Еще 5 лет назад госкорпорация «Росатом» решила вкладывать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 4,5% консолидированной выручки. Прошлый год не стал исключением, ведь компания стремится войти в мировой топ-20 в сфере инноваций. Руководство уверено, сейчас, чтобы сохранить конкурентоспособность, недостаточно быть лидером в какой-то одной узкоспециализированной области. Даже будучи первыми в мире по строительству АЭС и обогащению урана, а также в тройке по всем технологиям в сфере ядерного энергетического цикла, корпорация старается открывать для себя новые направления.
В результате нетрадиционные продукты Росатома вышли на такой уровень, что 4,5% от выручки недостаточно для поддержания необходимого темпа развития. И корпорация поставила для себя новую цель на ближайшие 13 лет – дополнительные бизнесы должны приносить не меньше 30% прибыли.
Пятилепестковая ромашка
Создавая новые направления деятельности, компания старается ориентироваться на существующие, и зачастую выбор падает на смежные продукты для уже знакомых рынков. При принятии решений она руководствуется принципом «пятилепестковой ромашки», как его называет первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу ГК «Росатом» Кирилл Комаров.
«Прежде чем заняться каким-то новым делом, мы всегда пытаемся понять, есть ли у нас технология, есть ли у нас готовое производство, на котором можно выпускать эти продукты, есть ли у нас люди, обученные для того, чтобы можно было это сделать, умеем ли мы работать на этом рынке, и последнее – есть ли у нас какой-то административный ресурс, который мы в это можем привнести и попробовать на начальном этапе развития нашего бизнеса его защитить», – заявил Комаров на IV международном форуме «NDExpo-2017».
Если все 5 элементов есть, даже странно не заняться новым прибыльным бизнесом. Но это идеальная ситуация, в реальности каких-то параметров всегда не хватает. Как ни странно, с самым главным – человеческими и производственными ресурсами – чаще всего нет проблем. Росатом – сильная корпорация с высоким кадровым и технологическим потенциалом. Так или иначе, если чего-то не хватает, можно восполнить пробелы взаимовыгодным сотрудничеством как с российскими компаниями, так и с зарубежными.
Надежных партнеров со схожими приоритетами корпорация нашла в лице Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Российской венчурной компании (РВК). Среди будущих драйверов роста они видят ядерную медицину, аддитивные технологии (технологии послойного синтеза деталей и конструкций), робототехнику, искусственный интеллект, судостроение, а также, конечно, современную энергетику, куда входит и ветроэнергетика, и умные сети, и распределенная генерация, и накопители.
АСИ и РВК помогут Росатому сформировать пакет ключевых проектов и продуктов, которые могут стать основой для технологического рывка и укладываются в общероссийские приоритеты, обозначенные в поддержанной государством «Национальной технологической платформе». В рамках соглашения между РВК и Росатомом есть намек и на финансово-маркетинговую поддержку новых продуктов российских атомщиков при выводе их на рынок.
Соглашение с РВК
Соглашение о сотрудничестве с РВК корпорация заключила всего несколько дней назад в рамках форума «NDExpo-2017» (20 марта 2016 г.). Главная цель – совместная генерация и продвижение инновационных разработок и высоких технологий.
По одним проектам РВК может разделить риски, по другим – помочь найти хороших партнеров, в том числе из сферы частного предпринимательства, отметил Кирилл Комаров. Первым шагом в совместной работе станет формирование своего рода презентации по предприятиям корпорации, которые участвуют в производстве новых продуктов. Она будет готова уже через несколько месяцев. Также РВК подскажет, на какие тенденции и какие технологические решения стоит обратить внимание. В итоге может появиться еще больше новых интересных проектов. Привлечение финансирования как задача соглашения не ставится, но не исключается. Важнее создание инновационной инфраструктуры и поиск прозрачных механизмов поддержки проектов.
В качестве стратегических направлений технологического развития помимо энергетических Росатом выбрал радиационные технологии и ядерную медицину, искусственный интеллект и робототехнику, опреснение и водоочистку, послойный синтез и технологии заключительной стадии ядерно-топливного цикла.
Ветрогенерация
Среди перспективных новых направлений атомной корпорации теперь и ветроэнергетика. Она стала логичным продолжением ставки корпорации на низкоуглеродную генерацию и, соответственно, максимально «зеленый» энергетический баланс. К тому же у Росатома богатый опыт работы на рынке энергетики, а его машиностроительный дивизион может при небольших дополнительных инвестициях выпускать приличное количество оборудования для ветроустановок, подчеркивает Комаров.
К сожалению, в России ветрогенерация находится в зачаточном состоянии, поэтому базовые технологии пришлось искать в Европе. В конце прошлого года для совместного предприятия Росатом выбрал известного голландского партнера – Lagerwey, с условием локализации производства не ниже 55% в 2018 г. и более 65% в 2019 г. А это значит, что именно Росатомом практически с нуля в РФ будет создана новая отрасль. Полученное в результате оборудование понадобится для строительства в южных регионах страны трех ветроэлектростанций общей мощностью 610 МВт. Инвестиции в этот проект превысят 1 млрд евро. Первый ветропарк на 150 МВт должен заработать уже в следующем году.
