Посещение стройплощадки ускорительного комплекса NICA на этот раз принципиально отличалось от предыдущих. Если раньше приходилось оставлять машину около первого здания, а дальше передвигаться пешком, то теперь мы проехали «пятно застройки», как говорят специалисты, насквозь, по временной строительной дороге, до стройгородка, который уже вовсю используется в качестве офисов для руководителей и подрядчиков. Общая картина тоже значительно изменилась — проступил контур проекта — кольцо, периметр зданий для детекторов MPD и SPD. Как всегда, корреспондента еженедельника сопровождали заместитель главного инженера ОИЯИ Андрей Дударев и заместитель начальника ОКС Юрий Баландин, а на объекте встретили руководитель проекта со стороны концерна «Штрабаг» Ульрих Вайнман и заместитель руководителя строительства по инженерным сетям начальник участка Эдуард Смертин.
— Первый вопрос: какие работы проведены за время, прошедшее с нашей прошлой встречи в июне?
Ульрих Вайнман: Начнем рассказ с того, что проделана большая работа по выносу наружных сетей, почти все сети вынесены, мы на 3/4 освободили площадку для основного строительства. Сейчас начинается вынос электрических кабельных линий, осуществляющих питание Нуклотрона. А именно — 5 кабельных линий 6 кВ, которые пересекают площадку от подстанции, от корпуса 1а, до корпуса 205. Во время сеанса его нельзя трогать, мы не проводим своих работ ближе 10 метров от него, чтобы исключить остановку сеанса по вине стройки. Вынос этого кабеля означает, что сначала должна быть построена новая линия, виток которой составляет около 2 км и огибает Нуклотрон с другой стороны.
Эдуард Смертин: Этому предшествовала большая подготовительная работа по согласованию и прохождению трассы. Сейчас мы приступили к земляным работам, прокладываем траншею. Очень много вопросов было связано с тем, что попадались неизвестные коммуникации по пути трассы. Их обход осуществлялся вручную, проводилось шурфление. То есть наши работники откапывали коммуникации, мы определялись с трассой прокладки нового кабеля и сейчас, как я уже сказал, приступили к разрытию этого участка механизированным способом. Потом будет проложена новая линия, питающаяся от подстанции ПС-13, после ее подключения старая линия будет обесточена, и можно будет приступать к строительству.
Юрий Баландин: За 60 лет жизнедеятельности здесь появились коммуникации, о которых мы не всё знаем, несмотря на то что была сделана электронная схема всей площадки. Поэтому по инженерным сетям проведена сложная работа — строители аккуратно вскрывали грунт, чтобы не повредить ни одну сеть, находили действующие коммуникации и обходили их. Все сети остались в целости и сохранности.
— То есть за исключением этого электрического кабеля все сети вынесены?
Андрей Дударев: Не совсем, еще одна большая остается. Это сеть для водяного охлаждения оборудования, которое находится в здании 1а. И сейчас уже есть проект, мы на пути создания замкнутого цикла охлаждения.
— Трудности, о которых было сказано, влияют на сроки строительства?
У.В.: Мы принимаем соответствующие решения, чтобы такие трудности не влияли на общие сроки строительства, и мы можем идеальным способом выполнить свайные, фундаментные и другие работы.
— Как обстоят дела с созданием новых коммуникаций?
Ю.Б.: Мы заканчиваем один из трудоемких этапов — ливневую канализацию, где нам пришлось выполнить технический аудит проекта и внести в него множество изменений, чтобы проект устраивал службу эксплуатации и соответствовал современным технологиям. Эта сеть должна надежно работать даже в случае максимальных, пиковых осадков.
— Какие работы предстоят в ближайшее время по коммуникациям?
Ю.Б.: Сейчас мы рассказали о выносе сетей, о том, что мешает стройке. Дальше начнется работа по наружным коммуникациям, которые снабжают непосредственно коллайдер, и внутренней инженерии. Это довольно сложный процесс. Сейчас идет проектирование именно внутренней инженерии — это и вентиляция, и охлаждение, и, самое тяжелое, — системы охлаждения электрофизического оборудования. В коллайдере порядка 9 внутренних систем, таких как собственные магнитные системы, канал транспортировки пучка, система электронного охлаждения, высокочастотные системы. Для них требуется спроектировать 4 хладоцентра. Один — общеобменная система, а три хладоцентра, каждый примерно по мегаватту мощностью, для систем охлаждения технологического оборудования самого коллайдера.
