На сегодняшний день только две страны в мире перешли от декларирования своих намерений пополнить ряды клуба операторов АЭС к конкретным действиям — это Беларусь и ОАЭ. Остальные государства, которые запланировали впервые построить такие станции на своей территории, пока ещё не вполне готовы к практической реализации атомных программ.
Первый «атом» Беларуси
Минск вплотную занимается строительством атомных мощностей. Так, в 18 километрах от белорусского посёлка Островец в Гродненской области строится первая в истории республики атомная электростанция проекта АЭС-2006. Объект будет оснащён двумя водо-водяными реакторами ВВЭР-1200 мощностью 1194 МВт каждый. В соответствии с программой возведения станции, блок № 1 будет построен в 2019 году, второй — годом позже. Стройке предшествовала долгая и кропотливая работа по выбору возможной площадки для размещения АЭС — число подходящих участков достигло семи десятков.
Реализацией проекта занимается российский «Атомстройэкспорт» (структура «Росатома»). Контракт стоимостью в $10 млрд был заключён в 2012 году. Станция всё время её эксплуатации будет обеспечиваться ядерным топливом российского производства. Договорённости между Москвой и Минском удалось достичь благодаря согласию российской стороны взять на себя заботы об утилизации отработанного топлива. В свою очередь, потенциальные поставщики из других стран не готовы забирать обратно отработанное топливо, от утилизации радиоактивных материалов сторонних производителей откажутся и россияне. Пронедра писали ранее, что темпы строительства станции достаточно высоки — в начале апреля на энергоблоке Белорусской АЭС уже установили корпус реактора.
Корейский проект в Эмиратах
Что касается ОАЭ, то правительство Эмиратов в 2008 году пришло к выводу о необходимости строительства первой в регионе атомной электростанции, поскольку для удовлетворения энергетических потребностей страны имеющихся источников оказалось явно недостаточно. Буквально через год после принятия такого решения стартовало строительство атомной электростанции «Барака». Оно ведётся силами южнокорейского консорциума во главе с компанией Korea Electric Power Corporation.
АЭС возводят на побережье Персидского залива, в 250 километрах от столицы страны Абу-Даби. Строительство осуществляется соответственно типовому проекту, реализованному при возведении АЭС Palo Verde Nuclear Generating Station в Аризоне (США) ещё в 1976 году. Впрочем, данный проект был усовершенствован с учётом природно-климатических условий ОАЭ — высокой температуры воды в акватории залива, а также наличия песчаных бурь. Станция будет включать четыре энергоблока с водо-водяными реакторами APR-1400 мощностью по 1400 МВт.
Там, где АЭС пока на бумаге
Остальные же государства, которые запланировали построить первые АЭС на своей территории, занимаются подготовкой программ к реализации, проводят исследования и другие предварительные работы, предшествующие строительству, а также изыскивают источники финансирования. Такие страны — а их целых шесть — готовятся впервые запустить у себя атомную генерацию, однако непосредственно к возведению объектов пока не приступили.
Степень готовности к строительству станций в этих регионах отличается в силу разных причин. «Росатом» в планах, выработанных такими странами, широко представлен в роли как потенциального, так и избранного оператора проектов, однако не во всех случаях россияне сумели получить контракты, уступив эту роль другим подрядчикам. Давайте подробнее рассмотрим проекты, пока не дошедшие до реализации — как с российским участием, так и без него.
В 2017 году стартует полномасштабное строительство атомной станции «Руппур», которая будет располагаться в 160 километрах в северо-западном направлении от Дакки, на восточном побережье Ганга. Данный проект взялся реализовать российский «Росатом». Предполагается, что станция будет работать на двух реакторах ВВЭР-1200, совокупная её мощность достигнет 2400 МВт. По предварительным данным, ввод реакторов в эксплуатацию будет осуществлён в 2022–2023 годах.
Рамочное соглашение о намерениях между правительствами России и Бангладеш было подписано в 2011 году. Хотя первый символический камень в будущий фундамент АЭС был заложен ещё в 2013 году, контракт на выполнение работ с российской стороной был заключён только в 2015 году. Стоимость соглашения оценивается в $13 млрд. Из этой суммы Москва профинансирует на кредитной основе порядка полумиллиарда долларов. Данный заём не будет единственным — в дальнейшем РФ выделит деньги ещё на какую-то часть проекта.
Секретная станция в Египте
Силами российских специалистов будет построена и первая в Египте атомная станция. Возведение объекта будет производиться в районе города Эд-Дабаа (регион Митрух). Соглашение между представителями правительств стран было заключено в 2015 году. Ожидается, что финальный контракт с «Росатомом» Каир подпишет к июню 2017 года. Москва согласилась выделить заём в сумме $25 млрд на этот проект, что составит порядка 85% от стоимости его реализации. Остальные средства египтяне должны изыскать самостоятельно, причём из негосударственных источников.
Проект предусматривает установку четырёх реакторов, однако какие-либо другие технические детали программы держатся в секрете по требованию египетских властей. Хотя Египет рассчитывает на запуск первого реактора уже к 2024 году, окончательный отчёт «Росатома» по безопасности, который необходим для начала эксплуатации станции, будет готов лишь на два года позже упомянутого срока. Что касается пуска второй очереди мощностей станции, то, по расчётам российской корпорации, необходимые лицензии могут быть получены лишь к 2027 году.
