Российская атомная индустрия получает огромные доходы, занимаясь строительством реакторов в развивающихся странах, таких как Индия, Китай и Иран. Но сейчас она хочет стать крупным поставщиком такой техники и для Евросоюза.
Отмахнувшись от наследия Чернобыля, российская государственная ядерная компания "Росатом" готовит заявку для участия в своем втором проекте на территории Евросоюза. Речь идет об атомной электростанции Темелин в Чехии. Стоимость этого проекта может составить 8 миллиардов долларов. "Росатом" уже строит в настоящее время менее крупную АЭС в Болгарии.
Кроме того, русские, став крупными поставщиками низкообогащенного урана в Евросоюз в рамках сотрудничества с французской ядерной компанией Areva, планируют проникнуть на этот рынок самостоятельно, чтобы обеспечивать ядерным топливом АЭС западной постройки. "Росатом" сегодня на 100 процентов снабжает своим топливом Швейцарию. Кроме того, он на 30 процентов обеспечивает потребности в реакторном уране Франции, являющейся самым крупным потребителем этого вида топлива на континенте.
Однако отраслевые аналитики говорят, что чешская заявка "Росатома" будет для него настоящим испытанием. Удастся ли "Росатому", который стал самым крупным в мире строителем атомных электростанций благодаря своим поставкам на развивающиеся рынки, преуспеть со своей стратегией в испытывающем энергетический голод развитом мире?
"Россия это серьезный игрок", - отмечает аналитик из московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал" Марина Алексеенкова. В дальнейшем, утверждает она, "Россия будет участвовать в каждом тендере, действуя в глобальном масштабе; Россия будет проникать повсюду".
Это относится и к Соединенным Штатам. Дочерняя компания "Росатома" поставляет около 45 процентов ядерного топлива, используемого американскими АЭС. Это топливо создается на основе оружейного ядерного материала, оставшегося со времен холодной войны. Поставки осуществляются в соответствии с договором, направленным на нераспространение ядерного оружия. Около 10 процентов всей электроэнергии в США вырабатывается из этого бывшего оружейного топлива, поставляемого из России.
В наследство от холодной войны России досталось около 40 процентов общемировых мощностей по обогащению урана. Это намного больше того, что нужно ей для обеспечения собственных реакторов. Процесс обогащения заключается в том, что содержание изотопа 235 в природном уране повышается с уровня 0,7 процента до 3-5 процентов. В результате получается топливо для гражданских реакторов.
Как заявляют представители "Росатома", компания намерена увеличить свою долю на мировом топливном рынке с сегодняшних 17 процентов до 25 процентов в 2025 году. Главная цель здесь – заработать денег, а также воспользоваться низкой стоимостью топлива в России для того, чтобы получить и другие контракты. Делается это следующим образом: выгодные сделки на поставку низкообогащенного урана объединяются в единый пакет с предоставлением других услуг, таких как сооружение реакторов.
Кроме того, "Росатом" использует еще одно свое исключительное преимущество, показывающее, что русские чувствуют себя вполне комфортно с ядерными материалами и объектами, даже после Чернобыля. Он готов забирать у своих клиентов отработанное ядерное топливо, особенно если они покупают российские реакторы.
По словам официальных представителей этой отрасли, несмотря на взрыв реактора в Чернобыле в 1986 году, их атомная промышленность никогда не впадала в спячку из-за недовольства общества ядерной энергетикой, как это случилось в США. Русские в последние десятилетия не сделали крупных открытий в сфере ядерных технологий, но и свои позиции они тоже не сдали.
"Мы никогда не прекращали строительство, даже после Чернобыля, - говорит официальный представитель "Росатома" Сергей Новиков, - мы шли вперед очень медленно, но никогда не останавливались".
Из 60 сооружаемых во всем мире реакторов "Росатом" строит 15: десять в России и пять за рубежом. Это данные вашингтонской отраслевой группы Nuclear Energy Institute.
Для сравнения: крупнейшая американская компания по строительству АЭС Westinghouse уже несколько десятилетий не строила до конца реакторы в качестве ведущего подрядчика, хотя в целом она создала больше АЭС, чем любая другая фирма в мире. Основная доля ее работы пришлась на 60-е и 70-е годы прошлого века.
Сторонние специалисты в целом одобряют российские проекты АЭС, заявляя, что сегодня они вполне могут конкурировать с проектами американских и европейских компаний по строительству реакторов. Тем не менее, делая кивок в сторону чернобыльского наследия, подразделение "Росатома", занимающееся строительством за рубежом, заявляет, что выделяет в своем бюджете средства на связи с общественностью в тех странах, где оно намерено работать.
Тем временем, "Росатом" пытается воспользоваться своей монополией в ядерной отрасли внутри страны, чтобы увеличить объем экспорта.
Это вертикально интегрированная компания, имеющая подразделения по добыче урана, по обогащению топлива, по строительству реакторов и даже по выводу из эксплуатации старых АЭС.
Чтобы успешнее конкурировать с ведущей ядерной компанией Европы Areva, "Росатом" в 2009 году создал стратегический альянс с немецкой корпорацией Siemens, сделав это после того, как немцы продали свою долю в Areva.
Заключив в прошлом месяце соглашение в Китае на строительство двух современных реакторов, использующих топливо на основе плутония, глава "Росатома" и бывший премьер-министр Сергей Кириенко заявил репортерам, что к 2030 году продажи компании утроятся, достигнув годового объема в 50 миллиардов долларов.
Компания выражает надежду на достижение новых успехов, для чего она объединяет контракты на строительство со сделками на поставку топлива или с соглашениями о создании совместных предприятий по передаче технологий стране-заказчику. Ожидается, что такая стратегия будет использована и во время тендера в Чехии.
Согласно законам, которые в более свободной политической системе протолкнуть было бы труднее, Россия разрешает ввозить на свою территорию отработанное ядерное топливо отовсюду.
Такую политику в свое время поддержал Владимир Путин, будучи президентом России. Это неотъемлемая часть глобальной российской стратегии по расширению продаж ядерных технологий и материалов. Дело в том, что утилизация отходов может стать непреодолимым препятствием при утверждении планов строительства новых АЭС в других странах.
"Я не знаю других поставщиков, способных предоставлять такие услуги", - говорит по поводу ввоза отработанного ядерного топлива в Россию отраслевой аналитик из Москвы Алексеенкова. Хранить отработанное топливо сегодня выгодно, а обладать таким топливом становится еще выгоднее, поскольку топливные материалы на базе плутония используются все шире, заявляет представитель "Росатома" Новиков. В России, как и во Франции, атомная отрасль смотрит на отработанное топливо не как на головную боль, а как на сырье, которое в будущем можно будет с прибылью продавать после соответствующей переработки.
Как отмечают отраслевые аналитики, лишь французская фирма Areva предлагает похожий спектр услуг по всему циклу ядерного топлива. Другим производителям приходится объединять свои усилия, чтобы предложить комплексный пакет с поставками топлива и строительством реакторов.
В рамках своей заявки в Чехии подразделение "Росатома" "Атомстройэкспорт", которое строит АЭС за пределами России, объединило усилия с чешским промышленным гигантом Skoda, чтобы одержать верх над компаниями Westinghouse и Areva. Планом предусмотрено строительство двух новых реакторов на АЭС Темелин. Чешская энергетическая группа CEZ, 70 процентов акций которой принадлежат государству, должна назвать победителя в начале 2012 года.