— А как организуется электроснабжение стройплощадки?
Э.С.: В процессе монтажа находится проект временного электроснабжения и освещения строительной площадки. Выставляем распределительные шкафы и прожекторы, чтобы обеспечить энергию для кранов и условия работы для будущих подрядчиков. Шкафы временного электроснабжения уже стоят, можно сказать, что кольцо обеспечено освещением полностью.
— Кстати, появились ли новые подрядчики?
Э.С.: Для реализации выноса пяти линий у нас работает новая московская компания «Стройгарант», которая сейчас занимается строительством новой трассы, а в дальнейшем будет выполнять частичную реконструкцию на ГПП (Главной понижающей подстанции — прим. автора) и реконструкцию понижающей подстанции ПС-13 — замену оборудования на более современное, более мощное.
— Перейдем к наземным работам, что было сделано за это время?
У.В.: По факту мы до сих пор находимся на нулевом цикле строительства. За время с вашего прошлого посещения мы выполнили шпунтовое ограждение. Имеется в виду подготовка к строительству зданий для детекторов MPD и SPD. Шпунтовые работы (задавливание 11-метрового металлического щита по периметру зданий для защиты от грунтовых вод — прим. автора) закончены, параллельно идет процесс водопонижения, что немаловажно на этом объекте, потому что уровень грунтовых вод довольно высокий. Почти на всем участке мы опустили уровень воды примерно на 1,5 метра, чтобы выполнять земляные работы.
Ю.Б.: Если помните, летом были отрыты тестовые канавы, они практически были заполнены водой. Сейчас в траншеях воды нет, вода опущена на 1,5 м.
У.В.: Мы выкопали полукольцо W будущего коллайдера, задавили и срубили сваи, полностью обеспечили фронт для подрядной организации по бетонным работам. И сейчас находимся на стадии определения этого подрядчика.
Ю.Б.: Кроме того, подготовлена опорная геодезическая основа, установлены 19 геодезических знаков. Это система координат, к которой можно привязываться при любых строительных работах. Измерительную часть для нас выполнял ГСПИ, сваи для знаков — местный подрядчик. Эта система останется после завершения строительства и будет еще долго служить.
— И сколько свай уже задавлены на свои места?
А.Д.: Из запланированных 5000 на сегодня погружено около 1300. На полукольце W полностью обеспечен фронт для дальнейших работ. Сейчас свайные работы ведутся на участке для MPD.
— Стройгородок, в одном из помещений которого мы сейчас беседуем, уже, как видно, полностью готов. Теперь офис «Штрабаг» находится в одном месте, все специалисты приехали?
У.В.: Стройгородок полностью готов, из Германии приехал новый руководитель строительства. Тем не менее, как уже отмечали, все подготовительные работы, неважно какие: проектирование, вынос сетей, проведение тендеров, — показали, что команда уже сформирована. Сейчас в Дубне от «Штрабаг» постоянно работает 23 человека.
А.Д.: Кроме того, здесь есть офис ОКС ОИЯИ, офис проектировщика ЗАО «КОМЕТА».
— Часто посещают стройплощадку NICA представители главных офисов «Штрабаг»?
У.В.: Из Московского офиса приезжают каждую неделю, из Вены ежемесячно. В концерне «Штрабаг» периодически проводят рабочие совещания.
— В прошлое посещение, мне казалось, мы шли по мокрой глине, сейчас стройплощадка приобрела песочный оттенок. Отчего так изменился цвет?
Ю.Б.: Строительство началось с планирования территории площадки, весной было срезано 50-70 см растительного грунта. Теперь мы видим такую ровную территорию и песчаный грунт.
— Что планируется в ближайшей перспективе? Как должна измениться картина строительства?
У.В.: В связи с тем, что вынос сетей заканчивается, в ближайшее время основная стройплощадка будет огорожена забором. Когда начнутся бетонные работы, количество рабочих значительно увеличится.
А.Д.: Надеюсь, что в следующий раз, когда мы с вами сюда поедем, будем проезжать через новый КПП либо через КПП строительной площадки.