В России начинается массовый вывод из эксплуатации (ВЭ) ядерных и радиационно-опасных объектов (ЯРОО). Со временем этот процесс активизируется и породит новые проблемы, в первую очередь в области обращения с РАО и ОЯТ, состав которых усложнится, объем значительно увеличится, а скорость образования в условиях форсированного развития атомной отрасли серьезно возрастет. Чтобы не оставлять потомкам масштабного ядерного наследия, необходимо решить комплекс достаточно сложных задач. Зачастую это не потребует огромных финансовых вложений. Скорее, необходимы объективное видение ситуации, продуманное планирование, координация работ и четкое распределение ответственности всех участников процесса вывода из эксплуатации.
В настоящее время на предприятиях Росатома на различных стадиях вывода из эксплуатации находится более 100 ядерных и радиационно-опасных объектов. Неотложные решения требуются по 20 открытым бассейнам-хранилищам жидких РАО и хранилищам предприятий системы «Радон», проектный срок эксплуатации которых истекает. По прогнозам к 2010 году общее число остановленных ЯРОО может достичь 150-160. До 2030 года будут дополнительно остановлены несколько десятков таких сложных ЯРОО, как блоки АЭС, исследовательские реакторы и т.д.; начнутся работы по выводу их из эксплуатации.
Главные проблемы
Анализируя и обобщая проблемы вывода ЯРОО из эксплуатации, можно выделить три крупных блока взаимосвязанных задач. Следует создать действенные нормативные рычаги стимулирования вывода из эксплуатации ЯРОО с истекшим сроком службы (обеспечение необходимости), эффективные экономические механизмы (обеспечение условий), а также научно-техническое и технологическое сопровождение соответствующих работ (обеспечение возможности).
Все это требует глубокой и очень серьезной научной проработки, расширения и углубления тематики НИР и ОКР по выводу ЯРОО из эксплуатации, обращению с РАО и ОЯТ. В частности, актуально проведение работ по следующим направлениям: обеспечение инвентаризации и мониторинга вывода из эксплуатации ЯРОО Росатома; создание и внедрение методов определения приоритетов выполняемых работ; научное сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» в этой области; оценка результатов; создание отраслевого банка данных вывода из эксплуатации; экономические вопросы.
При определении стратегии вывода ЯРОО из эксплуатации важнейшим является вопрос финансирования. Во всем мире давно признан принцип «платит загрязнитель», то есть эксплуатирующая организация. Кроме того, очевидно, что будущие поколения не должны расплачиваться за выгоды, полученные от использования атомной энергии сегодня. Однако эти принципы, при всей простоте, реализуются с большим трудом.
В современной России решение финансовых вопросов вывода из эксплуатации основано на двух Постановлениях Правительства РФ – от 30.01.2002 г.№ 68 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 05.12.2003 г. № 737, от 21.01.2005 г. № 33) и от 21.09.2005 г. № 576. Последним документом утверждены Правила отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития. После принятия в 1995 году закона «Об использовании атомной энергии» предприятия, эксплуатирующие ЯРОО, получили статус эксплуатирующих организаций, которые осуществляют собственными силами или с привлечением других организаций различные виды деятельности, в том числе по выводу из эксплуатации ядерных установок. Они также выполняют работы для сторонних заказчиков и в целом обладают достаточной хозяйственной самостоятельностью для создания соответствующих финансовых резервов (фондов).
Однако до принятия данных нормативных актов многие установки уже были остановлены (или близки к этому), поэтому на вывод из эксплуатации требуются значительные отчисления. К сожалению, документы, конкретизирующие порядок накопления и расходования резервов, пока не дают ответа на принципиальные вопросы, связанные с получением средств на вывод из эксплуатации давно остановленных реакторов. Мировой опыт показывает, что в этом случае государство должно принять на себя все расходы по выводу ЯРОО из эксплуатации до момента установления статуса эксплуатирующей организации.
Кроме того, масштаб проблем и задач вывода из эксплуатации требует системного и комплексного подхода, тесной увязки с вопросами управления РАО и ОЯТ. В частности, нужны новые подходы к обращению с отходами очень низкой удельной активности, количество которых очень велико. Вероятно, часть этих отходов при определенных условиях может быть использована в народном хозяйстве, однако для этого необходимо строго регламентировать предельный уровень активности и возможные направления использования материалов.
