. Кроме того, ТУК будет использоваться для временного технологического хранения (до 30 лет) отработавших сборок на площадке Билибинской АЭС – до времени их вывоза на завод регенерации топлива.
Физические испытания модели ТУК прошли в Научно-исследовательском испытательном комплексе ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» (г. Снежинск Челябинской области) при участии Межведомственной комиссии, включающей представителей Госкорпорации «Росатом», АО «Концерн Росэнергоатом», Ростехнадзора, АО «ЦПТИ», ФМБА России, АО «Атомспецтранс» и других организаций.
На базе РФЯЦ–ВНИИТФ были проведены испытания, имитирующие аварийные условия перевозки: сброс модели ТУК-166 с высоты девяти метров в горизонтальном положении на плоское недеформируемое основание и сброс с высоты одного метра на штырь, установленный на недеформируемое основание.
Кроме того, для проверки способности контейнера выдерживать аварийные условия при выполнении транспортно-технологических операций имитировалось падение ТУК без транспортных демпферов в вертикальном положении, крышкой вниз, с высоты пяти метров на жёсткое основание.
По результатам проверок комиссия подтвердила сохранение общей герметичности модели ТУК и герметичность разъемных соединений наружной крышки, а также установила, что конструкция модели соответствует техническим условиям. Способность контейнера сохранять герметичность при аварийных условиях эксплуатации и перевозки исключает причинение вреда природе и окружающей среде при транспортировании отработавших ТВС до места назначения, что, в свою очередь, свидетельствует об экологичности конструкции.
«Успешные испытания модели ТУК-166 подтвердили высокий уровень конструкторских компетенций АО «ЦПТИ» в области цифрового инжиниринга и моделирования сложных технических объектов. Численное моделирование аварийных воздействий на этапе технического проекта позволило выбрать оптимальные решения и с первого раза в ходе испытаний подтвердить их эффективность», – пояснил генеральный директор АО «ЦПТИ» Михаил Тарасов. – Центральный проектно-технологический институт, являясь центром инжиниринговых компетенций Топливной компании «ТВЭЛ», применяет широкий расчетный инструментарий для обоснования конструкторских решений. Это позволяет эффективно реализовывать проекты развития и модернизации инфраструктуры и конструировать оборудование для атомной отрасли, в том числе для обращения со свежим и отработавшим ядерным топливом».
Ранее экспертиза документации технического проекта ТУК-166 АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» установила соответствие требованиям ядерной безопасности, а инспекция в ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России» установила полное соответствие конструкции действующим санитарным правилам и нормам.