Основные структурные и технологические принципы создания Единой государственной системы обращения с РАО (ЕГСО РАО)
1. Структура мест дислокации пунктов долговременного хранения и пунктов захоронения РАО должна быть:
а. региональной — предусматривать их размещение в каждом федеральном округе (по федеральным округам);
b. максимально размещаться на имеющихся площадках эксплуатирующих организаций, но не мешать им;
с. выбор мест дислокации пунктов долговременного хранения и захоронения должен основываться на строгом учете геологических особенностей территорий;
d. при выборе мест дислокации пунктов долговременного хранения и пунктов захоронения необходимо учитывать также наличие соответствующей системы физической защиты, включая защиту от воздушных нарушителей.
2. Суммарный объем пунктов долговременного хранения и захоронения должен учитывать размещение в них всех видов РАО – накопленных, эксплуатационных, поступающих от переработки ОЯТ, ОЯТ, классифицированного как ТРО с отложенным решением по использованию, и объемы РАО, образующиеся от вывода объектов использования атомной энергии (ОИАЭ) из эксплуатации.
3. Окончательное захоронение должно осуществляться в обоснованных местах и созданных для этой цели или имеющих соответствующие разрешения (лицензии) пунктах захоронения, кроме ОЯТ, паспортизованных как РАО с отложенным решением по использованию. Для этого вида РАО должна предусматриваться возможность последующего извлечения. Размещение данного типа РАО должно осуществляться на специально оборудованных для этих целей пунктах захоронения.
4. Технологически пункты захоронения должны предусматривать работу с окончательной формой кондиционирования РАО — стандартизованных, пригодных для транспортирования в контейнерах, с размещенными в них ТРО.
5. Пункты захоронения ТРО должны предусматривать размещение РАО в зависимости от наличия или отсутствия в них долгоживущих радионуклидов (период полураспада более 30 лет) и остаточного тепловыделения:
а. ТРО с остаточным тепловыделением выше установленных норм должны размещаться в специальных пунктах захоронения;
b. ТРО с долгоживущими радионуклидами, но без остаточного тепловыделения выше установленных норм, должны размещаться в подземных пунктах захоронения;
с. ТРО с короткоживущими радионуклидами могут размещаться как в приповерхностных, так и в подземных пунктах захоронения, эксплуатационная безопасность которых обоснована на срок не менее 100 лет, и иметь прогноз обеспечения безопасности на срок до 300 лет.
6. Жидкие РАО могут размещаться на подземное захоронение жидких отходов в зависимости от свойств:
а. НАО и САО с короткоживущими радионуклидами должны предусматривать подземную изоляцию в пластах коллекторах, как наиболее безопасный и экономически целесообразный вариант захоронения;
b. САО с долгоживущими радионуклидами могут предусматривать подземную изоляцию в пластах коллекторах после соответствующей подготовки, как наиболее безопасный и экономически целесообразный вариант захоронения.
7. Жидкие НАО и САО при отсутствии возможности захоронения в пластах коллекторах, должны перерабатываться (выпаривание и пр., цементирование) в ТРО и предусматривать соответствующее размещение в пунктах захоронения. Небольшие объемы могут транспортироваться с соблюдением требований безопасности и захораниваться в подземных пластах-коллекторах.
8. Жидкие ВАО должны перерабатываться в ТРО (отверждение в стеклоподобных матрицах) и захораниваться в специализированных пунктах захоронения ВАО с остаточным тепловыделением.
9. Стандартизованные и сертифицированные контейнеры для временного и/или окончательного размещения РАО, должны иметь типовые размеры, максимально близкие к используемым в других странах с развитой атомной энергетикой, однако различающиеся в зависимости от назначения:
а. для сбора и транспортировки твердых НАО на переработку и кондиционирование — должны предусматриваться стандартные возвратные контейнеры с промежуточной отмывкой;
b. для транспортирования и захоронения РАО с остаточным тепловыделением в специализированных объектах захоронения (включая ОЯТ, характеризованных как РАО с отложенным решением по использованию);
с. для транспортировки и захоронения ТРО без остаточного тепловыделения в:
i. Подземных пунктах захоронения (содержащие долгоживущие РАО);
ii. Приповерхностных пунктах захоронения (содержащие короткоживущие РАО).
10. При создании объектов инфраструктуры ЕГСО РАО должны максимально использоваться типовые технологические, проектные решения, предусматриваться создание типовых объектов инфраструктуры (могильников, хранилищ, заводов, цехов по переработке РАО и т.д.).
Основные технологические и структурные принципы системы обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ)
1. Обращение с облученньим ядерным топливом, образующимся при эксплуатации объектов использования атомной энергии, должно обеспечиваться эксплуатирующей организацией (ЭО) в соответствии с утвержденным проектом.