Польша: попытка № 2
В 2009 году, после долгого перерыва с момента прекращения строительства первой польской атомной станции «Жарновец», возведение которой было свёрнуто в 1990 году, Варшава приняла решение вернуться к реализации ядерной энергетической программы. Тогда же правительство страны ожидало получить контракт на начало строительства в 2011 году, однако сроки оформления документа были отложены. Старым планам выполнить строительство одной или даже двух АЭС в намеченные сроки — 2016–2020 годы — не суждено было сбыться. В настоящее время в Польше проводятся исследования экологического и геологического характера. Активизация работы в данном направлении пришлась на 2017 год.
Тогда же кабмин страны проинформировал, что площадка для размещения станции будет выбрана до конца 2019 года. В конечном счёте будет утверждён выбор одного из потенциально пригодных для АЭС участков — тот же Жарновец и Любятув. Смета проекта станет известна после согласования обновлённого плана, намеченного на середину 2017 года. Тем не менее, уже сейчас на неофициальном уровне появились сообщения о том, что стоимость контракта на возведение станции достигнет €10 млрд. Предполагается, что строительство станции стартует примерно в 2019 году и продлится до 2024 года. Тогда же запустят первый энергоблок. В последующие пять лет будут обустроены остальные реакторы.
АЭС на островах Индонезии
Активным исследованием территории страны с целью определить потенциальную площадку для размещения первой атомной станции занимаются не только поляки, но и индонезийцы. Национальное управление ядерной энергетики Индонезии в 2015 году приступило к изучению нескольких районов. По предварительным оценкам агентства, оптимальными зонами для размещения ядерных мощностей являются острова Бангка и Белитунг, расположенные за пределами сейсмически опасной зоны. В управлении полагают, что будущая АЭС будет вырабатывать порядка 5000 МВт электроэнергии. По расчётам национального правительства, потребности Индонезии в энергии к 2025 году достигнут 60000 МВт. К этому времени и планируется возвести станцию.
Впрочем, нельзя сказать, что Индонезия далека от атомных технологий — в стране уже действуют три исследовательских реактора. «Росатом» высказал заинтересованность в участии в проекте возведения АЭС и даже подписал соответствующий меморандум с индонезийскими властями, предусматривающий возможность совместного строительства как наземной, так и плавучих станций, а также реактора для научных целей. Тем не менее, индонезийцы пока не приняли решение о том, какая компания построит атомную станцию.
Большие планы Иордании
Гораздо легче, чем в Индонезии, дела у «Росатома» пошли в Иордании, где корпорация ещё в 2013 году выиграла конкурс на реализацию проекта строительства первой атомной станции в провинции Зарка. Предполагается, что ввод станции в эксплуатацию позволит обеспечить энергией не только иорданских, но и иракских, а также сирийских потребителей. По данным «Росатома», технико-экономическое обоснование проекта будет утверждено до конца первой половины текущего года. Объём вложений в проект составляет $10 млрд.
В соответствии с подписанным в 2014 году соглашением, будут построены два энергоблока мощностью по 1000 МВт, которые, как первоначально планировалось, запустят в 2022–2024 или в 2026 годах. Иорданская сторона позже заявила, что запуск первого энергоблока может состояться лишь в 2025 году и только в случае, если источники финансирования будут найдены хотя бы к концу 2017 года. Около трети искомой суммы профинансируют на паритетных началах Россия и Иордания. Таким образом, последней остаётся найти участников проекта, которые согласятся выделить средства для оплаты реализации львиной доли проекта.
Турция: тройной вариант
Турки, в свою очередь, решили взяться за внедрение атомной энергетики в своей стране с утроенной силой: Анкара намерена запустить сразу три АЭС. Первым и самым известным проектом является предстоящее возведение АЭС «Аккую» на южном побережье страны, возле города Мессина. Станция будет включать четыре реактора ВВЭР мощностью по 1200 МВт, первый из которых запустят уже в 2023 году.
Эту работу в соответствии с достигнутыми договорённостями выполнит российская сторона. Межправительственное соглашение было подписано в 2010 году. В соответствии с договором, впервые в мировой практике будет реализована схема, при которой оператор строительства (РФ) станет также владельцем и эксплуатантом станции. Российские затраты на возведение объекта будут значительными — в пределах $22 млрд. Напомним, об этом лично сообщил Владимир Путин после переговоров с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Второй атомный проект Турции — это строительство станции у Синопа. Примечательно, что сумма финансовых вложений в проект была определена аналогично случаю с «Аккую» — $22 млрд, хотя Россия не будет принимать участия в синопском строительстве. Работы будет выполнять компания Areva — совместное предприятие Areva (Франция) и Mitsubishi Heavy Industries (Япония). Будущую АЭС оснастят четырьмя водо-водяными реакторами совокупной мощностью 4400 МВт. Эта АЭС, как и «Аккую», заработает к 2023 году. Что касается планируемого возведения АЭС № 3, то место возможного строительства станции, её будущие характеристики, равно как и оператор проекта, пока неизвестны.
Даже после поверхностного ознакомления с грандиозными планами возведения атомных мощностей напрашивается очевидный вывод — идеи строительства АЭС в разных странах отличаются в деталях, однако их объединяет общая черта. Несмотря на тотальную тенденцию роста популярности альтернативной энергетики и серьёзные угрозы аварий при эксплуатации АЭС, государства из разных уголков мира с разной историей, экономическим уровнем и возможностями, в итоге выбрали путь покорения атома. Такие «атомные новички» не только окончательно решили перекроить собственные энергетические системы под ядерный вектор, но и нашли в себе силы потратить на реализацию этих планов колоссальные деньги, исчисляемые миллиардами долларов.