К 2012 году должны быть демонтированы все российские атомные подводные лодки, выведенные из состава ВМФ. Однако проблема «списанных» судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) этим не исчерпывается: требуется также решить вопросы, связанные с судами атомного технологического обслуживания (АТО) и обеспечением экологической безопасности процесса утилизации.
Суда АТО: экологическая опасность!
Форсированный вывод из эксплуатации и утилизация многочисленных субмарин оставили в тени проблемы судов их обеспечения.
В России самый многочисленный в мире флот вспомогательных судов атомно-технологического обслуживания – свыше 90 плавсредств различных классов. Кроме них, в этом качестве эксплуатировались и продолжают использоваться различные баржи, буксиры, плавцистерны, плавучие контрольно-дозиметрические пункты и т.д.
Большинство судов АТО построено (или переоборудовано из других плавсредств) в 60-70-х годах. Из 23 кораблей специального технического обслуживания атомного флота 19 выслужили установленные сроки службы. По прямому назначению можно использовать только ПТБ «Имандра» Мурманского морского пароходства и плавбазы ПМ-12 и ПМ-74 военного флота, построенные в 90-х годах. Техническое состояние двух ПТБ, сооруженных по проекту 2020 и предназначенных для выгрузки ОЯТ из АПЛ, с каждым годом ухудшается; одну из них (ПМ-63) управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны России запретило эксплуатировать по прямому назначению.
11 плавучих технических баз перезарядки реакторов суммарным водоизмещением 74 тыс. т, построенные по проектам 326 и 326М, отработали свыше 30 лет. Сегодня на них хранятся около 6 тыс. сборок ОЯТ и 3 тыс. м3 жидких РАО. Ремонт таких плавбаз крайне затруднен из-за высокого уровня радиоактивного излучения и загрязнения. Проблема выгрузки дефектного ОЯТ из их хранилищ решается в рамках отдельных работ федерального уровня.
Потенциальными источниками радиоактивного загрязнения окружающей среды являются также 32 специальных наливных танкера суммарным водоизмещением 45 тыс. т, где хранится 11 тыс. м3 ЖРО, а также плавучие буксируемые емкости ПЕК-50 суммарным водоизмещением около 2 тыс. м3.
Кроме того, в 1964-1992 годах на дне морей, омывающих берега России, затоплено около 60 судов АТО. В их корпусах содержится более 42% общего объема всех твердых радиоактивных отходов, затопленных в российских морях (см. таблицу).
Захоронение судов АТО в российских морях
Ситуация осложняется тем, что до сегодняшнего дня не разработаны проекты утилизации судов АТО, нет инфраструктуры для проведения таких работ, в том числе предприятия по переработке РАО и хранилища твердых радиоактивных отходов.
В Северо-Западном регионе России находятся 72 судна АТО, из них более 50 с истекшим сроком эксплуатации, 28 в аварийном, затопленном или полузатопленном состоянии. На Дальнем Востоке – 27 судов АТО, 23 выслужили установленные сроки, три в аварийном состоянии.
В 2007 году представителями местной администрации, Государственной Думы и Росатома одобрена концепция поэтапного вывода из эксплуатации судов АТО в Мурманской области. Согласно ей до конца 2008 года в регионе должна быть создана спецплощадка для хранения ТРО, до 2014 года – центр комплексной утилизации судов АТО (стоимостью около €300 млн).
Проблемы безопасности при демонтаже судов
Утилизация судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и АТО должна соответствовать международным нормам экологической безопасности. Между тем при демонтаже судов с ЯЭУ ядерный и радиационный риски значительно выше, чем при их строительстве и эксплуатации, за счет большего количества ядерно- и радиационно-опасных операций и сложности их выполнения. Ситуация с плавсредствами АТО еще сложнее: здесь, как правило не один, а несколько радиоактивно-загрязненных отсеков, хранилища ОЯТ, ЖРО и ТРО, что значительно увеличивает объем работ.
Ряд операций выполняется при вскрытых защитных барьерах, при этом радионуклиды поступают непосредственно в атмосферу. Основными источниками радиоактивных выбросов являются системы вентиляции реакторных отсеков АПЛ, эллингов, спецсооружений (зданий выгрузки ОЯТ и т.д.), плавсредств, где хранятся РАО или другие радиоактивные материалы. Выбросы некоторых источников по составу близки к теплоносителю первого контура ЯЭУ; из объектов, на которых осуществляется временное хранение РАО, в атмосферу поступают тритий и трансурановые нуклиды. Суммарная годовая активность выбросов ФГУП «ПО «Севмаш» и ФГУП «МП «Звездочка» составляет 1,57х109 Бк/год.
Анализ не выявил однозначных тенденций к изменению компонентов природной среды Северо-Западного региона. Так, радиоактивность морской воды в течение последних десяти лет стабильна, однако радиоактивность донных отложений и атмосферного воздуха растет (среднегодовые значения γ-фона в Северодвинске в последнее время выросли почти на 30%).
