В последние годы мировое сообщество вплотную столкнулось с ситуацией, которая до сих пор рассматривалась лишь как абстрактная – неконтролируемым распространением ядерных и радиоактивных материалов. Первым важнейшим барьером на пути несанкционированного перемещения делящихся и радиоактивных материалов может и должен стать радиационный контроль.
Процесс неконтролируемого распространения ядерных и радиоактивных материалов усилился с распадом СССР, возникновением на его территории независимых государств, в распоряжении которых оказались ядерные и разнообразные радиоактивные материалы, а также источники ионизирующего излучения. Как следствие, в случае попадания в руки злоумышленников ядерных материалов, отходов ядерного производства и изотопной продукции, весьма вероятной становится угроза радиационного терроризма.
Тревожная статистика
С 1993 года зарегистрировано 300 случаев незаконной торговли радиоактивными материалами. МАГАТЭ предупреждает, что реальный уровень контрабанды может быть значительно выше.
По данным агентства, имеется более 10 тыс. источников, предназначенных для радиотерапии, каждый из которых содержит тысяу крупиц 60Со. Одна крупица излучает радиации достаточно для того, чтобы за две минуты человек получил годовую допустимую дозу облучения.
Десятки тысяч крупных источников радиации используются в промышленности как измерительные приборы, стерилизаторы и излучатели. МАГАТЭ выражает особую озабоченность по поводу сотен радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГов), произведенных в России и США.
В данные МАГАТЭ о контрабанде не включены бесхозные источники радиации. По оценке американской Комиссии ядерного регулирования, ежедневно в среднем один источник бывает потерян, украден или выброшен. МАГАТЭ утверждает, что в Ираке до сих пор остается тысяча не учтенных источников радиации. Из 25 источников, украденных в стальной компании Krakatau в Индонезии в октябре 2000 года, найдено только три.
человек (пятеро – граждане Беларуси и Литвы), занимавшаяся хищением урана. Преступников задержали при попытке переправить через границу с Польшей 80 кг урана.
В 1995 году чеченские боевики закопали 137Cs в Измайловском парке в Москве. В 1998 году контейнер с радиоактивными материалами, прикрепленный к мине, обнаружили у железнодорожных путей неподалеку от чеченского города Аргун. Эти инциденты можно квалифицировать как радиологический терроризм.
В Тбилиси в 2003 году у таксиста были обнаружены освинцованные ящики со 90Sr и 137Cs. Белорусские таможенники в 1998–2005 годах перехватили 26 радиоактивных грузов, из них шесть – из России.
Учащается появление денежных банкнот с повышенным уровнем радиоактивного загрязнения. Например, в 1997 году на Брестской таможне была задержана партия долларов США, среди которых была купюра, уровень излучения которой составил почти 4 Р/ч.
Большую тревогу вызывают случаи неконтролируемого перемещения специальных ядерных материалов, особенно плутония.
Современные подходы к радиационному контролю
Сложившаяся ситуация заставила правительства ряда государств изменить взгляды на виды и формы радиационного контроля. В первую очередь существенно расширилась сфера контроля.
Как показывает мировой опыт, в том числе России, одной из основных задач такого контроля является создание многобарьерной радиационной защиты страны, начиная от государственной границы и заканчивая отдельными объектами и помещениями. Принципы, закладываемые в основу подобной защиты, должны быть универсальными, применимыми для предотвращения неконтролируемого перемещения любых источников ионизирующего излучения как искусственного, так и естественного происхождения. Они должны устанавливать требования к характеристикам технических средств радиационного контроля. Эти принципы должны основываться на требованиях национальных регламентирующих документов, в них должны быть учтены и рекомендации международных организаций.
В мае 1995 года во всех российских таможенных органах были созданы службы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.
Сегодня практически все пункты пропуска таможенных органов оснащены стационарными системами обнаружения ДРМ, работающими в автоматизированном режиме, что исключает субъективный фактор при проведении радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещающихся через границу России.
Номенклатура задержанных товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения, поверхностным радиоактивным загрязнением различна: от строительных материалов и металлического лома до радиоактивных изотопов и ядерных материалов. Во многих случаях наблюдалось превышение естественного фона в 1000 и более раз.
До сих пор подобные принципы были в целом сформулированы при разработке Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в РФ (ЕГАСКРО), определившей, в частности, основные требования к аппаратуре радиационного контроля. В значительной мере они отражены в «Руководстве по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ)» Государственного таможенного комитета РФ (основные положения, методика, этапы, нормативно-правовые аспекты и организация контроля).
Эти принципы также получили развитие в международной программе ITRAP.
