Регуляторам ОАЭ в начале следующего года предстоит принять первое в своей истории принципиально важное решение. От них требуется выдать заключение - в должной ли степени безопасен проект реактора AP-1400 (Южная Корея), выбранный Эмиратами для первой в стране атомной станции, говорится в статье, которая опубликована 2 сентября в газете "The National".
На фото: Ловушка активной зоны на Олкилуото-3, фото AREVA
Реактор APR-1400 вполне устроил бы большинство государств, но в Европе он был отвергнут, напоминает газета.
Одна из самых больших претензий к APR-1400 - отсутствие в корейском проекте ловушки расплава активной зоны, устройства, которому предписано стать последним рубежом обороны в случае серьёзной аварии.
До сих пор, ловушки на своих реакторах ставили только русские и французы (у ESBWR также будет ловушка. - Прим. AtomInfo.Ru). В корейском проекте ловушки расплава не предусмотрено.
Открытая дискуссия, которая ведётся в эмиратском обществе вокруг вопроса о ловушке, призвана подчеркнуть транспарентность ядерной программы ОАЭ, а также на деле продемонстрировать разделение функций и взаимную независимость эксплуатирующей организации и регуляторов Эмиратов.
Федеральная комиссия по ядерному регулированию (FANR) ОАЭ считает, что корейские проектанты заложили в APR-1400 много других механизмов, препятствующих выходу радиоактивности из-под контейнмента.
"APR-1400 и другие проекты реакторов включают технические решения, предназначенные для предотвращения серьёзных аварий и для снижения последствий крайне маловероятных событий в том случае, если они всё-таки произойдут", - говорит Уильям Трэверс (William Travers), генеральный директор FANR.
Эмиратские регуляторы пока не приступали к тщательному рассмотрению корейского проекта с точки зрения безопасности. Дело в том, что FANR всё ещё ожидает от эксплуатирующей организации ENEC заявки на строительство АЭС. Такие документы должны поступить в атомнадзор до конца текущего года. У FANR есть право или отвергнуть заявку, или предписать ENEC внести изменения в проект или место строительства.
"Нормативные документы, которые будут использоваться FANR при анализе ТОБ для APR-1400, соответствуют стандартам МАГАТЭ в области безопасности. Мы уверены, что они также соответствуют стандартам, принятым во многих других государствах", - считает Трэверс.
Обязательного требования по наличию ловушки расплава в документах эмиратских регуляторов нет, добавляет Трэверс. А корейские проектанты утверждают, что авария с плавлением зоны может произойти на блоке с APR-1400 с вероятностью 1 на 100 тысяч лет эксплуатации при сроке службы реактора 60 лет.
Вместо ловушки, в APR-1400 предусмотрены различные системы охлаждения активной зоны и корпуса реактора, а также меры, не позволяющие кориуму выходить за пределы контейнмента.
Но регуляторы Финляндии, считающиеся одними из самых строгих в мире, назвали использованную в APR-1400 систему внутрикорпусного охлаждения (in-vessel retention) недостаточной. Если APR-1400 когда-либо будет строиться в Финляндии, то к нему придётся добавлять ловушку.
Юкка Лааксонен (Jukka Laaksonen), генеральный директор финского регулирующего органа STUK, пояснил аргументы, которыми руководствуются его коллеги. Те решения, что предлагаются в APR-1400, были апробированы только на блоках средней мощности, до 600 МВт(эл.). Неизвестно, каким образом они поведут себя в случае серьёзной аварии на реакторе с большой мощностью, каковым является APR-1400.
"Моё понимание таково. Ни один европейский регулятор не примет подход, предлагаемый в APR-1400. Практически нереально технически продемонстрировать удержание кория в данном реакторе (теми методами, что предлагают атомщики из Южной Кореи)", - добавил Лааксонен.
"Философский вопрос, должны ли вы опираться на текущие стандарты или лучше заглянуть в будущее и сделать шаг вперёд", - комментирует Лааксонен ту ситуацию, в которую попала FANR. Между прочим, глава финского регулирующего органа входит в состав международной группы консультантов из девяти человек, созданной министерством президентских дел ОАЭ для наблюдения за развитием атомной программы страны.
Эксплуатирующая организация ENEC, со своей стороны, "внимательно изучает" оба возможных подхода - установку ловушки и применение системы внутрикорпусного охлаждения, заявил директор по коммуникациям ENEC Падрик Райли (Padraic Riley).
Райли настаивает на том, что безопасность АЭС включает в себя множество факторов, в том числе, культуру строительства и эксплуатации. При выборе корейского проекта для первой в Эмиратах атомной станции все эти факторы были взвешены и учтены.
"Выбирая внутрикорпусное охлаждение, а не ловушку, ENEC попадает в компанию очень респектабельных фирм, составляющих большинство в мире гражданской атомной энергетики", - говорит Райли. Стоит добавить, что проект EPR, проигравший корейцам в эмиратском тендере, сталкивается с другими трудностями при лицензировании.