Казахстан — далеко не первая страна, где вопрос о строительстве атомной электростанции решили вынести на всенародное голосование. Европейские, и не только, страны десятилетиями практикуют такой метод принятия решения.
Так, Австрия планировала построить шесть атомных станций, но не запустила ни одной, хотя к 1978 году была практически готова Цвентендорфская АЭС. Однако на ноябрьском референдуме того же года 50,47% принявших участия граждан высказались против эксплуатации АЭС. Незначительный — менее 0,5% — перевес привел к тому, что ядерную программу в стране свернули, а АЭС частично демонтировали. Сейчас в «Цвентендорфе» образовательный центр и музей.
В Италии подобный референдум провели в 1987 году — уже после катастрофы на Чернобыльской АЭС. К тому времени в стране работали четыре атомные станции. Большинство граждан высказалось против использования АЭС, и к 1990 году их остановили. Через 20 лет правительство приняло закон о новой ядерной программе, а в июне 2011-м прошел еще один референдум, где 94% участников проголосовали за аннулирование закона. Возможно, результат не был бы таким «разгромным», если бы за три месяца до этого не произошла авария на японской «Фукусиме».
К концу 1970-х годов в Швеции работало 15 энергоблоков на пяти АЭС. Однако в 1979 году на станции «Три-Майл-Айленд» в США произошла авария: перегрелась и наполовину расплавилась активная зона. После этого шведы провели референдум, по итогам которого было решено постепенно отказаться от «мирного атома», был принят соответствующий закон. В 2010 году руководство Швеции, подобно итальянскому, инициировало отмену закона об АЭС и стало разрабатывать программу развития атомных станций. Смена «цвета» шведского правительства на зеленый приостановило эту программу.
Швейцарцы на референдуме 1979 года были «за» атомную энергетику, затем их мнение менялось. В 2011 году Федеральный совет Швейцарии принял решение о постепенном закрытии всех АЭС страны, так что на последующих двух референдумах ставились другие вопросы. В ноябре 2016 года швейцарцы не согласились с законопроектом, где было установлено: любая швейцарская АЭС, отработавшая 45 лет, должна быть остановлена, отключена от сети, демонтирована и утилизирована (против — 54,2%). В мае 2017 года избиратели, наоборот, одобрили «Энергетическую стратегию — 2050». В документе предусматривался отказ от строительства новых атомных электростанций и направление инвестиций в возобновляемые источники энергии. Таким образом, в ближайшее время закрывать действующие АЭС в Швейцарии не будут, но и новые строить не намерены.
В Тайване ситуация сложилась обратная: президент Цай Инвэнь предлагал «потушить» шесть работающих реакторов и остановить строительство двух энергоблоков. А народ на плебисците в ноябре 2018 года 60-тью процентами голосов высказался против закрытия АЭС. В 2021 году тайваньцы провели еще одно голосование, где решалось, возобновить ли строительство двух блоков. Более половины (52%) высказались против, но явки избирателей не хватило для признания референдума состоявшимся.
Всенародное голосование по вопросу АЭС проводила и Болгария, в 2013-м. Там большинство (60%) были «за», но референдум признали несостоявшимся из-за низкой явки (20%). Сейчас в стране есть одна действующая станция — «Козлодуй», вторую решили пока не строить.
Недостаточной была явка и на избирательные участки в Литве в 2008 году, но вопрос был в другом — в продлении работы действующего реактора. Пришло 48,43% избирателей, а нужно было 50%. Большинство проголосовавших было за продление. А сама история такова. В 1983 году Литва запустила Игналинскую АЭС, и к 2004 году около 70% энергии давала именно эта станция, срок службы которой истекал в 2032 году. Однако при вступлении в Евросоюз в 2004-м республику обязали остановить опасный источник энергии — реакторы там были «чернобыльские».
Вторая попытка была предпринята в октябре 2012 года (уже после «Фукусимы»): литовцы отвечали на вопрос о строительстве совершенно новой станции. 65% сказали АЭС «нет».