20 октября 2008

Время решать фундаментальные задачи

Atomic-Energy.ru
2007-1-7.jpg 2007-1-7.jpg


Экспертный совет при Комитете Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи рассмотрел концепцию Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».


С сообщением о содержании концепции и перечне соответствующих мероприятий выступил начальник управления ядерной и радиационной безопасности Росатома А.М. Агапов. Он отметил, что предыдущая программа по обеспечению ЯРБ (на 2000-2006 годы) формировалась в сложнейших для России экономических условиях. Поэтому основные работы, запланированные в ней, были направлены на обеспечение уровня радиационной безопасности предприятий, создание нормативно-технической документации и координацию деятельности различных ведомств в области ЯРБ. Фундаментальные задачи, такие как организация государственных систем обращения с ОЯТ и РАО, а также обеспечение гарантий безопасности, не нашли отражения в программе. Единственным исключением было создание единой государственной системы автоматического контроля радиационной обстановки на территории России (ЕГАСКРО), которое предполагалось завершить в 2006 году. Но эта задача не была решена из-за недостатка финансирования: вместо 6 млрд рублей, запланированных на весь объем работ по ЯРБ, выделили меньше одного.

Тем не менее, за эти годы удалось справиться с рядом важных организационных и технических задач. Например, впервые были сформулированы взаимосвязи между проблемами обеспечения ЯРБ всех ведомств, координирующих деятельность объектов, где ведутся работы с ядерными и радиационными материалами, а также вневедомственными вопросами (чаще всего связанными с природным облучением). Это имело огромное значение для реалистичной оценки ситуации в области ядерной и радиационной безопасности.

Теперь положение изменилось, и руководство страны уделяет проблеме ЯРБ серьезное внимание. В 2003 году президент подписал Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Вскоре после принятия решения об ускоренном развитии атомной энергетики Владимир Путин поручил создать новую программу по обеспечению ЯРБ. Ведь накопленные в этой области проблемы в значительной мере тормозят развитие ядерных технологий. Например, многие инженерные барьеры были созданы 50-60 лет назад. Сегодня они в той или иной либо крупных исследований их надежности на ближайшие 10-20 лет. Любое промедление может привести к тому, что такие барьеры безопасности станут действовать в аварийном режиме, а это повлечет десятикратное повышение стоимости всех работ на объекте.

В концепции новой программы нашли отражение 5 основных направлений деятельности по обеспечению ЯРБ в 2008-2015 годах.

Создание инфраструктуры безопасного обращения с ОЯТ и РАО с учетом окончательной изоляции — фундаментальная часть программы, для реализации которой потребуются масштабные научные, в том числе геологические, исследования и сооружение ряда крупных объектов. В их числе А.М. Агапов выделил организацию национального хранилища ОЯТ, эксплуатация которого обеспечит потребности атомной энергетики России вплоть до 2025 года. Его основой станет сухое хранилище топлива на Горно-химическом комбинате в Железногорске. Еще один важный объект —пилотная установка по переработке отработавшего топлива, прототип международного центра по ядерному топливному циклу. Кроме того, в концепцию заложено проведение изыскательских и опытно-промышленных работ, необходимых для обоснования решений по национальному объекту окончательной изоляции высокоактивных отходов.


Решение накопленных проблем, связанных с прошлой деятельностью, в том числе вывод из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов (ЯРОО), предусматривает уменьшение объема скопившихся на конкретных площадках радиоактивных материалов и перевод их в состояние безопасного длительного хранения. Ранее такие объекты в основном относились к оборонной промышленности. Наиболее крупный проект направлен на модернизацию ПО Маяк и ликвидацию экологических проблем Челябинской области. Кроме того, предусмотрен вывод из эксплуатации исследовательских реакторов, в том числе расположенных в крупных городах, демонтаж различных хранилищ и установок, использующих закрытые источники излучения, а также обращение с РАО и ОЯТ, образовавшимися в результате вывода ЯРОО из эксплуатации.

Создание и совершенствование систем обеспечения и контроля ЯРБ предполагает завершение работ по ЕГАСКРО, формирование автоматизированной системы безопасности транспортирования радиоактивных материалов, государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ, охватывающей все ведомства и субъекты РФ, системы оперативного реагирования, а также различных систем контроля и передачи данных.

Повышение защищенности населения и окружающей среды от радиационного воздействия включает обеспечение медикаментами, реконструкцию поликлиник, организацию помощи персоналу при облучении, а также уменьшение воздействия на человека природных радионуклидов (в том числе развитие программы Радон, направленной на уменьшение концентрации этого газа в жилых помещениях).

Научное и информационно-аналитическое обеспечение должно постоянно сопровождать ФЦП. В его задачи входят оценка эффективности мероприятий, а также анализ рисков, возникающих в процессе выполнения или в результате работ.


Реализацию программы планируется осуществить в 2 этапа. До 2010 года включительно должны быть созданы государственные системы обеспечения гарантий безопасности, реконструированы основные объекты медицинской и санитарно-эпидемиологической служб. Работы по наиболее затратным направлениям —а именно, созданию инфраструктуры обращения с ОЯТ и РАО и ликвидации ядерного наследия —должны быть завершены к 2015 году.

Общий объем финансирования (до 2015 года) составит около 200 млрд рублей. Средства на реализацию программы должны поступать из федерального бюджета, от субъектов РФ и предприятий.

Из государственного бюджета поступит 149,5 млрд рублей. В программе принимают участие 10 государственных заказчиков —Росатом, Роспром, Росстрой, МЧС России, Росморречфлот, ФМБА России, Ростехнадзор, Росгидромет, Роснаука, Рособразование.

Уже 20 субъектов РФ изъявили желание участвовать в программе на условиях пятидесятипроцентного финансирования мероприятий по ЯРБ, имеющих региональное значение. Их вклад в сумме составит 1,5-2 млрд рублей.

Около 12 млрд рублей выделят предприятия. Действующее законодательство позволяет им финансировать решение проблем ядерной и радиационной безопасности из резервов. В программе, тем не менее, предусмотрено создание нормативно-правовой базы по формированию специальных накопительных фондов для обращения с ОЯТ и РАО из средств государства и производителей отходов. Когда атомная отрасль станет коммерческой, эти расходы будут включаться в тариф на электроэнергию. Именно так формируются подобные фонды в Швеции, Финляндии, США, ФРГ, Франции.

 

Александр АгаповАлександр АГАПОВ:

"Окончательная изоляция должна замкнуть цикл обращения с РАО и закрепить безопасный статус ядерных технологий. Мы берем радионуклиды из земли, используем их в различных целях (в том числе для производства энергии), применяя различные инженерные барьеры —и в процессе работы в окружающую среду не поступает никаких вредных веществ. Захоранивая отходы, мы возвратим радиоактивные вещества земле. При этом для их локализации будут использоваться уже не инженерные барьеры, а геологические, защитные свойства которых обоснованы на миллионы лет. Таким образом, мы создадим абсолютно безопасную атомную энергетику. Более того, перестанем копить радиоактивные отходы. Сегодня их заливают в емкости, размещают на спецплощадках. Когда исчерпываются защитные свойства инженерных барьеров, приходится создавать новые объекты, а старые переходят в категорию РАО и требуют соответствующего обращения. В результате на отрасль ложатся дополнительные проблемы и расходы."