Развитие атомной энергетики зависит, прежде всего, от решения вопросов, связанных с нераспространением ядерного оружия, обеспечением безопасности и сохранности ядерных материалов, а также обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО). Решить эту непростую задачу можно только на прочном фундаменте международного сотрудничества и кооперации.
Международное агентство по атомной энергии создано в рамках Организации Объединенных Наций в 1957 году в качестве автономной организации. Значительная часть деятельности агентства направлена на безопасность атомной энергетики и обеспечение использования ядерной технологии исключительно в мирных целях. В уставе МАГАТЭ отмечено: «Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели».
Ключевой элемент международного сотрудничества – координация исследований в ядерной области и усилий стран-членов агентства, направленных на развитие инновационной атомной энергетики. Агентство стремится повысить роль ядерной науки и технологии в деле оказания поддержки устойчивому развитию человечества. Это касается как повышения уровня знаний, так и их использования для преодоления насущных мировых проблем. Программа технического сотрудничества МАГАТЭ предусматривает помощь в форме проектов, консультаций экспертов и обучения национальных кадров применению технологий, которые помогают решать вопросы водоснабжения, здравоохранения, обеспечения продовольствием. В качестве примера можно рассматривать поставки радиотерапевтического оборудования и подготовку персонала по лечению онкологических заболеваний в 80 развивающихся странах-членах МАГАТЭ.
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности
Будущее атомной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных технологий. Более того, по мере развития программ ядерной энергетики усиливается внимание общественности к вопросам безопасности. В связи с этим роль и ответственность МАГАТЭ многократно возрастают.
Агентство разработало своды положений и руководства по безопасности выбора площадок, проектирования, эксплуатации и качества АЭС, стандарты радиационной защиты; издаются правила и инструкции для конкретных видов операций, в том числе безопасной транспортировки радиоактивных материалов. Рекомендации МАГАТЭ в этих областях используются многими странами как основы внутригосударственных норм и правил. В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности агентство по запросу проводит оценки безопасности международными экспертами, в том числе непосредственно на площадке.
Хотя МАГАТЭ не является международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной и радиационной безопасности направлены на разработку многосторонних юридически обязательных соглашений, значение которых в качестве механизмов повышения ЯРБ постоянно растет.
В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1540 (2004 год) МАГАТЭ предлагает государствам типовые стандарты унификации законодательства в отношении обеспечения безопасности, установления ответственности и контроля, в том числе экспертного, оборота ядерных материалов. В перспективе стоит задача инициировать разработку концепции всеобщего международного контроля атомной энергии, чтобы создать многокомпонентный механизм обеспечения надежно контролируемого ядерного разоружения под единым надзором Совета Безопасности ООН как органа, несущего ответственность за поддержание мира и безопасности на Земле.
МАГАТЭ также содействует оказанию экстренной помощи государствам-членам в случае аварий, руководствуясь Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986) и Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986). Деятельность агентства основывается и на других международных договорах – Конвенции о физической защите ядерного материала (1987), Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963), Конвенции о ядерной безопасности (1994) и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997).
Новые подходы к нераспространению
В настоящее время особое значение приобретают надзор за распространением ядерных технологий и установление международного контроля ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Учитывая коммерческое значение ядерной энергетики, проблема замкнутого ЯТЦ может рассматриваться в рамках разработки стратегии глобальной энергетической безопасности. Таким образом, международное сообщество обязано содействовать укреплению системы гарантий МАГАТЭ – ведущего мирового правительственного форума научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий.
Ранее уже предпринимались попытки глобального решения проблем ЯТЦ – программа по международной оценке ядерного топливного цикла (МОЯТЦ), проекты международных хранилищ ОЯТ (ISFM) и плутония (IPS), проект ХОЯТ на острове, предложенный группой NPT. Подобные программы и сейчас разрабатываются рядом организаций (ARIUS, NTI, NDF и др.).
МАГАТЭ предлагает новые подходы к решению проблем ЯТЦ и ОЯТ на многосторонней основе. В странах, развивающих ядерную энергетику, предлагается создание нескольких крупных межнациональных региональных комплексов по обращению с ОЯТ и РАО при активном участии МАГАТЭ и других заинтересованных международных, правительственных и неправительственных организаций.