2. По окончании проектного срока обращения ЭО, в распоряжении которой находится ОЯТ, обязана обеспечить дальнейшее безопасное обращение с ним в соответствии с решениями органа государственного управления использованием атомной энергии (ОГУ ИАЭ), в ведении которого она находится.
3. ОГУ ИАЭ принимает решение по дальнейшему обращению с ОЯТ, исходя из следующего:
а. ОЯТ должно перерабатываться с выделением полезных компонент, если это экономически обосновано из учета действующих и перспективных цен на полезные компоненты, стоимости переработки, включая обращение с образующимися РАО, включая их захоронение;
b. все дефектное ОЯТ должно перерабатываться в целях обеспечения ядерной, радиационной, экологической безопасности (ЯРЭБ);
с. ОЯТ, переработка которого экономически не целесообразна, должно паспортизоваться в системе обращения РАО, как РАО с отложенным решением по дальнейшему использованию, и захораниваться с возможностью извлечения.
d. долговременное хранение ОЯТ после снижения избыточного тепловыделения до величин, установленных проектом (техническими требованиями), должно обеспечиваться в виде сухого хранения;
е. сухое хранение должно быть организовано в специальных приповерхностных и подземных сооружениях, отвечающих требованиям сейсмической безопасности и по возможности выдерживающих падение самолета, либо в контейнерах, сертифицированных как упаковки типа «В», в зависимости от экономической целесообразности.
f. cпециальные сооружения и контейнеры по п.Е должны иметь проектный срок службы с обоснованием безопасности на срок до 100 лет и предполагать возможность продления безопасного хранения на срок до 300 лет.
Основные технологические и структурные принципы системы вывода из эксплуатации объектов ИАЭ
1. Каждая эксплуатирующая организация (ЭО) должна иметь перспективный план по выводу находящихся на его площадке объектов ИАЭ (ОИАЭ) вне зависимости от принадлежности объекта. Организации, эксплуатирующие ОИАЭ, находящиеся на земельных участках иных ЭО И4АЭ обязаны предоставлять им соответствующую информацию. Наличие и своевременное предоставление указанной информации является для ОГУ ИАЭ условием признания организации способной эксплуатировать ОИАЭ.
2. Ответственность за формулирование политики по выводу из эксплуатации должна быть возложена на заместителя руководителя ЭО, отвечающего за обеспечение ЯРЭБ.
3. Планы должны учитывать проектные сроки эксплуатации объектов ИАЭ, сроки действия лицензий (разрешений) на эксплуатацию объектов, а также, в необходимых случаях, проведение работ по их продлению. Порядок продления сроков эксплуатации ОИАЭ определяется органами регулирования и ОГУ ИАЭ.
4. Перспективные планы по выводу из эксплуатации ОИАЭ должны быть согласованы с вышестоящим хозяйственным органом управления, а также со специально уполномоченными структурными подразделениями ОГУ ИАЭ, отвечающими за обеспечение в отрасли работ по выводу из эксплуатации, обеспечению ЯРЭБ и обращению с РАО.
5. Перспективные планы по выводу из эксплуатации должны:
– учитывать действующие нормы и правила по ЯРЭБ;
– содержать перечень всех установок и помещений, где расположено оборудование, а также вспомогательные помещения и территории площадок ЭО, требующие проведения дезактивации и реабилитации;
– содержать предварительные оценки объемов РАО в соответствии с их классификацией, необходимые для проведения работ по их захоронению.
6. Работы по выводу из эксплуатации, включая рекультивацию территорий, должны планироваться и проводиться до уровней радиоактивных загрязнений, определяющих снятие ОИАЭ с регулирующего контроля, или путем их преобразования в локальные объекты окончательной изоляции РАО, входящие в ЕГСО РАО.
7. Перспективные планы должны содержать предложения и их предварительное обоснование по использованию в дальнейшем освобождаемых помещений, зданий, территорий или их полную ликвидацию.
8. Все работы по выводу из эксплуатации должны проводиться по проекту, разработанному организациями, обладающей соответствующими разрешениями (лицензиями), и имеющему разделы по обращению с образующимися РАО. Обращение со всеми образующимися в процессе вывода из эксплуатации ОИАЭ РАО должно предусматривать их обязательное кондиционирование и захоронение.
9. ЭО, планирующая работы по выводу из эксплуатации ОИАЭ должна иметь соответствующие разрешения (лицензии), включающие выполнение функций заказчика проведения работ. При наличии соответствующих разрешений (лицензий) ЭО может выполнять работы своими собственными силами или заказывать эти работы у квалифицированных организаций, имеющих соответствующие разрешения органа управления использованием атомной энергии, к которому относится ЭО-заказчик.