После того, как система будет отработана внутри страны, можно будет выходить с этим продуктом и на зарубежные рынки. Поэтому уже сейчас все производится (как и в случае с другими проектами Росатома) с учетом международных стандартов. Заместитель генерального директора – директор по развитию и международному бизнесу АО «Объединенная теплоэнергетическая компания» (ОТЭК - структура Росатома, которая отвечает за развитие проекта ветропарков) Эмин Аскеров отметил, что в России большой ветроэнергетике пока развернуться негде, условия не те: «Это история достаточно ограниченная в силу дешевых энергоресурсов, избытка мощности и так далее. Но глобально это большой рынок, это рынок более 1000 ГВт, в котором конечно нужно поучаствовать». А для этого придется в некоторой степени менять модель поведения, потому что тут уже не будет госконтрактов на 40-50 лет и заказчиками скорее выступят не государства, а рядовые потребители и коммерческие структуры.
EnergyNET
Осенью прошлого года Президентский совет по модернизации и инновационному развитию экономики утвердил дорожную карту EnergyNET. Программа должна способствовать переходу к «интеллектуальной энергетике» – новому образцу энергосети и новому энергорынку. Это влечет за собой создание специального оборудования, программного обеспечения, инжиниринговых и сервисных услуг для комплексных систем самого разного масштаба.
Здесь Росатом может участвовать с несколькими проектами, наиболее перспективные – создание энергетических накопителей, коммерческая диспетчеризация (создание и управление системами продажи и накопления энергии) и пиковая генерация (создание маневренных электростанции для покрытия пиковых нагрузок энергосистемы). Эти услуги позволяют стабилизировать сеть и экономить, используя накопленные ресурсы в пиковые часы, когда цены высокие. А с распространением возобновляемых источников энергии, чья мощность зависит от текущих природных условий, такие технологии становятся все более востребованными.
Сегодня рынка коммерческой диспетчеризации по сути нет – ни нормативов, ни понятных расчетов. Росатом предлагает не ждать, пока он появится, а взять дело в свои руки. «Понятно, потом другие придут компании и конкуренты, мы где-то потеряем долю рынка, но мы будем первыми, и мы будем понимать как это работает, набьем себе какое-то количество шишек», – считает Аскеров.
Еще одна амбициозная задача Росатома – стать цифровой корпорацией. Поможет в этом, помимо прочего, развитие аддитивных технологий, то есть способов «выращивания» слой за слоем различных деталей и конструкций. Уже изготовлены несколько машин, отрабатываются порошковые технологии, а к концу 2017 года корпорация рассчитывает завершить разработку 3D-принтера нового поколения с повышенной скоростью производства изделий и создать опытный образец. На следующий год уже планируется запустить серийное производство на одной из площадок росатомовского ТВЭЛ. Это оборудование позволит снизить себестоимость изделий из дорогих материалов и сложной формы.
Параллельно корпорация продвигает собственные технологии управления жизненным циклом сложных инженерных объектов - Multi-D. Уже больше 10 лет Росатом развивает информационную систему, которая способна справляться с огромным объемом данных, используемых при проектировании и строительстве энергоблоков АЭС. Сформированная цифровая платформа уже приносит конкретные результаты. Так за счет Multi-D при сооружении третьего блока Ростовской АЭС удалось добиться экономии в 40 млн долл. и сократить сроки строительства на 3 месяца. А благодаря прозрачной цифровой системе контроля, заказчикам удобнее следить за реализацией проекта. Система может легко тиражироваться для нужд других отраслей.
Ядерная медицина
Ядерная медицина – активно растущее направление российской атомной отрасли. В первую очередь это касается радиологической диагностики и протонной терапии, которая применяется для лечения онкологических заболеваний. На этом поприще корпорация сотрудничает с Федеральным медико-биологическим агентством России и рядом медицинских учреждений, что дает возможность подойти к делу комплексно – от наработки изотопов для фармпрепаратов до оказания медицинской помощи на отечественном оборудовании.
В Государственном научном центре «Научно-исследовательский институт атомных реакторов» корпорация наладила производство изотопа молибден-99. Поставляется он преимущественно на отечественный рынок, но тестовые партии уже пошли за границу. Почти 80% деятельности в ядерной медицине зависит от поставок этого радионуклида. Однако на базе института развивается выпуск и других, менее популярных, но не менее необходимых медицинских изотопов.
Помимо этого Росатом осваивает производство томографов и терапевтических ускорителей. Так на базе своего института АО "НИИТФА" корпорация не только выпускает импортозамещающее оборудование, но также работает над созданием комплексного медицинского учреждения, которое сможет оказывать услуги населению. Наиболее ожидаемый и крупный проект – это Центр ядерной медицины при Дальневосточном федеральном университете, который Росатом намерен построить вместе с Приморскими властями.
Необходимая господдержка
Для более активного продвижения новых продуктов нужна поддержка государства. Причем, главное – не деньги. Выработать интересные для инвестора условия участия в таких проектах сейчас не так уж и сложно. А вот разработка необходимых стандартов для выхода той или иной новинки на рынок не успевает за технологическим прогрессом, говорят в Росатоме. Например, такая проблема возникла с углеволокном. Оно легче, прочнее и эффективнее большинства материалов, но доступ в некоторые сегменты промышленности для него закрыт. Установленными нормами, возможность его применения просто не предусмотрена. В итоге большую часть продукции приходится пускать на экспорт, хотя и внутри России есть потенциальные покупатели.