Константин Зайцев: Непременным условием крупномасштабного и инновационного развития атомной отрасли является совершенствование ее законодательного обеспечения

7-9 июня в Москве проходит международный форум АТОМЭКСПО 2010. В рамках форума был проведен круглый стол «Актуальные вопросы ядерного права и законодательного обеспечения развития атомной отрасли» и симпозиум «Актуальные вопросы международного ядерного права».

Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике:
"Непременным условием крупномасштабного и инновационного развития атомной отрасли является совершенствование ее законодательного обеспечения. Значительным шагом в этом направлении стало принятие в первом чтении проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Законопроект предполагает создание единой государственной системы обращения с РАО и установление нормативных требований к этой деятельности. В апреле - мае шла подготовка законопроекта ко второму чтению. В профильном комитете для рассмотрения поправок к законопроекту была создана рабочая группа. Как сопредседатель рабочей группы, отмечу, что спектр мнений оказался весьма широк, поэтому в ее состав были включены парламентарии обеих палат, представители Минприроды России, Российской академии наук, ГК "Росатом" и других ведомств, в обсуждении принимали участие представители общественных организаций.

Ряд вопросов, которые ставят критики этого нормативного акта, уже решены. Это касается в том числе уточнения сферы действия законопроекта, который не распространяется на отношения в области обращения с отработавшим ядерным топливом. Также учтено замечание относительно того, что в законопроекте не регулируются отношения по экспорту и импорту РАО, - в его текст внесена соответствующая статья.

Как показала дискуссия, определённое непонимание связано со сферой компетенции Росатома и специально уполномоченных органов, а также с применением действующего природоохранного и иного законодательства. Мнение критиков закона о том, что законопроект прописан Росатомом под себя, содержит, по всей видимости, опасение, что госкорпорация сможет формировать политику обращения с РАО, исходя из собственных интересов.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на статью 2 законопроекта, где приводятся федеральные законы, регулирующие отношения в области обращения с РАО. Наряду с федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других в эту статью включён по предложению экологических организаций и Водный кодекс Российской Федерации. Также имеет смысл внимательнее посмотреть статью законопроекта, в которой указаны полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Можно привести и другие примеры, когда критика положений законопроекта связана с недостаточным знанием действующего законодательства в области радиационной безопасности и общепринятых принципов осуществления этой деятельности.

Например, из определений ряда терминов предлагалось полностью исключить слова «экономически обоснованное» и «затраты», таких предложений было много. Однако такая позиция неверна, и нужно чётко понимать почему. Одним из руководящих принципов обеспечения радиационной защиты является принцип оптимизации, который предусматривает учёт социальных и экономических факторов. Этот принцип является одним из критериев принятия решений по минимизации вредного воздействия радиации, рекомендуемых Международной комиссией по радиологической защите и МАГАТЭ. Он также прописан в Федеральном законе "О радиационной безопасности населения» и успешно применяется на практике при обосновании тех или иных действий. Если же этот принцип убрать, то мы столкнёмся с ситуацией, когда будет выгодно до бесконечности раздувать затраты на те или иные мероприятия и будет действовать принцип «чем дороже - тем лучше».

Сейчас, когда законопроект фактически подготовлен ко второму чтению, следует усилить внимание к разработке законопроектов «Об обращении с отработавшим ядерным топливом» и «О выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии». Опыт работы над указанными документами показывает, что правовая схема создания основ единой государственной системы в области обращения с РАО не может быть в полной мере применена к проблемам обращения с отработавшим ядерным топливом и вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Очевидно, что здесь требуются новые подходы и законодательные решения".