Древние говорили, что нельзя в одну реку войти дважды. Институт НИИТФА, справивший полувековой юбилей, не прочь опровергнуть этот тезис.
По случаю юбилея организаторы решили провести конференцию «50 лет ОАО «НИИТФА»: становление, развитие, перспективы». На мероприятие пригласили ветеранов, и убелённые сединами учёные мужи коротали время в разговорах с теми, кто пришёл им на смену. У отцов‑основателей в этот день был хороший повод вспомнить историю. Так случилось, что Институт радиационной техники, как раньше назывался НИИТФА, по существу опередил своё время. Он был создан в 1960 году для решения задач, которые особенно актуальны сегодня. Вспомним: в советское время предназначением науки считали фундаментальные исследования. То есть учёные совершали открытия, а как всё это приспособить к нуждам народного хозяйства, уже придумывали инженеры с конструкторами. В итоге на стыке науки и производства часто возникал провал, в котором тонули многие перспективные идеи.
Однако в новой отрасли — ядерной энергетике — допускать такое было нельзя. Полвека назад с мирным атомом было связано много планов и надежд. Институт радиационной техники как раз должен был ликвидировать разрыв между теорией и практикой. Это было научно-производственное объединение, где не только шли исследования и создавалась сложнейшая техника, но и серийно выпускалось оборудование. В таком качестве институт оказался востребованным и скоро превратился в один из флагманов атомпрома. Достаточно сказать, что четверть века назад здесь в лабораториях и на опытном производстве трудились свыше 4 тыс. учёных, инженеров и рабочих.
Сегодня в головном институте и его саранском филиале немногим больше 400 человек. Могло бы и вовсе никого не остаться, поскольку в 90‑е годы заказы прекратились, а сотрудники по полгода не получали зарплату. «Но мы всё-таки устояли, — сказал с трибуны бывший директор Александр Штань. — И вот теперь дождались дня, когда снова наступает фаза развития. Надо такой шанс использовать».
Шанс отраслевому институту даёт долгосрочная программа Росатома, составленная с расчётом на ускоренное развитие ядерной энергетики. Для строительства новых АЭС в стране и за рубежом потребуется мобилизовать весь научно-производственный потенциал отрасли. Кроме того, госкорпорация намерена завоевывать смежные рынки, которые сегодня интенсивно растут. Речь идёт об использования радиационных технологий в таких сферах, как медицина, сельское хозяйство, экология.
— Чтобы иметь прочные позиции на рынке, мы должны за 20 лет в четрые-пять раз увеличить объёмы производства, — сказал Денис Ковалевич, директор департамента стратегического управления Росатома. — Решить такую масштабную задачу можно при двух главных условиях. Во‑первых, наличие квалифицированных кадров. И, во‑вторых, сокращение пути от идеи до её реализации. Надо соединить все звенья цепи — от НИОКР до производства. Институту удалось сохранить опытную базу и костяк коллектива, в портфеле есть перспективные разработки. Среди партнёров — российские и зарубежные АЭС, производители ядерного топлива, Газпром, Норникель. Спад позади: последние годы выручка увеличивается на 25–35% и, как ожидается, к концу 2010‑го достигнет 650 млн.рублей. С другой стороны, оборудование надо обновлять, а коллектив нуждается вмолодёжи, сейчас средний возраст сотрудников — 52–53 года. Теперь приходится самим искать заказы на рынке прикладной науки, в борьбе с конкурентами отвоёвывать место под солнцем. Это серьёзный вызов для руководителей, которые недавно возглавили в институт. Они трезво оценивают сегодняшнее состояние.
— Годовая прибыль меньше миллиарда рублей фактически означает режим выживания, — сказал Марат Мулюков, директор ОАО «НИИТФА». — Со своей продукцией мы прорыва не добьёмся, поскольку спрос на неё ограничен и даже сокращается. Вот наглядный пример: в 2009 году реализация различных детекторов принесла половину дохода, а в 2010 будет только треть. Альтернатива — в освоении новых направлений, которые в перспективе могут стать основными видами деятельности. Традиционная продукция для НИИТФА — дефектоскопы, концентратомеры, счётчики и другие изотопные приборы контроля. Естественно, они всегда будут нужны в ядерной энергетике, а с её развитием вырастет и рынок. Но сегодня появилась возможность продвигать научный потенциал и опытные наработки, в том числе ещё советские, в смежных отраслях. Причём не только в России, но и за рубежом. В качестве примера начальник одного из ведущих подразделений института Александр Егоркин привёл сооружение в Бангладеш радиационно-технологической установки для стерилизации медицинских препаратов и морепродуктов. Таких примеров может быть много. Среди перспективных направлений конференции называли применение радиационных технологий для медицинских исследований, предпосевного облучения семян, для глубокой переработки органических и неорганических отходов, для очистки сточных вод и даже для сохранения памятников культуры. Но это всё пока по большей части протоколы о намерениях. В ближайшее время специалистам института предстоит доказать, что они способны не только предлагать новые методы и технологии, но внедрять их на производстве и презентовать потенциальным заказчикам. То есть надо на практике подтвердить, что заложенные полвека назад принципы НИИТФА принесут эффект в нынешних условиях.
Василий ЩУРОВ