Нарушения в сфере закупок – больное место для любой российской госкомпании. Введение единого корпоративного стандарта и налаженный контроль помогают с этим бороться. Но если возникает спор между закупщиками и поставщиками, разрешить его можно только с помощью Центрального арбитражного комитета Росатома.
Центральный арбитражный комитет (ЦАК) работает с ноября 2009 года. Он решает споры между закупщиками и поставщиками и предотвращает нарушения единого отраслевого стандарта закупок. До последнего времени заседания ЦАК были закрыты для прессы, но недавно нам удалось побывать на одном из них.
Вообще в состав ЦАК входит семь человек, но на заседании обычно присутствуют трое – столько арбитров участвует в решении споров, не требующих изменения единого корпоративного стандарта. К разбирательству приглашается и независимый эксперт.
Заседания комитета по своей сути напоминают судебное слушание. Стороны в присутствии арбитров высказывают друг другу претензии и получают оценку своих действий, подтверждают собственную правоту или выясняют, в чём же они нарушили правила.
Итак, на заседании, где нам удалось побывать, разбиралось две жалобы компаний-поставщиков на действия закупщиков – организаций, входящих в госкорпорацию. Для начала председатель ЦАК, замдиректора департамента внутреннего контроля и аудита Росатома Павел Тихомиров, предложил участникам заседания заявить ходатайства об отводе арбитров. Эта мера позволяет исключить возможность того, что кто-то из членов комитета может быть заинтересован в вынесении решения в пользу одной из сторон.
А дальше разгорелись нешуточные страсти, каждый изо всех сил старался доказать свою правоту: кто-то ссылался на недостаточность документации в заявке, кто-то объяснял, что, вопреки мнению потенциального покупателя, его лицензия полностью соответствует требованиям стандартов. Иногда заявители, осознавая, что проигрывают, меняли тактику и даже переходили на личности. Такие попытки пресекаются: цель процесса – обеспечить соблюдение единого корпоративного стандарта и исключить возможность коррупционных сговоров, а не разбирать взаимные обиды.
Как нам рассказал председатель ЦАК, чаще всего жалуются на неправомерные требования к участникам размещения заказа, к документам, которые должны быть представлены в составе заявок, или на отсутствие обязательных сведений в документации. Дальше идут формальные нюансы – нарушения порядка оформления протоколов, сроков размещения заказов на сайте и т. д. Третье место по количеству жалоб занимает необоснованный отказ в допуске.
Итак, заседание закончилось. ЦАК, в частности, признал частично обоснованной жалобу ЗАО «Энерготехпром» на действия Нововоронежатомэнергоремонта (компания была исключена из конкурсной процедуры на проведение толщинометрии основной части паропроводов блока № 5 Нововоронежской АЭС) и отклонил жалобу ЗАО «Титан-2» на действия ОАО «СпбАЭП» (компания оспаривала законность проведения тендера в форме редукциона на строительство трёх объектов в рамках сооружения Ленинградской АЭС – 2 ). Обе конкурсные процедуры ранее были приостановлены до вынесения решения ЦАК.
Во всех разбирательствах главную роль сыграл независимый эксперт. Он дал юридическую оценку действиям заявителей и ответчиков, после чего стало понятно, на чью сторону склоняется чаша весов. Но однозначных победителей в спорах не было: правила нарушали все – кто-то больше, кто-то меньше.
– Обоснованных жалоб поступает больше, чем необоснованных, – продолжает Павел Тихомиров. – За 2010 год свыше половины заявлений были признаны правомерными. Но даже если жалоба неправомерна, мы выявляем нарушения со стороны заказчиков и выносим рекомендации по устранению этих нарушений.
Количество обращений в ЦАК растёт. Видимо, дело в том, что о существовании комитета узнают всё больше участников закупок. И, судя по всему, этот механизм действительно эффективен (из заявителей, подавших 301 жалобу в 2010 году, лишь 10 сообщили о том, что не удовлетворены решением
комитета).
Вскоре у ЦАК появятся новые обязанности. В отрасли сейчас активно идёт процесс по выводу и продаже непрофильных или неликвидных активов. Комитет будет разбирать спорные случаи и жалобы на нарушения и в этой сфере.