— А если честно, что вы ожидали увидеть, когда ехали на АЭС? Может, страшно было или какие-то другие ощущения? — улыбаясь, интересуется Вадим Койнов, начальник управления информации и общественных связей Ростовской атомной станции, перед тем как начать экскурсию. Приглашенные на объект журналисты без колебания отвечают — страха нет. Известно ведь, что со времен Чернобыльской АЭС и аварии на АЭС «Фукусима-1» произошло немало положительных изменений. Надежность системы безопасности не вызывает сомнений. Впрочем, не помешает все увидеть своими глазами. В этом году 20 августа атомной отрасли в России исполнилось 70 лет, юбилей совпал с переходом Ростовской АЭС на новый этап в своей работе. В связи с этим региональным журналистам представилась возможность побывать на атомной станции, находящейся в окрестностях Волгодонска, и узнать о ней немало интересного.
Первое впечатление обманчиво
Еще во время дороги вспоминаются фотографии АЭС, увиденные в детстве: огромные серые колбообразные башни, ко всему прочему дымящие. Место, куда мы едем, представляется достаточно мрачным, хоть и не опасным. Примерно таково первое впечатление от атомной станции.
Как серьезно здесь относятся к безопасности, становится ясно уже у ворот, за которыми находится объект. Перед тем как пропустить нас, охрана собирает и проверяет паспорта каждого журналиста.
И вот перед нами ухоженная озелененная территория — куда просторнее, светлее и ухоженнее, чем представлялось. Верхушки каждого энергоблока выкрашены в цвет российского флага, а те самые колбообразные башни хоть и огромные, но вовсе не мрачные. Перед энергоблоками стоит небольшая часовня.
У входа в главное здание нас встречают Вадим Койнов, о котором уже упоминалось выше, и начальник смены станции Игорь Собко.
После повторной проверки паспортных данных и журналистского оборудования нас проводят в просторный зал. Перед нами электронные часы, но не простые: на них показано время жизни каждого блока начиная с момента его запуска.
На столе в ряд выложены каски — подготовлены для каждого журналиста. Выслушав про технику безопасности от наших экскурсоводов, движемся по лестнице выше.
На стенах — фотографии, на которых можно увидеть всю историю АЭС, от первого камня, заложенного в 1977 году, до современного вида на весь комплекс. Документальные кадры сменяют детские рисунки. Тема выставки — ответственность в работе на АЭС и ценность человеческой жизни. Тут изображены и рыжие белки в касках со словами «В каске надежнее», и юный химик с фразой «Мир меняется. Безопасность — прежде всего», и радостные семьи, обращающиеся к зрителю: «Чтоб безопасным был твой труд, ответственность нужна. Тебя здоровым дома ждут и дети, и жена!». Вскоре мы оказываемся у входа в центр подачи электроэнергии.
Хранители электричества
Первое, что мы видим в центре, — карта передачи тока. Ее можно сравнить с деревом, имеющим множество ответвлений, или с узорчатой паутиной.
— Мы подаем электричество в единую энергосистему, — комментирует Игорь Собко.
Электроэнергия Ростовской АЭС передается жителям по пяти линям электропередачи: «Шахты» (Ростовская область), «Тихорецк» (Краснодарский край), «Невинномысск» и «Буденновск» (Ставропольский край) и «Южная» (Волгоградская область). Затем на узлах подстанций энергия от одной линии идет еще на несколько понижающих потоков.
В этом центре работают два человека, которые ответственны за подачу тока по линиям, они следят за тем, чтобы процесс проходил правильно, без сбоев в системе. Сотни огоньков мигают на экранах — каждый из них важный элемент во всей системе, хоть и такой простой на вид. Суточная выработка электроэнергии каждым блоком составляет порядка 25 млн кВт·ч.
Нас проводят в другой кабинет, где как раз работники следят за исправностью каждого энергоблока: регулируют количество пара, масла, воды в оборудовании и сооружениях. В их ведении также пожарная безопасность и вентиляция.
Вадим Валерьевич подробно рассказывает о серьезном подходе к работникам. По его словам, существует специальный тренажер, на котором моделируются различные аварийные ситуации. Оперативные работники не просто проектируют известные катастрофы, а придумывают самые немыслимые их комбинации. Решение о том, что делать в таких случаях, принимается в течение нескольких секунд — минут.
