21 января 1903 года родился Игорь Васильевич Курчатов. Вокруг рой беспечных кумиров, которые вспыхивают лихорадочно и забываются бесследно. Величайшая несправедливость, что заслуги Курчатова, который кардинально изменил нашу жизнь и, не исключено, вообще сохранил нам эту жизнь, с каждым поколением стираются из памяти.
Академик Курчатов возглавлял советский "Атомный проект", когда были созданы атомная и водородная бомбы. Благодаря Курчатову впервые в мире начали строить атомные электростанции, встали на вооружение атомные подводные лодки, на Крайнем Севере появились атомные ледоколы. Его заслуга в том, что страна не только обрела надежный ядерный щит, основу безопасности, но и завоевала место в избранном клубе высокоразвитых технологических стран.
Курчатов происходил из крестьянской семьи, которая уехала из Подмосковья на металлургические заводы Урала. Удалось подняться, отец выучился на землемера, получил личное дворянство, определил сына в гимназию. Он всегда в любом коллективе был лидером и все делал лучше всех. В 34 года Курчатов получил от государства громадную сумму в 100 тысяч рублей на строительство первого в Европе циклотрона. Во время войны он ушел из Севастополя, где занимался размагничиванием мин, на последнем корабле, когда город был уже сдан.
Основатель отечественной физической школы Абрам Иоффе, когда отказался от руководства Атомным проектом и рекомендовал Сталину молодого Курчатова, всего 40 лет, еще не члена Академии, отметил его главное качество - ответственность. Почти забытое качество, но в эпоху свершений ему знали цену…
Думаю, Курчатов стеснялся своей молодости и для солидности при встречах со Сталиным и Берией стал носить бороду, за что получил прозвище "Борода", как за глаза называли его директора и академики много старше, чем он сам. Ни один ученый в истории Государства Российского не получал такой власти, но и не нес такой ответственности. Всесильный Берия ни единого раза не вступил с Курчатовым в спор и даже не повышал голоса. Только бурчал под нос: "Поменьше бы он своих евреев защищал".
После испытания советской термоядерной бомбы, которая опередила американскую на полгода, Курчатов сказал академику Анатолию Александрову: "Это чудовищное зрелище! Нельзя допустить, чтобы это оружие начали применять". Курчатов ощущал ответственность за судьбы мира. Именно тогда у него возникла идея управляемого термоядерного синтеза, который способен решить энергетические проблемы человечества. В 1956 году Курчатов во время визита Хрущева в Англию пригласил Запад присоединиться к мирной программе и сказал замечательные слова: "Атом должен быть рабочим, а не солдатом". Сейчас строится международный термоядерный реактор – продолжение его идей.
У Курчатова было много учеников, но не было детей. Деньги за Ленинскую и Сталинские премии он в глубокой тайне отдавал на строительство детских садов и детских домов. Умер Курчатов в 57 лет, вернувшись с концерта, где слушал "Реквием" Моцарта. Он сидел на лавочке в Барвихе, рассказывал о впечатлениях академику Харитону и попросил пластинку, чтобы еще раз послушать Моцарта. Харитон пообещал, поднял глаза, а Курчатов закинул голову, будто смотрит в небо…
«Реквием» звучал на его похоронах.