Ядерно-топливный цикл, основа японской энергетической политики, переживает нелёгкие времена. Замыкание цикла откладывается, и это недопустимо, считают авторы статьи в японской газете "Yomiuri Shimbun", опубликованной 16 октября.
Рокасё
Сроки завершения строительства комплекса по переработке ОЯТ в Рокасё опять перенесены, на сей раз - на 2012 год. Перенос стал 18-ым по счёту с момента начала проекта в 1993 году.
За объект в Рокасё, провинция Аомори, отвечает компания "Japan Nuclear Fuel Ltd.", в состав акционеров которой входит несколько крупных японских генерирующих компаний. Открытие комплекса намечалось на 1997 год. Если он приступит к работе, как обещают, в 2012 году, то общее время задержки составит 15 лет.
Стоимость строительства достигла 2,2 триллионов йен (19 миллиардов евро). Эта сума покрывалась за счёт тарифов для потребителей. Следует задуматься - обладает ли "Japan Nuclear Fuel" познаниями, необходимыми для решения задачи государственной важности?
Эта компания подвергалась критике за организационные слабости, в том числе, при подборе персонала. Компании нужно внимательно проанализировать причины постоянных задержек при строительстве комплекса в Рокасё и убедиться в том, что каждый её сотрудник занимает своё место.
На кону репутация
Большинство зданий комплекса в Рокасё давно построены. Неудача за неудачей возникают на заключительных этапах опытной эксплуатации.
Так, с техническими трудностями персонал комплекса столкнулся при проверке работоспособности линий отверждения (витрификации) радиоактивных отходов, которые возникают при переработке ОЯТ. Теперь этим линиям требуется ремонт.
Франция, также развивающая технологии для замыкания ЯТЦ, смогла справиться с этой технической задачей. Следовательно, неудачи в Рокасё могут поставить под сомнение репутацию японских атомщиков и Японии в целом как страны, обладающей ядерными технологиями.
В Японии эксплуатируется 54 блока с энергетическими реакторами, и в год они производят порядка 1000 тонн ОЯТ. Большая часть отработавшего топлива должна направляться на заводы по переработке, но до сих пор это не реализовано.
У отрасли есть опасения, что эксплуатация некоторых блоков будет поставлена под угрозу вследствие переполнения пристанционных хранилищ ОЯТ в ближайшие три-четыре года. Это ещё одна причина, почему затягивать с пуском Рокасё более недопустимо.
Сложности с Монджу
Развитие быстрых реакторов - ещё одного ключевого элемента системы с замкнутым ЯТЦ - также продвигается не так хорошо, как следовало бы.
Опытный быстрый натриевый реактор "Монджу" в мае вернулся к работе после вынужденного простоя, затянувшегося почти на полтора десятилетия. Но в конце августа на реакторе произошло ЧП - в активную зону сорвался один из узлов системы перегрузки топлива.
Инцидент произошёл в момент останова реактора и не создал непосредственной угрозы безопасности установки. Но последствия для оборудования реактора, в особенности, корпуса до сих пор оцениваются и официально не объявлены.
Японское агентство по атомной энергии, курирующее "Монджу", столкнулось на этой установке и с другими проблемами, которые вполне могли бы быть предотвращены - например, ошибки при монтаже некоторых из систем АСУ ТП. Вне сомнения, агентству требуется поработать над тем, чтобы такие события впредь не повторялись.
Ряд японских энергоблоков начали использование MOX-топлива как первый шаг на пути к замыканию ЯТЦ. Следует приветствовать этот факт, но при этом нужно понимать, что программа по замыканию цикла далека от завершения. Каждый, кто вовлечён в её реализацию, должен знать - скорейший переход на замкнутый топливный цикл есть важнейшая государственная задача.
Дополнение от редакции AtomInfo.Ru.
У национальной программы Японии по замыканию ЯТЦ есть влиятельный оппонент, предпочитающий не раскрывать свои возражения публично.
Как рассказал нашему изданию осведомлённый источник в штаб-квартире МАГАТЭ, Соединённые Штаты недовольны планами Японии по освоению технологий переработки ОЯТ и строительству быстрых реакторов. Они считают, что такие планы могут обострить обстановку в регионе, в том числе, на Корейском полуострове.
Наш источник отказался отвечать на вопрос, могут ли постоянные задержки с пуском завода в Рокасё носить "политический" характер и быть вызванными давлением на Токио со стороны Вашингтона.