«Индикаторы» несанкционированного провоза ДРМ
Пограничный и таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов направлен на недопущение их незаконного перемещения через государственную границу. Такое перемещение должно рассматриваться как чрезвычайная ситуация, поскольку ДРМ опасны для здоровья людей и окружающей среды, кроме того, имеют значительную ценность, и их вывоз из страны может нанести экономический ущерб государству. Пограничный контроль ДРМ является дополнительным барьером на пути распространения оружия массового поражения.
Для инструментального определения присутствия ДРМ можно фиксировать нейтронное, a-, b- и g-излучение радиоактивных материалов.
Нейтронное и g-излучение, вследствие высокой проникающей способности, могут служить индикатором наличия ДРМ в товарах и транспортных средствах.
Самым простым способом обнаружения радиационных грузов является регистрация внешнего g-излучения. Энергетический спектр g-излучения каждого радионуклида уникален. Используя g-спектрометры, можно уверенно определять наличие того или иного радиоизотопа в товарах без вскрытия упаковки.
Нейтронное излучение является, как правило, результатом спонтанного деления делящихся материалов, либо (a,n)-реакции на легких ядрах, для чего нужен мощный источник a-излучения. Им могут быть некоторые тяжелые ядра, в том числе большинство изотопов урана, плутония и других трансурановых элементов. Таким образом, нейтронное излучение может служить основанием для подозрения о наличии в перевозимом грузе делящихся материалов.
a- и b-излучения практически непригодны для обнаружения ДРМ. Но, поскольку радионуклиды с a- и b-излучением опасны для человека, при контроле ДРМ следует измерять поверхностное загрязнение упаковки.
Процедуры контроля
Таможенный контроль ДРМ должен охватывать все грузы, людей и животных, перемещаемых через контролируемую территорию, производиться автоматически и постоянно, не создавая при этом помех передвижению. Он состоит из следующих стадий: сигнализация о наличии ДРМ, локализация источника и его первичная идентификация.
Техническим средством сигнализации о наличии ДРМ является стационарный радиационный монитор (СРМ). Он может быть пешеходным, транспортным и железнодорожным. В основе конструкции, как правило, лежат высокочувствительные детекторы g-излучения (g-канал) и специальные нейтронные детекторы (нейтронный канал). При попытках незаконного перемещения делящихся материалов используют защиту, существенно ослабляющую g-излучение, поэтому практически невозможно обнаружить ДРМ при помощи традиционной аппаратуры. Нейтронное же излучение защитой практически не экранируется. СРМ также снабжены звуковой или/и световой сигнализацией, имеют микропроцессорные устройства для обработки информации, подключение к компьютерной сети с передачей информации обо всех срабатываниях и, как правило, защищены от несанкционированного доступа, что позволяет исключить воздействие человеческого фактора при контроле.
Сигнализация о наличии ДРМ еще не может служить основанием для подозрения об их несанкционированном перемещении. Дело в том, что во многих материалах, отходах, различных видах продукции содержатся естественные радионуклиды или допустимое количество искусственных радиоизотопов, и при большой суммарной активности объекта возможно срабатывание СРМ. Значит, необходима локализация источника и его первичная идентификация.
Для локализации используются поисковые приборы, алгоритм которых аналогичен СРМ. Это карманная аппаратура, снабженная функцией поиска. Частота следования сигналов увеличивается при приближении к источнику. Если радиоактивный материал распределен равномерно, то частота следования сигналов по мере обследования объекта не меняется. Известны случаи срабатывания СРМ при транспортировании калийных удобрений с повышенной концентрацией естественного радиоизотопа 40K, или строительных материалов с повышенным содержанием соединений урана и тория и т.д. По уровню мощности экспозиционной дозы можно судить о том, следует ли рассматривать объект в качестве радиоактивного материала. В то же время, если в процессе обследования будет обнаружен источник излучения, это говорит об аномалии, требующей дальнейшего исследования – первичной идентификации источника.
Основная задача первичной идентификации – определение типа источника излучения: природные радионуклиды, специальный ядерный материал, искусственный изотоп аварийного происхождения, радиоактивные отходы РАО и т. д. Для этого используются специальные универсальные приборы, позволяющие измерять уровень g- и нейтронного излучения, определять наличие a- и b-источников, накапливать и сохранять g-спектры с дальнейшей расшифровкой с помощью специальных математических программ и переносных персональных компьютеров.
Такие приборы могут определять и уровень поверхностного радиоактивного загрязнения транспортных средств и груза. Кроме того, они запоминают спектральный образ – своеобразный радиационный паспорт для контроля качественного и количественного содержания радионуклидов в легальных грузах, содержащих ДРМ. Он фиксируется прибором на месте оформления груза и может быть передан по компьютерной сети на промежуточные и конечный пункт транспортировки. Это исключает возможность несанкционированного изъятия или вложения ДРМ.
Подобные технические средства и принципы таможенного радиационного контроля могут быть использованы и в системах банковских учреждений и почтово-багажных отправлений.