Россия активно поддержала инициативы главы директора МАГАТЭ в области интернационализации ядерного топливного цикла и начала детальную проработку соответствующих вопросов, поскольку их практическая реализация укрепит режим нераспространения. По словам Президента РФ Владимира Путина, «Российская Федерация – это естественный партнер для решения задач подобного рода, имея в виду высокий уровень развития ядерной энергетики в стране, наличие школы специалистов, кадров, развитой атомной инфраструктуры».
Решение проблем ОЯТ и РАО
Доминирующей темой международного сотрудничества является проблема обращения с ОЯТ и РАО. От ее решения во многом зависит не только развитие атомной энергетики и улучшение экологической обстановки, но и поддержание режима нераспространения ядерных материалов, а также противодействие ядерному терроризму.
Еще в 2000 году на конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия отмечалось, что одним из главных вопросов при использовании ядерных технологий является безопасность обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами. Конференция высоко оценила усилия МАГАТЭ по организации ликвидации радиоактивных отходов и призвала агентство, учитывая возрастающее значение всех аспектов обращения с РАО, укреплять свои усилия в этой области, насколько позволяют ресурсы. Форум поддержал деятельность МАГАТЭ в поиске новых, безопасных и общественно приемлемых, подходов к решению проблемы отходов, одобрил программы по оказанию помощи государствам-членам в обезвреживании ОЯТ и РАО, в частности, путем разработки стандартов безопасности, проведения независимых обзоров и технического сотрудничества.
В настоящее время в основном установлены международные принципы обеспечения безопасности при обращении с ОЯТ и РАО. МАГАТЭ разработало комплекс норм и стандартов безопасности в этой сфере. Опубликованы рекомендации по созданию национальных и многонациональных систем обращения с радиоактивными отходами, выпущена серия публикаций по проектированию, строительству и эксплуатации хранилищ ОЯТ и РАО. В комплексе с национальными законами и стандартами по обеспечению радиационной безопасности этих нормативов и рекомендаций вполне достаточно для реализации технической политики по обращению с РАО в любом регионе.
Например, в соответствии с рекомендацией МАГАТЭ по хранению РАО в кондиционированном извлекаемом виде, а также российской концепцией по обращению с радиоактивными отходами, которая предусматривает их сортировку (по активности и категориям) и переработку, на Смоленской АЭС создается комплекс по переработке РАО.
Предполагается оснащение станции установками цементирования, сжигания, прессования и другими мощностями и по переработке РАО, использование которых позволит снизить объемы хранящихся отходов. Качество полученных упаковок РАО будет контролироваться специальными приборами в созданной для этих целей лаборатории. В целом сооружение данного комплекса позволит значительно повысить безопасность эксплуатации атомной станции, а также надежность защиты персонала, населения и окружающей среды при обращении с РАО. Дополнительным преимуществом проекта является демонстрация и внедрение новых методов с высоким уровнем культуры безопасности.
Российские предприятия, занимающиеся обращением с радиоактивными отходами, тесно сотрудничают с МАГАТЭ. ГУП МосНПО «Радон», к примеру, принимает активное участие в реализации проектов агентства в области управления низко- и среднеактивными РАО. С 1997 года на базе предприятия действует учебный центр при поддержке МАГАТЭ. За это время около 300 специалистов из 32 стран прошли обучение на учебно-тренировочных курсах и семинарах, а также по индивидуальным стажировкам. Кроме того, ГУП МосНПО «Радон» проводит в рамках МАГАТЭ ежегодные семинары, посвященные оценке безопасности приповерхностных хранилищ РАО. По оценке участников и представителей МАГАТЭ, участие в этих мероприятиях позволяет специалистам повысить свой профессиональный уровень.
Советский Союз одним из первых ратифицировал устав МАГАТЭ и в дальнейшем всегда оказывал агентству политическую, научно-техническую и материальную поддержку. Являясь ядерной державой, СССР также подписал с агентством Соглашение о всеобъемлющих гарантиях в связи с ДНЯО, признав, что гарантии МАГАТЭ могут применяться в отношении всей или части его мирной ядерной деятельности. Тем самым было продемонстрировано, что страна делает свои гражданские установки открытыми для международных инспекций.
Российская Федерация продолжает эти традиции. В частности, Россия ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, Дополнительный протокол к Соглашению о всеобъемлющих гарантиях в связи с ДНЯО. Российская сторона исходит из того, что в условиях стремительно изменяющегося мира, появления новых вызовов и угроз, возникновения «черных рынков» ядерных материалов и технологий, беспрецедентного роста глобального терроризма и риска создания и применения в террористических целях ядерных взрывных устройств роль МАГАТЭ существенно возрастает.