Уходящий 2010 год стал для российских атомщиков годом больших свершений, масштабных проектов и задела на будущее. Введен в промышленную эксплуатацию второй блок Ростовской АЭС, состоялся физпуск АЭС в Бушере, спущен на воду головной плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», достигнуты прорывные соглашения с Украиной. И это далеко не полный список того, что сделали в этом году российские атомщики.
Строим АЭС внутри и за рубежом
Сегодня в России одновременно
В этом году было заключено несколько крупных международных соглашений, которые позволяют российским ядерным технологиям занять новые для себя рынки. Это соглашение с Турцией о строительстве атомной станции на принципах «строй-владей-эксплуатируй». Это первый в мире опыт строительства станции на таких условиях. Кроме того, было заключено также соглашение с Вьетнамом о строительстве двух блоков АЭС «Ниньтхуан-1» мощностью 1200 МВт каждый. Помимо этих, уже вполне конкретных договоренностей, подписаны межправительственные соглашения с Венесуэлой, Бангладеш, Китаем (о строительстве новых блоков на Тяньваньской АЭС), Индией, Украиной.
Кроме традиционных атомных станций госкорпорация строит первую в мире плавучую атомную электростанцию. 30 июня 2010 года на стапелях Балтийского завода в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду корпуса плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». Этот проект ожидает большое будущее: АЭС средней и малой мощности могут быть востребованы в островных государствах, кроме того, их можно использовать для опреснения воды. Если удастся сделать этот проект коммерчески выгодным, т.е. получить сразу несколько заказов, чтобы запустить его в серию, можно будет говорить о новом этапе в развитии малой и средней атомной электрогенерации.
Восстановление российско-украинских связей
Уходящий год стал прорывным в отношениях с Украиной, как на самом высоком политическом уровне, так и в налаживании хозяйственных связей, сильно расстроенных в последние годы. После выборов, когда на Украине сменились правительство и президент, новые власти взяли курс на восстановление экономических отношений с Россией. Наряду с газовыми соглашениями были достигнуты договоренности и в атомной сфере. Подписано соглашение о строительстве третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС, достигнуты договоренности с украинским «Турбоатомом» об использовании их машиностроительных мощностей, после победы ТВЭЛа в тендере, проведенном украинским правительством, принято решение о строительстве завода по фабрикации ядерного топлива с привлечением российских специалистов.
Возобновление сотрудничества с Украиной в ядерной сфере – процесс, выгодный для обеих стран. Украина остро нуждается в новых энергомощностях, поэтому решение о строительстве новых блоков на Хмельницкой АЭС пришлось украинской стороне как нельзя кстати. В то же время это дает дополнительную загрузку как российским, так и украинским машиностроительным предприятиям, обеспечивая им дополнительные заказы и новые рабочие места.
Не менее выгодно обеим сторонам и строительство завода по фабрикации ядерного топлива. Украинские власти уже давно выказывали озабоченность по поводу своей зависимости от поставок российских твэлов, и постоянно искали возможности для диверсификации этих поставок. В период правительства Юлии Тимошенко путь к диверсификации был выбран через сотрудничество с американской компанией «Вестингауз», что было сопряжено с существенными рисками для украинских АЭС. Настороженное отношение к топливу Вестингауза при загрузке его в реакторы российского образца сложилось в мире после неудачи на чешской АЭС «Темелин», которая привела к большим финансовым издержкам. Однако, вопреки этому неудачному опыту, тогдашнее украинское правительство упорно искало пути для сотрудничества с американской компанией, что вызывало негативную оценку многих украинских специалистов и экспертов. Окончательную точку в этом деле поставил тендер на строительство завода, организованный новым правительством Украины. Заявку на него подали российский ТВЭЛ и американский Вестингауз, победу одержал ТВЭЛ. Теперь Украина будет не только обеспечена собственным топливом для своих АЭС, но и сможет в дальнейшем продавать его третьим странам.
Первый публичный отчет
В 2010 году был опубликован
Подготовленный с учетом международных требований к корпоративной отчетности, отчет отвечает амбициозным целям госкорпорации – превращению в глобальную компанию. Сам факт его публикации повышает транспарентность госкорпорации, в том числе и для глобальных игроков на мировом рынке. А это, в свою очередь, будет способствовать не только притоку иностранных инвестиций, но и расширению портфеля зарубежных заказов.
Российский молибден-99 для мировой ядерной медицины
В субботу, 18 декабря, произошло событие, имеющее огромное значение для здоровья миллионов людей во всем мире. В НИИ атомных реакторов в городе Димитровграде (Ульяновская область) была запущена первая в России очередь производственного комплекса молибдена-99 – изотопа, острый дефицит которого наблюдается сейчас во всем мире. В этот же день первая партия молибдена была отгружена в адрес канадской фирмы Nordion, являющейся крупнейшим мировым потребителем этого изотопа.