Демонтаж атомной подводной лодки на ФГУП "МП Звездочка"
Даже в большей степени, чем радиационные факторы, опасен массированный выброс в окружающую среду вредных химических веществ, усилившийся с увеличением объема работ по демонтажу АПЛ. Специфическими компонентами загрязнения воздуха при утилизации кораблей и судов с ЯЭУ являются высокотоксичные вещества первого и второго классов опасности (оксиды хрома и марганца) и соединения с остронаправленным механизмом действия (оксиды углерода и азота). Исследования показывают, что в воздухе рабочих зон ФГУП «ПО «Севмаш» и ФГУП «МП «Звездочка» предельно допустимая концентрация хрома превышена в 30 раз, никеля – 15 раз, свинца – в 16 раз, цинка – в четыре, марганца – в три раза; обнаруживаются медь, молибден, титан и олово. Концентрация пыли в 8-17 раз выше ПДК.
Уровни загрязнения природной среды химическими и радиоактивными веществами существенно зависят от принятой на предприятиях схемы обращения с производственными отходами и реализации природоохранных мероприятий. Несмотря на то, что выброс «МП «Звездочка» составляет 1,13×109 Бк/год, в наиболее критической точке, расположенной на границе территории завода и селитебной зоны на острове Ягры, годовая эффективная доза облучения от всех источников постоянных выбросов, по расчетам, не превысит 4 мкЗв/год. Это свидетельствует об отсутствии значимого воздействия постоянных газоаэрозольных выбросов на население и окружающую среду за пределами промплощадки.
Все предприятия атомного судостроения являются градообразующими, при этом сложилось так, что жилая зона практически примыкает к промплощадкам – значит, отходы производства, особенно радиоактивные выбросы и сбросы, серьезно воздействуют на формирование экологической ситуации в городах. Демографический анализ Северодвинска отражает неблагополучную ситуацию по некоторым нозологическим формам (болезни органов дыхания, нервной системы, мочеполовой системы, врожденные пороки развития детей), наблюдаются также болезни органов кровообращения и злокачественные новообразования. Такая обстановка требует серьезного анализа и проведения дальнейших исследований.
Задачи нормирования
Нормативно-методическая база обеспечения экологической безопасности утилизации кораблей и судов с ЯЭУ к настоящему времени в основном создана. Однако в этой области есть ряд нерешенных вопросов. Необходима разработка концепции утилизации судов и блоков реакторных отсеков с невыгружаемым (по техническим причинам) ядерным топливом: их длительное хранение, в том числе на твердом основании, недопустимо. Кроме того, нужно создать технические требования к реакторному блоку при подготовке к длительному хранению, а также государственный стандарт «Радиационно-гигиенические требования к одноотсечным блокам реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок».
Поскольку с точки зрения обеспечения радиационной безопасности утилизация надводных кораблей с ЯЭУ и судов АТО отличается от демонтажа АПЛ, для таких операций следует разработать ряд специальных радиационно-гигиенических требований.
На основе имеющейся и создающейся в настоящее время документации целесообразно разработать технический регламент «Медико-гигиеническое обеспечение радиационной безопасности персонала, населения и окружающей среды при утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания».
***
Непринятие действенных мер по утилизации судов с ЯЭУ и атомного технологического обслуживания ведет к росту ядерных и радиационных рисков из-за постоянного ухудшения их технического состояния и старения инфраструктуры. Поскольку эта проблема органически связанная с радиоэкологической безопасностью не только на региональном, но и глобальном уровне, ее решение должно быть ускорено за счет международной кооперации в научно-технической и экономической сферах.
ФГУП НИИ промышленной и морской медицины ФМБА России определен головным исполнителем в области медико-гигиенического обеспечения работ по утилизации кораблей и судов с ЯЭУ. Нормативные документы, разработанные институтом и внедренные ФМБА, регламентируют основные аспекты медико-гигиенического обеспечения утилизации, как атомных подводных лодок, так и судов АТО. Например, руководство «Организация индивидуального дозиметрического контроля персонала предприятий атомного судостроения и населения зоны наблюдения» и «Радиационно-гигиенические требования к утилизации судов атомно-технологического обслуживания», методические указания «Оценка воздействия радиационно-опасных работ, выполняемых предприятиями атомного судостроения, на окружающую среду и население» и «Радиационный контроль металлолома, образующегося при утилизации атомных подводных лодок», обобщающие санитарные правила «Обеспечение радиационной безопасности при комплексной утилизации атомных подводных лодок».
Кроме того, созданы радиационно-гигиенические требования к пунктам временного хранения на плаву и долгосрочного хранения на твердом основании реакторных блоков утилизированных АПЛ, а также методические указания «Критерии и методы оценки состояния загрязненных радионуклидами земель, прилегающих к базам ВМФ» и «Обеспечение радиационной безопасности при проведении работ по реабилитации территорий береговых технических баз». Разработано около 40 нормативных документов по методическому обеспечению деятельности предприятий атомного судостроения.