Какие подлодки нужны ВМФ России? Наш ответ «Вирджинии»

4 августа 2011
АПЛ проекта 955. © Фото: de.wikipedia.org/Tupolev/cc-by-sa 3.0

Главную ударную силу российского «подплава», способную сокрушать целые континенты, сегодня составляют ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), и с обновлением этого важнейшего элемента ВМФ России все относительно ясно.

В настоящее время уже провел первую стрельбу «Булавой»  «Юрий Долгорукий»  головной РПКСН проекта 955, известного также под шифром «Борей»,  проходит испытания второй крейсер – «Александр Невский», на стапелях находятся еще два ракетоносца этого типа, и еще четыре должны быть заложены в ближайшие пять лет.

Останутся в строю как минимум еще на 20 лет и вошедшие в строй во второй половине 80-х – начале 90-х годов РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин», несущие ракету «Синева». Шести «Дельфинов» и восьми «Бореев» вполне достаточно, чтобы обеспечить морскую компоненту стратегических ядерных сил.

Вопросы возникают относительно замены многоцелевых атомных субмарин советской постройки. В настоящее время в составе флота по открытой информации находятся 27 АПЛ четырех проектов.

В том числе: 12 субмарин проекта 971 «Щука-Б», 8 – проекта 949А «Антей», 4 – проекта 671РТМ(К) «Щука», 3 – проекта 945 и 945А. Эти лодки в массе также введены в строй на рубеже 80-90-х годов, и нуждаются в обновлении.

Часть из них можно сохранить в строю еще на 15-20 лет за счет ремонта и модернизации, это относится прежде всего к субмаринам наиболее современного проекта 971.

Проект 949А сохранить в строю куда сложнее из-за прекращения производства главного вооружения этих лодок – противокорабельных ракет 3М45 комплекса П-700 «Гранит».

Наследники многочисленного семейства – последние лодки проекта 671РТМ(К), конструкция которых восходит к базовому проекту 671 разработки 60-х годов, при всех своих положительных чертах, все же не соответствуют сегодняшним требованиям по шумности, и возможностям оборудования.

Их модернизация окажется неоправданно дорогой, равно как и поддержка в строю мелкосерийных титановых АПЛ проекта 945 и 945А, завод-изготовитель которых («Красное Сормово»), уже почти двадцать лет как прекратил строительство атомных подлодок.

Как следствие, к середине-концу 2020-х годов из нынешних 27 АПЛ в составе флота останутся 12, а вероятнее всего – 6-8 АПЛ проекта 971, которые при условии капремонта могут прослужить до конца 30-х годов.

При этом даже нынешнее количество многоцелевых атомных субмарин недостаточно для выполнения задач ВМФ. Очевидно, что для поддержания хотя бы нынешнего уровня, флот должен получить в ближайшие 15-20 лет не менее 20 АПЛ.

Сегодня на замену четырем советским проектам готовится один новый – проект 885 «Ясень». Головная субмарина этого типа, «Северодвинск», проходит испытания, строится вторая лодка – «Казань», должна быть спущена на воду в следующем году, а всего до 2020 года флот должен получить не менее 8 лодок данного проекта – такое заявление сделал главком ВМФ России Владимир Высоцкий в интервью РИА Новости.

Лодки проекта 885 – крупные, тяжеловооруженные, быстроходные многоцелевые субмарины, но их достоинства определяют и их главный недостаток: высокая цена, превышающая на сегодняшний день 110 миллиардов рублей за единицу.

В свое время аналогичная цена (около 4 млрд долларов) оказалась излишней для США и стала поводом для отказа от строительства серии АПЛ типа «Си Вулф». Сегодня для ВМС США строятся намного более скромные по размерам и ТТХ «Вирджинии», стоимость которых началась с 2,8 миллиардов долларов, а в процессе развертывания серии упала уже до двух миллиардов за единицу.

Минобороны сегодня ведет «борьбу за цены» с ОПК, и возможно, стоимость новых «Ясеней» удастся привести  к рубежу, скажем, в 90 миллиардов рублей, однако это не решение проблемы.

«Ясени» - сложные объекты, и даже если они будут стоить «только» три миллиарда долларов вместо почти четырех, построить больше 12 этих субмарин в ближайшие 15 лет вряд ли удастся.

Подобное положение грозит провалом численности атомного подплава и потерей флотом способности выполнять свои задачи в нужном объеме – никакая, пусть даже самая лучшая, субмарина не может одновременно находиться в двух местах.

Выход из ситуации возможен только за счет строительства более дешевых и массовых АПЛ, фактически – наследников семейства 671, которые были настоящими «рабочими лошадками» отечественного подплава в 70-90-х годах. Известно, что ряд отечественных КБ уже работает над подобными проектами, которые можно было бы назвать «нашим ответом «Вирджинии».

АПЛ проекта 671 «Ёрш»

Требования к такой лодке достаточно просты: стоимость не превышающая 50-60 миллиардов рублей, вооружение в составе4-6 торпедных аппаратов и универсальной пусковой установки для 12 крылатых ракет различных типов.

Это позволит сделать лодку значительно меньше по размерам, нежели «Северодвинск», имеющий 10 ТА и пусковую установку на 24 крылатых ракеты. От новой субмарины не требуются рекорды скорости и глубины погружения, вместе с тем она должна соответствовать перспективным требованиям по малозаметности, и иметь современное оборудование, особенно гидроакустику.

Если этот проект удастся довести до закладки головной субмарины к 2015-16 году, то, при условии модернизации судостроительных мощностей, строительство 12-15 таких лодок к 2030 году не выглядит нереальным. А при сокращении серии «Ясеней» до 3-4 единиц – возможны и большие объемы. В сочетании с ремонтом и модернизацией лодок проекта 971, строительство этих субмарин позволит сохранить необходимый уровень численности атомного подплава, а затем и вновь нарастить его.