Неприятности с мировыми поставками молибденом-99 начались некоторое время назад, когда в мае из-за технических неисправностей прекратил работу канадский реактор, обеспечивающий больше половины мировых потребностей в молибдене. Этот изотоп служит для получения другого изотопа – технеция-99m, который сейчас используется в подавляющем большинстве диагностических процедур в ядерной медицине. Ежедневно около 70 тыс. людей во всем мире проходят процедуры с использованием технеция-99m. В мировой ядерной медицине сложилась поистине кризисная ситуация, разрешить которую позволят поставки за рубеж российского молибдена.
Заключение контракта с канадской Nordion позволит решить проблемы ядерной медицины и внутри страны. Сейчас потребление изотопов в России чрезвычайно мало, коме того, нет консолидированной программы развития ядерной медицины, которая могла бы стимулировать потребление изотопной продукции. Развитие проектов, ориентированных на экспорт, в том числе и по молибдену-99, будет способствовать созданию основы для развития ядерной диагностики и у нас, в России. А поставки Росатома будут легко переориентированы на внутренний рынок.
СуперЭВМ
В начале 2010 года суперЭВМ, произведенная саровским РФЯЦ-ВНИИЭФ, была передана в эксплуатацию крупнейшему в стране производителю самолетов – компании «Сухой». Это единственный российский компьютер так называемого терафлопного класса. Тем самым был совершен важнейший шаг к переводу нашей промышленности на цифровые инновации. Передача суперЭВМ состоялась в рамках выполнения реализации одного из проектов президентской комиссии по модернизации экономики – «Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий».
По своим характеристикам суперЭВМ – уникальная разработка. Малогабаритность позволяет не отводить под нее отдельного помещения, а ставить непосредственно в офисе, для ее функционирования не нужны ни дорогостоящие инженерные системы, ни дополнительный персонал. В то же время с его помощью можно производить многовариантные модельные расчеты, которые позволят находить оптимальные конструкторские и технологические решения. Стоимость одной суперЭВМ, которая может заменить порядка 50 стандартных компьютеров, составляет 1,6 млн рублей.
Эксперты высоко оценили появление первого российского суперЭВМ. Это открывает дорогу к массовому выпуску крупных суперкомпьютеров так называемого коллективного пользования, работать с которым могут одновременно множество человек, участвующих, например, в общем исследовании. И что очень важно, суперЭВМ оснащен программным обеспечением российской разработки. В дальнейшем суперЭВМ планируется применять в самых разных областях, в том числе и при проектировании АЭС с ВВЭР, для проведения расчетов прочности, газодинамики и ядерной безопасности.
Соглашение 123
В уходящем году, наконец-то, была решена серьезная проблема в сотрудничестве с Соединенными Штатами. В начале декабря Конгресс США ратифицировал соглашение 123 – о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Это открывает новые возможности в развитии отношений между Россией и США – двумя крупнейшими ядерными державами мира.
У соглашения 123 оказалась трудная судьба. В 2008 году его уже вносил в Конгресс тогдашний президент США Джордж Буш, однако из-за августовских событий в Южной Осетии администрация приняла решение его отозвать. Вторично соглашение внес в мае этого года нынешний президент Барак Обама, и это стало свидетельством заметного потепления двусторонних отношений между нашими странами.
Главная задача соглашения 123 – создать условия для осуществления торговли в сфере мирного атома между Россией и США. Оно позволит создать юридическую базу для дальнейшего сотрудничества, осуществлять торговлю ядерными материалами и развивать инновационные технологии в атомной сфере. Сотрудничество в этой сфере даст возможность нашим странам наладить взаимодействие в области предотвращения распространения чувствительных ядерных технологий, связанных с ядерным топливным циклом. Теперь, после ратификации соглашения 123 сотрудничество между Россией и США в ядерной сфере выйдет на новую ступень.
В своем материале мы затронули лишь самые значимые, уровня целой отрасли победы. А за полями нашего материала остались конкретные достижения атомных электростанций, заводов и комбинатов оборонного комплекса, предприятий Топливной компании и наших научных институтов. Первое десятилетие нового тысячелетия оказалось для всех временем больших перемен. От затяжной постперестроечной паузы мы перешли к утверждению новых планов развития, которые в свою очередь вылились в мощную поддержку государства и большую программу преобразований на местах. Программа развития отрасли не везде реализуется гладко, многие предприятия (а вместе с ними и их коллективы) испытывают понятные трудности, связанные с переменами и новыми установками. Но итоги 10 года позволяют с оптимизмом заглядывать в будущее.