Дэвид Локбаум, бывший инженер первого блока американской АЭС "Браунс-Ферри", а ныне сотрудник "Союза обеспокоенных учёных" - организации, известной своей критикой атомной энергетики - ведёт блог, в котором публикует рассказы об инцидентах и других нестандартных случаях, с которыми ему и его товарищам приходилось сталкиваться за годы работы в атомной отрасли.
Электронное издание AtomInfo.Ru представляет перевод истории об инциденте 27.02.1982 на блоке №1 АЭС "Сан-Онофре", виновником которого оказалась… Луна.
Утром 27 февраля 1982 года почти 30 минут блок №1 АЭС "Сан-Онофре" в штате Калифорния оставался без охлаждения для систем вентиляции и кондиционирования контейнмента и ряда других систем, важных для безопасности.
Для охлаждения этих систем на блоке были предусмотрены две независимые петли. Каждая из них была рассчитана таким образом, чтобы иметь возможность в одиночку обеспечить при нормальных условиях и при проектных авариях теплоотвод с узлов HVAC в реакторном зале и во всём контейнменте, а также с моторов аварийных дизель-генераторов и другого важного для безопасности оборудования.
Одна из петель постоянно находится в работе, в то время как вторая пребывает в состоянии горячего резерва или находится на обслуживании. Последнее как раз и происходило на "Сан-Онофре". Бригада техников намеревалась осмотреть и отремонтировать насос в резервной петле.
На АЭС "Сан-Онофре" техническая вода забирается из Тихого океана, куда потом и сбрасывается после использования. Насосы в двух петлях охлаждения, о которых идёт речь в рассказе, стоят в здании БНС, построенном прямо на берегу.
Ремонт начался с того, что техники отбалтили насос от основания и подняли его краном для осмотра. В полу здания, естественно, образовалась дыра на том месте, где по штату должен стоять насос.
Подъём насоса краном
К большому удивлению техников, через дыру в здание потекла вода. Говоря прямо, в здании насосной станции началось наводнение. Вода прибывала до тех пор, пока не поднялась на пять футов над полом. Как потом показало расследование, эта отметка в точности соответствовала уровню океанской воды вне здания БНС.
Операторы на БЩУ не имели понятия о том, что происходит на насосной станции. Однако они обратили внимание на флуктуации значения тока на двигателе второго (рабочего) насоса и отключили его от греха подальше. Ничего удивительного в скачках тока нет - второй насос стоял в том же здании, что и первый, и точно также пал жертвой наводнения.
Таким образом, блок остался без аварийного охлаждения, несмотря на предусмотренные проектом две независимые петли. Насос одной из петель болтался, подвешенный к крану, а насос второй был отключён командой с пульта БЩУ для его же собственной сохранности.
Персонал, находившийся на БНС, приступил к схватке с наводнением. Они развернули портативный насос и начали откачивать в Тихий океан воду, поступавшую на станцию из Тихого же океана. Поначалу успеха эти действия не имели. Через дыру в полу вода поступала явно с большей скоростью, чем её могли откачивать из помещения.
Сообразив, что им противостоит закон физики о сообщающихся сосудах, техники приняли единственно верное решение. Они попытались заткнуть дыру, поставив краном на место снятый насос. Частично это удалось, и борьба с наводнением пошла веселее. Справившись с первоочередной задачей, техники позаботились о безопасности станции, подключив к одной из петель резервный (третий) насос.
Общий срок, в течение которого блок пребывал без аварийного охлаждения, составил 24 минуты. Вернуть в работу первый, штатный насос удалось спустя 4 с лишним часа после его отключения. Что потребовалось в итоге сделать с насосом №2, сыгравшим в этой истории роль и виновника, и затычки, осталось покрытым мраком коммерческой тайны.
Когда всё завершилось, начался разбор полётов. Комиссия выяснила, что человек, планировавший работы на насосе №2, ошибся и неправильно рассчитал время прилива и отлива. Вся операция по снятию насоса и возвращению его на место должна была пройти в период отлива, когда уровень воды в океане ниже пола в БНС. На деле всё случилось с точностью до наоборот.
Кто ответственен за то, что на Земле случаются приливы? Гравитационное поле естественного спутника Земли. Так значит, кто должен быть наказан на инцидент на "Сан-Онофре-1" 27.02.1982? Конечно же, Луна…
Выводы
Всегда лучше сначала подумать, а только потом делать. В разобранном инциденте наводнение началось из-за явной ошибки планирования. Но, предположим, время прилива было бы рассчитано правильно. Даже в этом случае опасность сохранялась. Допустим, техники могли задержаться с ремонтом насоса и не успеть поставить его вовремя на место.
Даже у самого лучшего плана должен быть запасной вариант. Снятие насоса на БНС блока №1 АЭС "Сан-Онофре" создавало потенциальную угрозу наводнения, и требовались меры, которые позволили бы не допустить или легко справиться с угрозой поступления в здание насосной станции океанской воды.
Мораль сей истории такова - в атомной энергетике всегда имейте под рукой план "Б". Иначе ваш лучший в мире план наступления обернётся на деле самой печально известной инструкцией о том, как попасть сразу в наибольшее число засад одновременно.