Транспортирование – наиболее уязвимый процесс в системе обращения с радиоактивными материалами. Вопрос безопасного транспортирования РАО приобрел в наше время особую значимость в связи с большим количеством накопленных отходов, размещенных на значительном расстоянии от мест их переработки и долговременного хранения.
Самый удобный, практичный, дающий возможность доставки груза от «ворот до ворот» без перегрузки в пути вид транспорта – автомобильный. Транспортирование РМ автомобильным, как и другим, транспортом должно быть безопасным как для населения, так и для персонала.
Безопасность обеспечивается организационными и техническими мероприятиями. К первым относятся: оформление санитарно эпидемиологических заключений на специальные транспортные средства; получение в органах МВД допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов; подготовка и обучение водителей по европейской программе «Дорожная перевозка опасных грузов» (ДОПОГ), аттестация их как машинистов кранов-манипуляторов, обучение профессии дозиметриста; разработка и согласование в ГИБДД маршрутов перевозок; контроль специальных транспортных средств на наличие на/в них посторонних предметов, с составлением соответствующих актов для обеспечения выполнения правил физической защиты.
Технические мероприятия включают использование в процессе перевозок автомобилей, специально сконструированных и изготовленных для постоянных перевозок радиоактивных материалов, контроль технического состояния транспортных средств, использование сертифицированных транспортных упаковочных комплектов (ТУК) для соответствующих количеств РМ.
Надежным решением задачи обеспечения безопасности перевозок может быть подбор и создание унифицированного транспортного комплекса модульного типа, отвечающего санитарным правилам, требованиям физической защиты, международным правилам транспортирования.
Сегодня каждая российская организация, занимающаяся транспортированием, хранением и другими видами работ с РМ, самостоятельно, с учетом своих технических и технологических возможностей и номенклатуры груза, разрабатывает оригинальные транспортные средства и упаковочные комплекты. Иными словами, отсутствует система разработки типовых проектов и централизованного изготовления транспортных средств и ТУК. Для создания такой системы, в первую очередь, необходимо изучить опыт работы предприятий.
Средства для транспортирования РАО
ГУП МосНПО «Радон» имеет лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право обращения с радиоактивными отходами при их транспортировании.
Перевозка радиоактивных материалов осуществляться на специальных транспортных средствах, с использованием соответствующих упаковок для РМ.
ТУК обладают механической прочностью, герметичностью, радиационной и термостойкостью, соответствуют классу активности РМ и их химическим и физическим свойствам, имеют маркировку и технологические приспособления для механизированной погрузки и разгрузки.
Спецтранспорт оснащен грузоподъемными механизмами для быстрой и безопасной загрузки и разгрузки упаковочных комплектов.
Предприятие эксплуатирует традиционные и несколько типов новых специальных автомобилей. К последним относятся: компактный автомобиль для перевозки мелких партий РМ (не более 843 кг) на шасси Ford Transit VAN, автомобиль средней грузоподъемности на шасси МАЗ, автомобиль большой грузоподъемности (до 25 тонн) на шасси МАЗ-MAN.
Устройство кузова автомобиля на шасси МАЗ позволяет крыше раскрываться совместно с частью боковых бортов, что дает возможность свободного доступа внутрь кузова при выполнении погрузочно-разгрузочных операций. Таким автомобилем можно транспортировать упаковки максимальным весом до 7,5 т, например, контейнер НЗК-150-1,5П.
Автомобиль на шасси МАЗ-MAN предназначен для безопасной перевозки до четырех контейнеров
НЗК-150-1,5П.
Особо следует отметить специальный многофункциональный унифицированный автомобиль на шасси Volvo FM, на который можно устанавливать комплекс для транспортирования жидких РМ объемом до 4 м3 или контейнер с грузоподъемным механизмом для транспортирования различных упаковок с твердыми РМ. В настоящее время он проходит испытания на ГУП МосНПО «Радон» как автомобиль для транспортирования жидких радиоактивных отходов.
Первый рейс состоялся в декабре 2009 года.
Развитие перевозок РМ автомобильным транспортом может происходить в следующих направлениях.
Первое – создание спецавтомобилей на шасси различных грузоподъемности, проходимости и назначения для постоянной перевозки радиационных материалов. Они должны обеспечивать радиационную защиту персонала и населения, а так же механическую и термическую защиту упаковок, как в нормальных, так и в аварийных условиях перевозки.
Второе направление предусматривает использование транспортных средств, имеющих минимум специального оборудования (в том числе автомобилей для перевозки не радиационных грузов). Защитные функции при этом сосредоточены в транспортных упаковочных комплектах.
Выбор концепции развития перевозок и типа автомобиля зависит от развития сети дорог в регионе, номенклатуры и количества радиационных грузов, экономической целесообразности.
Организация перевозок
При перевозках РАО предварительно, не позднее, чем за один день до отгрузки отходов, на площадке заказчика представитель ГУП МосНПО «Радон» осуществляет входной контроль упаковок. При этом он проверяет физические и радиационные характеристики содержимого упаковок, их соответствие предъявляемой документации, после чего упаковки пломбируются.
Водитель-дозиметрист по прибытии на объект принимает отходы в соответствии с сопроводительной документацией, производит дозиметрический контроль упаковок с РМ, дает указания по расположению груза в кузове, обеспечивает надежность его крепления.
После окончания загрузки осуществляется радиационный контроль мощности эквивалентной дозы излучения, которая не должна превышать допустимых уровней, затем кузов автомобиля закрывается и пломбируется.
В случае выявления нарушений (неправильного оформления сопроводительных документов, несоответствия фактического количества РАО паспортным данным, ошибок в маркировке, превышения допустимых уровней радиационного воздействия) водитель-дозиметрист не принимает груз, о чем составляется акт регистрации нарушения правил передачи РМ.
Для обеспечения безопасности при транспортировании каждый спецавтомобиль имеет отличительную окраску и табло информации об опасности, оснащен проблесковым маячком желтого цвета, системой спутниковой связи, а так же спутниковой системой навигации для контроля перемещения транспортного средства в реальном времени. Максимальная скорость при движении – 60 км/ч. По пути следования постоянно поддерживается радиотелефонная связь в установленных пунктах с диспетчерами, при дальних рейсах связь поддерживается по спутниковому телефону. При необходимости (в случае несанкционированного доступа) диспетчер со своего рабочего места может заблокировать спецавтомобиль, и по радиостанции вести связь через громкоговоритель.
Транспортирование РМ производиться в организованной колонне по маршруту, согласованному в ГИБДД и МЧС, с сопровождением автомобилей ГИБДД.
Автор
Ю.М. Баженов
ГУП МосНПО «Радон»
Российские нормы, правила и требования по безопасности автоперевозок отражены в руководящих документах, таких как:
НП-053-04 (Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов),
- Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом,
СанПиН 2.6.1.1281-03 (Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных веществ),
- НП-058-04 (Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Безопасность при обращении с РАО),
СПОРО-2002 (Санитарные правила обращения с РАО),
- НРБ-99 (Нормы радиационной безопасности),
ОСПОРБ-99 (Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности),
- НП-073-06 (Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиоактивных источников при их транспортировании),
НП-074-06 (Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ).