Народная законодательная инициатива «О поэтапном отказе от ядерной энергии» («Atomausstiegs-Initiative»), судьбу которой решит народ Швейцарии на референдуме 27 ноября 2016 года, требует отказаться в принципе от строительства новых АЭС в стране, ограничив срок деятельности уже существующих реакторов 45-тью годами. Автором инициативы выступила «Зелёная партия». Парламент и правительство рекомендуют отвергнуть ее, опасаясь, что в результате поспешного и непродуманного отказа от ядерной энергетики можно «наломать дров», не внеся существенного вклада в реализацию идеи «энергетического поворота».
Это произошло 11 марта 2011 года: мир был просто шокирован картиной разрушений в Японии, возникших в результате землетрясения и последовавшего за ним цунами. Значительно пострадал и комплекс атомных реакторов в Фукусиме, построенный практически вплотную к океану. В результате всего несколько недель спустя правительство Швейцарии обнародовало историческое решение: «Пять швейцарских АЭС по истечении срока их эксплуатации будут закрыты, а новые станции им на замену строиться не будут». Что же касается уже существующих АЭС, то правительство Швейцарии, Федеральный совет, исходит из того, что их безопасный срок эксплуатации составляет «ориентировочно 50 лет».
По мнению швейцарской партии «Зелёных», это слишком долгий срок, а потому необходимо качественно ускорить процесс отказа от атомной энергетики и ее замены на новые, инновативные, а главное экологически чистые, источники энергии. В итоге в ноябре 2012 года они представили соответствующую народную законодательную инициативу «О поэтапном отказе от атомной энергии» («Für den geordneten Ausstieg aus der Atomenergie» / «Atomausstiegs-Initiative»), собрав в ее поддержку 107 тыс. подписей граждан.
Авторы инициативы требуют закрыть швейцарские атомные электростанции — а они покрывают в среднем 35% потребности Швейцарии в электроэнергии — самое позднее через 45 лет их эксплуатации. Конкретно в 2017 году должны быть закрыты АЭС Бецнау I и II в кантоне Ааргау и АЭС Мюлеберг в кантоне Берн, а также соответственно в 2024 и 2029 гг. атомные электростанции в городах Гёсген (кантон Золотурн) и Ляйбштадт (кантон Ааргау).
Хотя швейцарское правительство и поддерживает основную идею инициативы, оно все-таки выступает против внесения в Конституцию изменений, предложенных в ее рамках. Федеральный совет исходит из того, что законодательное утверждение жестких предельных сроков эксплуатации АЭС может привести к нервозности, спешке, и, как следствие, к ошибкам. Кроме того, в этом случае Швейцарии придется пойти на заметное увеличение импорта электроэнергии, не всегда произведенной экологически чистыми способами.
Вместо этого правительство предпочитает решать «атомный вопрос» постепенно, опираясь на основные положения так называемой «Энергетической стратегии», разработанной по меньшей мере на период до 2050 года. Недавно, кстати, парламент эту стратегию одобрил. Министр энергетики Швейцарии Дорис Лойтхард (Doris Leuthard) предупреждает, что в случае одобрения инициативы страна окажется в сложной ситуации, поскольку Швейцария на данный момент еще не будет готова к полному переходу на возобновляемые источники энергии. «Мы должны будем импортировать из-за рубежа электроэнергию, произведенную там на станциях, сжигающих уголь и газ. Неужели это именно то, чего хотят зеленые?» — спрашивает она.
Найти экологически чистую альтернативу ядерной энергии — не проблема. Так считают сторонники инициативы. Они видят решение проблемы в возобновляемых источниках (вода, ветер и солнце), а также в мерах по повышению, например, энергоэффективности жилого фонда. Кроме того, по словам Регула Рютц, в стране уже создан налогово-финансовый инструмент, который еще фактически не запущен, но который способен значительно мотивировать производителей «зелёной энергии» увеличить объемы «чистой энергии». «Сейчас права стать участником этой программы ожидают в стране почти 40 тыс. инновационных энергетических проектов. Одна только их реализация уже могла бы полностью заменить три из пяти швейцарских АЭС, в частности станцию Мюлеберг, и два реактора Бецнау I и II», — убеждена Р. Рютц.
Швейцарское правительство опасается однако, что фирмы-операторы, управляющие АЭС, могли бы потребовать от правительства возместить им упущенную выгоду, а также убытки, которые могут возникнуть в случае, если дело реально дойдет до отключения атомных станций. Бывший глава швейцарского энергетического концерна «Axpo» Хайнц Каррер (Heinz Karrer) подчеркнул недавно в интервью газете Neue Zurcher Zeitung, что сумма таких требований может перескочить планку в один миллиард франков.
По словам представителей межотраслевой ассоциации швейцарских работодателей «Economiesuisse», президентом которой также является Х. Каррер, надо учесть, кроме всего прочего, еще и расходы на демонтаж АЭС и утилизацию отходов.
«Три из пяти швейцарских АЭС должны быть остановлены до зимы 2017/ 2018, то есть как раз в тот момент, когда мы будем особенно нуждаться в электричестве», — добавляет эксперт «Economiesuisse» по вопросам энергетики Доминик Роша (Dominique Rochat). «За такой короткий срок Швейцария не сможет разработать новые виды производства энергии. Мы будем вынуждены начать импортировать значительные объемы электроэнергии, а степень нашей энергетической безопасности резко понизится».
Обеспечение энергетической безопасности и независимости Швейцарии на данный момент является одним из главных аргументов правоцентристского парламентского большинства, рекомендующего гражданам отклонить инициативу.
«Нам никто до сих пор толком так и не объяснил, откуда мы будем брать энергию в пасмурный безветренный день», — подчеркивает, в частности, Альберт Рёшти (Albert Rösti), председатель Швейцарской народной партии (SVP) и президент общественно-политического объединения под названием «Швейцарская кампания за разумную энергетическую политику» («Aktion für vernünftige Energiepolitik Schweiz»).
По словам Беата Фонлантена (Beat Vonlanthen), депутата Национального совета, большой палаты федерального парламента, от Христианско-демократической народной партии (CVP), без атомной энергии Швейцарии невозможно будет на период до 2030 года вдвое снизить выбросы углекислого газа в атмосферу, то есть добиться реализации целей, сформулированных для нее в 2015 году по итогам Парижской климатической конференции