На прошлой неделе мировой журнал об энергетике «Energy Intelligence» опубликовал материал «10 лет атомной трансформации Кириенко» (Russia: Kiriyenko's Nuclear Transformation After 10 Yearsexternal link, opens in a new tab). Несмотря на западное происхождение издания, известный аналитик Гари Пич констатирует, что за последние десять лет российская атомная отрасль достигла небывалого прорыва: от решения проблем наследия и получения статуса важного игрока на мировом рынке урана - до формирования $100-миллиардной контрактации на блоки российского дизайна за рубежом.
Тональность такой оценки эксперта никак не свойственна зарубежным аналитикам, которые предпочитают рассуждать о российской атомной энергетике в темных красках и с акцентом на очередные российские угрозы. На таком общем фоне материал «Energy Intelligence» заслуживает особого внимания. Может, мы (читатели) становимся очевидцами появления достоверного подхода к оценке эффективности работы наших компаний на энергетической карте мира?
Приводим выдержки из оригинального материала:
«В эти дни Сергей Кириенко отмечает свое 10-летнее пребывание в должности главы российской атомной отрасли, десятилетие, которое было отмечено наибольшими преобразованиями в этом секторе за всю его историю. Заштатное федеральное агентство с 2005 года выросло в крупную госкорпорацию со $100-миллиардным портфелем заказов. Благодаря энергичному руководству Кириенко и незыблемому доверию к нему со стороны Владимира Путина "Росатом" достиг впечатляющих высот. И это для него не предел. Учитывая почти двукратное падение цен на нефть по сравнению с прошлыми годами и то, что по прогнозам они останутся на этом уровне до 2020 года, "Росатом" как получатель миллиардных субсидий должен подняться на новые высоты эффективности – если нацелен окончательно переквалифицироваться из потребителя бюджетных средств в образец государственного корпоративного управления.
Ключевые достижения за период пребывания Кириенко в должности главы "Росатома" говорят сами за себя. Россия значительно увеличила свои урановые ресурсы посредством многочисленных казахских сделок. Российская компания Tenex, предприятие топливного цикла, организует прямые продажи низкообогащенного урана (НОУ) операторам атомных объектов США вне программы ВОУ-НОУ. Россия применяет замкнутый топливный цикл благодаря новым предприятиям по переработке топлива, а также предприятиям, производящим смешанное уран-плутониевое оксидное топливо. Программа по демонтажу сотен опасных атомных подводных лодок советской эпохи почти завершена. Реактор Бушер в Иране, несмотря на неблагоприятные условия и финансовые потери, был запущен в эксплуатацию. Целый парк реакторов РБМК получил второе дыхание благодаря уникальной технологии восстановления ресурсных характеристик графита. "Росатом" начал привлекать молодых профессионалов в отрасль, где прежде можно было видеть только седовласых ученых мужей. И, наконец, бренд "Росатом" в настоящее время отождествляется с динамичным развитием и инновациями.
“Кириенко удалось объединить множество разрозненных предприятий, которые не были подконтрольны государству, когда он заступал на свою должность, и наладить управление ими в единой отраслевой структуре. По сути, по этому же пути пошла сейчас французская компания "Арева”, - говорит Александр Уваров, главный редактор новостного портала "АтомИнфо.ру". По словам Андрея Черкасенко, главы группы "Атомпромресурсы", “атомная энергетика больше не является придатком ВПК. Благодаря реформам последних лет отрасль трансформировалась в современную корпорацию, глобального игрока на мировом рынке ядерных технологий”.
Прошедшее десятилетие, конечно, было отмечено и проектами, которые могли, но так до сих пор и не были реализованы. Россия (как и никто в мире) еще не внедрила четвертое поколение реакторов ни в стране, ни за рубежом. Несмотря на серьезные усилия и финансовые вложения, пока не вышел на энергетический пуск реактор на быстрых нейтронах БН-800. Серия происшествий на стройплощадках, в частности на Ленинградской АЭС-2, вызвала заметную обеспокоенность относительно культуры безопасности у субподрядчиков. Десятки миллионов долларов были потрачены на законсервированный в итоге проект АЭС в Балтийском регионе. Сильно разрекламированный проект плавучей АЭС столкнулся с серьезными техническими трудностями у судостроителей, а затраты на него превысили первоначальную сметную стоимость. Корпорации "Росатом" еще предстоит серьезная работа по сокращению расходов и на строительство объектов, чтобы выйти на показатель $2800 за киловатт установленной мощности в отношении своего флагманского реактора ВВЭР-1200.
Как отмечают многие наблюдатели, глава "Росатома" часто слишком амбициозен. Но в целом, даже если Кириенко пока не удалось вывести атомную энергетику на долгожданную самоокупаемость, он, без сомнений, эту отрасль трансформировал. Привнес в нее корпоративных дух, который невозможно было представить десять лет назад. Размах "Росатома" настолько широк, что его руководитель стал в некотором роде дипломатом, представляя Россию и ядерные технологии в дальнем зарубежье - что еще больше укрепляет его положение в Кремле. Как заметил один из отраслевых экспертов, Кириенко "показал отрасли путь в светлое будущее и дал стимул международной экспансии российских атомных технологий. Пусть многие проекты являются не столь очевидными, главное – драйв”».