Белоярские атомщики отрабатывают новые технологии по выводу блоков № 1 и 2 первого поколения из эксплуатации. В рамках этой программы реализуется уникальный проект по подготовке к вывозу ОЯТ с территории АЭС.
Апрель в некотором смысле символичный для Белоярской АЭС месяц. В апреле 1964 года был сдан в эксплуатацию блок № 1, а спустя ровно 30 лет его отправили на «заслуженный отдых». Минуло ещё восемь лет, и точно так же, в апреле, прекратил работу второй реактор. Но и сегодня энергоблоки по-прежнему в стадии подготовки к выводу из эксплуатации. Конечно, это не означает, что после остановки основного оборудования всё замерло. Наоборот – последовательно, с учётом сроков регламента здесь проводится целый комплекс необходимых технологических операций. А это накладывает и определённые требования по безопасности.
Несколько кордонов охраны, часовые на проходной, проверка документов, особый досмотр фото- и электронной техники, изъятие мобильных телефонов, двойная вертушка, спецсопровождение – и только потом нам выдают «белые одежды»: халаты, чепчики, перчатки, носки и обувь. Дозиметр показывает «ноль», но при этом всех предупреждают: не касаться без особой надобности перил, стен, оборудования. Так, на всякий случай.
Белоярская АЭС уникальна во всём. Она первая, обеспечившая промышленный уровень мощности производства новой в стране атомной энергии, и единственная, если смотреть по типам используемых реакторов и видам топлива. Фактически это полигон для изучения и отработки передовых технологий применения мирного атома. В данном случае опыт БелАЭС бесценен не только для российских станций, но и для развития атомной отрасли в международном масштабе. Здесь показывает себя в действии реактор на быстрых нейтронах БН-600, развёрнуто строительство блока четвёртого поколения БН-800.
Потребности экономики в дешёвых источниках энергоресурсов активизируют усиленный поиск инновационных технологических решений, которые бы существенно расширили топливную базу и минимизировали радиоактивные отходы путём замыкания ядерного топливного цикла. А это уже касается не только белоярской площадки.
К НУЛЕВОЙ ОТМЕТКЕ
Первые энергоблоки с водографитовыми канальными реакторами на тепловых нейтронах АМБ-100 и АМБ-200 («Атом мирный большой») в своё время прославили БелАЭС и маленький городок Заречный в Свердловской области. Теперь турбогенераторы в машинном зале затянуты плёнкой, непривычно тихо, застыли стрелки на блочных щитах управления.
– Реакторы пусты. Тысяча каналов сборки в графитовой кладке и, соответственно, столько же стояков загерметизировано. Теплоноситель слит, контуры обезвожены, насосы и электросхемы разобраны. Отработанное ядерное топливо выгружено и хранится в приреакторных бассейнах выдержки, – перечисляет начальник реакторно-турбинного цеха № 1 Валерий Лебедев. – И до тех пор, пока оно не будет вывезено на переработку, по действующим правилам энергоблоки нельзя считать выведенными из эксплуатации. Сегодня они числятся как функционирующие в режиме остановленного блока.
Срок выдержки оборудования до дальнейшего демонтажа и консервации составляет 50 лет. Однако статус первого и второго блоков по контролю, как подчеркнул директор БелАЭС Михаил Баканов, остаётся таким же, как и действующих.
Так что жизнь первенцев атомной энергетики продолжается, как в замедленной киносъёмке: в помещениях не прекращается теплоподача и вентиляция, регулярно проводится санитарная обработка, периодически делается ремонт.
Покидая остановленные блоки, вновь сверяем показания дозиметров – ноль. Проходим через спецустановку – на дисплее высвечивает «чисто». Интересно, что появится на этом месте после окончательного вывода из эксплуатации обоих блоков, до какой степени чистоты удастся довести площадку? Правда, это отдалённая перспектива, и принципиального решения пока нет, хотя об этом уже многие мечтают. Сейчас важнее другая задача – вывезти с территории БелАЭС отработанное ядерное топливо.
ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ
Эти «рыбки» – стержни с ОЯТ реакторов АМБ – длиной по 15 м каждая под непрерывным наблюдением специалистов «плавают» в специальном бассейне. Спустя определённый срок погружённые в воду, очищаемую сорбентом «Термоксид», кассеты с тепловыделяющими сборками подверглись естественной коррозии. И тогда, чтобы защитить их поверхность из чёрной углеродистой стали, кассеты зачехлили в нержавейку.
Это позволило усилить безопасность хранения ОЯТ. К слову, всего в бассейне порядка 5 тыс. единиц тепловыделяющих сборок. Новые подходы к хранению облучённого топлива также обеспечат надёжность его транспортировки.
Раньше, когда ещё не было технологий по переработке ядерного топлива, бассейны выдержки на АЭС могли стать вечным пристанищем для ОЯТ. Но сегодня такие материалы, особенно с высоким остаточным содержанием урана, рассматриваются как ценнейшее сырьё, из которого на специализированных предприятиях можно произвести новое топливо для АЭС. Поэтому сборки с ОЯТ белоярских реакторов – потенциальные «золотые рыбки», которые ждут своего часа.
СТАЛЬНОЙ VIP-САЛОН ДЛЯ ОЯТ
Транспортировка ОЯТ из Свердловской области – отдельный сложный проект, потребовавший консолидации лучших конструкционных, материаловедческих, технических решений и оригинальных технологий. Точные даты перемещения и доставки особого груза зависят от готовности принять его предприятием-переработчиком, однако уже известно, что к 2020 году ОЯТ реакторов АМБ с БелАЭС будет вывезено полностью.
Реальность сроков, в частности, со стороны самих энергетиков и их партнёров по проекту подтверждается комплексом уже выполненных подготовительных мероприятий. Так, ядерный центр ВНИИТФ (Снежинск) спроектировал транспортно-упаковочный контейнер (ТУК-84/1), который затем был изготовлен из рулонной стали особых марок на заводе «Уралхиммаш».
Приёмочные испытания ТУК длиной 15 м и весом более 90 т проведены с имитацией нагрузки при столкновении поездов со скатыванием на каменную глыбу. Успешно завершены и ходовые испытания вагона-контейнера ТК-84/1 с раздвижной крышей и встроенным кантователем. Спецтехнику грузоподъёмностью 180 т сконструировали в Центральном КБ транспортного машиностроения, а собрали на Тверском вагоностроительном заводе. Со стороны БелАЭС требуется завершить работы для выполнения транспортно-технологических операций по системе телевизионного наблюдения для дистанционного управления и контроля; модернизации узла загрузки с использованием робототехники; изготовлению мобильного робототехнического комплекса с комплектом вспомогательной оснастки и установки кассет в тонкостенные чехлы из нержавеющей стали.
Источником финансирования программы вывода энергоблоков № 1 и 2 на БелАЭС являются собственные средства ОАО «Концерн «Росэнергоатом». В 1995 году создан резерв на покрытие данных расходов – регулярные отчисления составляли 1,3 % от сбыта энергии. С 2002 года фонд пополнялся уже за счёт части выручки, полученной АЭС от реализации продукции. Эти средства покрывают затраты на подготовку и вывод из эксплуатации ядерных реакторов.
Сегодня два блока также остановлены на Нововоронежской АЭС. Ещё восемь – на Билибинской, Курской и Ленинградской станциях – вскоре исчерпают свой ресурс. Начнётся сложный и длительный процесс их вывода из эксплуатации. Но уже с опорой на белоярский опыт.
P. S. 8 апреля, БН-600 отметил 31 год безупречной работы, срок службы реактора на быстрых нейтронах продлён. Сейчас здесь тестируется технология замкнутого ядерного топливного цикла для БН-800, пуск которого планируется на 2014 год.