Если говорить о приеме на работу в отделы АЭС, то тут тоже все серьезно. На старших курсах студенты проходят здесь практику, и только те, кто отличился уже во время обучения, имеют большие шансы попасть в штат АЭС. Особый подход и к психологическому состоянию будущих работников — с ними работают профессиональные психологи, не допуская, чтобы работником стал неуравновешенный человек. Частые экзамены в течение рабочего года — также нормальное и естественное явление для сотрудников АЭС.
Настоящий масштаб АЭС
Пройдя 3 энергоблока, мы оказываемся в отделе, где находятся турбина и генератор станции. Тут ощущается вся грандиозность сооружения — эти два механизма играют решающую роль в производстве электричества. Турбина крутит генератор, который и вырабатывает электроэнергию. Внимание привлекают разноцветные трубы. По словам Игоря Собко, цвета являются указателями того, какое вещество проходит по трубе. По красным — пар, по желтым — масло, по зеленым — вода.
Из окна открывается вид на колбообразную башню вблизи. Улыбаясь тому, что я называю ее «колба», Вадим Валерьевич поясняет, что это градирня. Она служит для охлаждения воды, направляемой потоком воздуха. Таким образом, из нее выходит не дым, как можно подумать сначала, а испарения.
Вообще, когда начинаешь читать про атомную энергию, встречаешь много противоположных мнений. Начиная от того, что этот вид энергетики самый опасный, и заканчивая тем, что он один из самых экологически чистых. В последние годы вторая точка зрения превалирует над первой.
— Атомная энергия, действительно, экологически чистая. У нас нет выбросов. Кроме того, такая станция не создает препятствий. Так, например, гидроэлектростанции перегораживают реки, чего не делают атомные, — комментирует начальник управления информации.
Здесь же из окна мы наблюдаем строительство 4-го энергоблока, которое планируется завершить в 2017 году.
Третий блок к работе готов
У энергоблоков есть несколько этапов жизни. Первый — опытная эксплуатация, куда входит испытание всех систем. При этом все процессы подтверждаются документально: подкрепляются Ростехнадзором и специальными актами, и только потом для блока начинается следующий, опытно-промышленный этап. В августе этого года 3-й блок перешел на второй этап. В ближайшее время он вступит в промышленную эксплуатацию, объясняют нам.
Запуск 3-го блока важен по трем причинам. По словам Вадима Койнова, это, во-первых, дополнительная выработка электроэнергии. Во-вторых, открытие еще одного блока означает увеличение количества рабочих мест, в том числе для обслуживающего персонала. На данный момент на двух блоках трудится около 2800 человек, 500 — на строительных работах. В-третьих, увеличатся налоговые отчисления в бюджет. Стоит отметить, что средняя зарплата на станции для работающих на блоках — 60 тысяч рублей.
Безопасность на первом месте
— У нас выработалась культура безопасности — осознанные действия каждого работника по ее обеспечению. Таким образом, он знает, что делает и к каким последствиям это приведет, — отмечает наш проводник.
Он объясняет и то, почему не может быть выхлопов:
— Имеется гермозона там, где расположен реактор. Таким образом, до верха ничего не дойдет в случае непредвиденной ситуации. К слову, аварий у нас нет, есть нештатные ситуации. Например, может произойти замыкание. В таком случае энергоблок автоматически разгружается.
Гермооболочка реакторного отделения энергоблоков позволяет выдержать экстремальные внешние воздействия, такие как землетрясения силой до 7 баллов, смерчи, ураганы, воздушные ударные волны, падение самолета.
Ростовская АЭС всегда учитывает прошлый опыт, в том числе самый недавний. Серьезная модернизация была проведена после аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. По словам Вадима Койнова, реализовали специальную программу: на каждой атомной станции появились дизельные установки, которые обезопасят от любой природной катастрофы.
Недаром за короткое время работы Ростовская АЭС четырежды была признана самой безопасной атомной станцией России!
Если говорить о безопасности работы на АЭС, то большинство отделов, где работают люди, совершенно не подвержены опасности для здоровья. По словам наших экскурсоводов, производственный вред есть, например, для здешних химиков. Однако он не больше, чем у всех химиков или слесарей.
Последним помещением, куда нас ведут, становится молитвенная комната. Казалось бы, атомная станция — детище технократии, но тут духовность и наука переплетаются между собой.
На этом наша экскурсия завершается. Теперь атомная станция представляется не чем-то серым и безликим, а единым отлаженным механизмом, где работают настоящие профессионалы своего дела, люди, которые ставят безопасность превыше всего.