Таким образом, при выводе ЯРОО из эксплуатации необходимо решать комплекс взаимосвязанных задач и использовать для их решения системный подход. Обеспечить наибольшую эффективность мероприятий и оптимизировать использование привлекаемых средств и ресурсов позволяет программно-целевой метод планирования. В рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» планируется существенный объем работ по выводу из эксплуатации ЯРОО различных ведомств и смежным вопросам обращения с РАО и ОЯТ.
Вывод из эксплуатации исследовательских установок
Проблема вывода из эксплуатации российских исследовательских реакторов стала приобретать особую значимость с середины 80-х годов, когда стало заметно увеличиваться количество установок, остановленных из-за несоответствия возросшим требованиям безопасности, недостатка финансирования, в результате завершения экспериментальных программ и т.д. Такие установки располагаются не обособленно, но вместе с другими ядерно- и радиационно-опасными установками в крупных научно-исследовательских институтах, причем зачастую в крупных населенных пунктах, в том числе в административных и культурных центрах России. И потому в случае снижения на остановленных реакторах уровня безопасности существенно возрастают как экологические, так и экономические риски.
Второй тракт теплообменника: 1. до демонтажа; 2. после демонтажа
Хотя количество уже остановленных реакторов достаточно велико, ни один из реакторов, работающих на значительном (более 1 МВт) уровне мощности, не может пока считаться окончательно выведенным из эксплуатации. Пример реактора небольшой мощности, окончательно выведенного из эксплуатации, – установка РГ-1М (мощность 100 кВт), длительное время работавшая на Норильском горно-металлургическом комбинате, а в настоящее время снятая с учета в органах надзора.
Вывод из эксплуатации затрудняют некоторые особенности исследовательских реакторов. Во-первых, это, как правило, очень старые установки – значит, получить адекватную информацию о состоянии систем и оборудования остановленного реактора часто бывает довольно сложно. Далее следует иметь в виду, что в мощных исследовательских реакторах плотность потоков нейтронов существенно превышает соответствующий показатель для энергетических установок, соответственно, уровень удельной наведенной активности в конструкциях, расположенных в непосредственной близости к активной зоне, более высокий. Это требует создания специального оборудования для вывода из эксплуатации таких установок. С другой стороны, конструктивные особенности, используемые материалы, уровень мощности, длительность эксплуатации до остановки различных исследовательских реакторов сильно разнятся, что препятствует разработке унифицированных технических решений.
Ключевой и одной из наиболее острых проблем вывода из эксплуатации исследовательских реакторов является финансирование работ. Пока варианты ее решения ориентированы в основном на прибыльные предприятия и рассчитаны на то, что реакторы будут эксплуатироваться еще много лет, в течение которых эксплуатирующие организации смогут накопить достаточные средства. Однако все исследовательские реакторы достаточно старые; они находятся в государственной собственности, а реальное экономическое положение НИИ не позволяет им отчислять заметные средства в фонды, предназначенные для вывода из эксплуатации. К тому же многие исследовательские реакторы не входят в систему Росатома и практически не вовлечены в деятельность по реализации постановления № 576.
Основные технические сложности – обращение с ОЯТ, характеристики которого весьма разнообразны, а также с активными теплоносителями (натрием, тяжелой водой и т.д.). Нестандартность многих типов топлива и финансовые трудности приводят к тому, что процедуры приведения ОЯТ в безопасное состояние и отправки на переработку затягиваются на длительное время. По некоторым видам топлива пока не просматриваются даже технические решения.
За время эксплуатации российские исследовательские реакторы неоднократно подвергались реконструкциям, часто значительным, затрагивающим не только оборудование, но также здания и сооружения. При этом был приобретен значительный опыт, который будет полезным при выводе из эксплуатации. В стране есть соответствующие технологии и оборудование, а также специализированные организации, которые в состоянии решить основной круг задач вывода реакторов из эксплуатации. Разными аспектам этой многогранной проблемы могут заниматься ФГУП ВНИИНМ, ФГУП «ГИ ВНИПИЭТ», ГУП МосНПО «Радон» и т.д.
В целом складывается научно-методическая основа для организации и ведения работ по безопасному выводу из эксплуатации исследовательских реакторов. Хотя и медленно, но все же формируется национальная стратегия вывода. По-видимому, в настоящее время наиболее предпочтительными вариантами являются смешанные модели (отложенное решение и использование здания и помещений исследовательского реактора для других ядерных установок (конверсия)). При этом необходимо иметь в виду, что выбор любого варианта вывода из эксплуатации требует поиска средств на поддержание окончательно остановленных установок в безопасном состоянии в течение достаточно длительного времени.
Автор
Н.В. Архангельский, к.т.н. (ГК "Росатом")