Билибинская атомная электростанция — самая северная в России. В советские годы она обеспечивала относительно недорогой энергией местные предприятия и город Билибино. Как было принято решение о строительстве станции? С какими трудностями столкнулись строители? Какая судьба ждет ее в недалеком будущем?
В бассейне реки Колыма расположился Билибинский район, входящий в состав Чукотского автономного округа. Согласно историческим хроникам, именно здесь произошла одна из первых встреч российских первопроходцев с чукчами. Долгое время эти земли оставались плохо исследованными, а самыми значимыми событиями в жизни региона были ярмарки, на которых коренное население выставляло свои товары, получая взамен российские.
Все изменилось в середине XX века, когда в 1941 году в реке Малый Анюй были взяты пробы золота, а в 1955 году разведотряд открыл месторождение россыпного золота в долине реки Каральваам. Золотодобыча определила судьбу региона — его инфраструктура стала быстро развиваться: проложили трассу, потом построили взлетно-посадочную полосу для самолетов АН-2, появился палаточный городок и отдельные жилые строения для рабочих.
Через год, в 1956 году, новому поселению решили присвоить имя советского геолога Юрия Билибина, внесшего огромный вклад в дело золотодобычи за полярным кругом. Через некоторое Билибино стал поселком городского типа, в 1961 году — райцентром, а район переименовали в Билибинский.
Энергетический центр
В середине 60-х годов прошлого века в районе началась активная золотодобыча, сюда переезжали специалисты и рабочие, он бурно развивался, а для всего этого требовались нешуточные объемы электроэнергии. Чукотка удалена от Единой энергосистемы, а Билибино расположено в отдалении от индустриальных центров, портов и крупных автомагистралей, поэтому доставка топлива для электростанций туда представлялась затруднительной.
Все это обусловило решение Совета Министров СССР от 14 января 1965 года начать строительство новой АЭС — первой в Заполярье и самой северной в России. Конечно, для атомной электростанции тоже необходимо время от времени подвозить топливо, но в отличие от угольной, которой требовалось бы 200 тысяч тонн угля в год, АЭС потребляет за этот же период всего около 40 тонн радиоактивных материалов.
Атомную электростанция впервые должны были построить вдали от оживленных трасс и морских путей, в суровых условиях Заполярья, поэтому и требования к ее надежности предъявлялись самые высокие. Проектировщики Билибинской АЭС сделали ставку на максимально простую конструкцию — такую, чтобы большую часть сооружений можно было изготовить на профильных предприятиях вдали от региона. Каркас станции предполагалось собрать из металлоконструкций, что обеспечивало бы большую прочность построек, а все технические сооружения сосредоточить под одной крышей, в том числе и для того, чтобы упростить поддержание нужной температуры в помещениях в условиях сурового климата Заполярья.
Как вспоминал главный инженер проекта Леонид Гуревич,
«никто из проектировщиков не был в Билибино, о том районе распространялись самые невероятные слухи». Впрочем, никакой особой экзотики специалисты на месте не обнаружили, зато столкнулись с множеством проблем, связанных со строительством. «Прежде всего, мы долго искали приемлемую для станции площадку, так как рельеф местности гористый, плоских площадей нет. Наконец в трех километрах от Билибино подходящее место было найдено»,
— вспоминал Гуревич.
Ударная комсомольская
В 1966 году ЦК ВЛКСМ объявил стройку ударной комсомольской, и на нее по комсомольским путевкам стала съезжаться молодежь. Квартал ПДУ в Билибино был создан именно для молодых строителей — уже в сентябре того же года туда были доставлено несколько десятков сборных домов.
Строительство вошло в активную фазу в 1967 году, когда началось сооружение главного корпуса и дополнительных сооружений станции. Студенческие стройотряды, приезжавшие в Билибино со всего Советского Союза, помогали возводить АЭС, строить дома и обустраивать поселок в целом.
Начало главных монтажных работ на станции пришлось на 1969 год. На фундаменте, подготовленном строительным управлением Билибинской АЭС, специалисты треста «Дальэнергомонтаж» начали собирать главный корпус объекта, в 1971 году их сменили сотрудники треста «Востокэнергомонтаж», которые завершили монтаж каркаса главного корпуса. При этом использовались современные технологии, в том числе новейшая разработка — высокопрочные болты. Затем начались работы, связанные непосредственно с первым энергоблоком: монтаж радиаторных охладителей трубопроводов и его оборудования.
В разработке и монтаже систем и конструкций станции принимали участие специалисты более 50 предприятий СССР и стран СЭВ — Венгрия произвела для АЭС охладители, а Чехословакия поставила турбогенераторы.
После двух лет напряженной работы первый энергоблок наконец был запущен, а электроэнергию для Билибино и сопредельных населенных пунктов и предприятий АЭС дала в начале 1974 года. В конце года заработал второй энергоблок, через год — третий, а к концу 1976-го — последний, четвертый.
Билибинская АЭС не только производила электричество, но и обеспечивала поселок теплом. Раньше для отопления домов использовались несколько котельных, а теперь за это отвечала единая теплоэнергоцентраль.
Последние годы
Несмотря на то что эксплуатация Билибинской АЭС существенно дороже эксплуатации других атомных электростанций, расположенных в менее труднодоступных регионах, для Чукотки она остается самым надежным и эффективным источником энергии. В последние 25 лет нагрузка на нее сильно упала из-за закрытия многих местных предприятий и остановки добычи золота. В середине 80-х годов выработка АЭС составляла 350 миллионов киловатт-часов, а в 2015 году этот показатель составил 215,9 миллионов киловатт-часов. Стоит отметить, что по сравнению с серединой 2000-х эта цифра существенно увеличилась: в недавнем прошлом она достигала лишь 160 миллионов киловатт-часов.
Впрочем, АЭС доживает последние годы. К 2019-2021 году ее планируют заменить первой в мире ПАТЭС — плавучей атомной теплоэлектростанцией «Академик Ломоносов», имеющей максимальную мощность 70 мегаватт и состоящей из двух реакторных установок. Она встанет у причала порта города Певек и будет обеспечивать электроэнергией всю Чукотку, а отработавшие свое Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ выведут из эксплуатации.
Хотя атомная электростанция является градообразующей (поселок городского типа Билибино получил статус города в 1993 году), местные жители без работы не останутся. Они получат ее в сырьевой сфере — власти Чукотского АО возобновляют освоение месторождений меди и золота.