Вечером в пятницу внеочередным рейсом авиакомпании "Волга-Днепр" в Софию был доставлен груз с российским оборудованием, необходимым для ремонта блока №6 АЭС "Козлодуй". Болгарские атомщики сокращают сроки вынужденного простоя блока, каждый день которого стоит полтора миллиона левов.
Чехлы шестого блока
В середине октября официальный сайт АЭС "Козлодуй" скупо проинформировал об обнаружении дефектов на блоке №6 с реактором ВВЭР-1000. Сведения о том, что на Козлодуе не всё в порядке, просачивались частным образом со второй половины сентября.
Официоз подтвердил инсайдерские данные: "Во время планового годового ремонта (ПГР) блока №6 АЭС "Козлодуй", начавшегося 18 сентября 2010 года, в соответствии с планом мероприятий осуществлялся неразрушающий (металлографический) контроль защитных труб (расположенных на крышке реактора) органов регулирования системы управления и защиты блока… В ходе проверки были обнаружены механические дефекты (трещины) в верхней части защитных труб трёх регулирующих органов".
Находка побудила болгарский персонал к проведению более тщательных проверок. Ультразвуковая диагностика чехлов приводов СУЗ показала наличие микротрещин у 31 из 61 изделий. Прямой угрозы для эксплуатации блока дефекты не представляли, но на станции решили подстраховаться и выполнить их полную замену.
"Чехлы менялись по контракту от 2004 года и были смонтированы в 2006 году. Их срок эксплуатации составляет 30 лет, гарантия действительна два года, периодичность инспектирования - четыре года", - прокомментировал ситуацию для болгарских СМИ министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков.
По утверждению министра, положения контракта были составлены таким образом, что за гарантийный период до половины чехлов могли оказаться непроверенными. "Так и получилось на практике. Сегодня, через года после монтажа, доказано, что половина из них были дефектными", - добавил Трайков.
Дефекты труб не создавали аварийной ситуации, никакой опасности для станции и населения не существовало. Но поменять их всё-таки необходимо во избежание возможных будущих проблем. И дело о трубах перешло в экономическую плоскость. На их изготовление требуется время, а его у болгар катастрофически не хватало.
Время и деньги
"Когда у вас есть дефектные чехлы, которые должны были отработать 30 лет, и когда вы звоните на завод, который их выпускает, и слышите, что им нужно от 6 до 8 месяцев на изготовление и доставку - это последнее, что вы хотели бы услышать в ответ", - признаётся Трайков.
Каждые сутки простоя блока оборачиваются для станции суммой 1,4 миллиона левов (менее 700 тысяч евро) упущенной выгоды. Директор АЭС "Козлодуй" Димитр Ангелов подтвердил, что руководство станции "делает всё возможное" для скорейшего завершения ремонтной эпопеи.
Первое, с чем следовало разобраться болгарам - не ставит ли под угрозу затянувшийся ПГР блока №6 энергоснабжение страны? К всеобщему облегчению, оказалось, что не ставит. Пиковые значения потребления в Болгарии в этот период составляют 5800 МВт, а в работе находится 6200 МВт. Следовательно, даже в самые напряжённые моменты у болгарских энергетиков всё ещё остаются излишки мощностей, перенаправляемые на экспорт.
Новые чехлы стоят денег, что естественно. Но болгары и российские производители быстро нашли общий язык, так как ни одна из сторон не желала затягивать ситуацию.
"Ожидается, что мы приобретём трубы за символическую цену, и покупка не повлияет на финансовое положение предприятия", - успокоил прессу Ангелов.
Оставалось самое главное - сроки изготовления. Месяцы ожидания, о которых говорил Трайчо Трайков, болгарскую сторону не устраивали. Как оказалось, аналогичные трубы есть в наличии, подготовленные для одного из строящихся российских энергоблоков. София вышла на Москву с просьбой отдать их болгарам.
Сроки
Мы привыкли, что международное сотрудничество в атомной энергетике - вещь глубоко политизированная, и каждый шаг здесь должен делаться едва ли не с одобрения первых лиц.
Вопрос о трубах для Козлодуя мог бы стать предметом для обсуждения между Владимиром Путиным и его болгарским коллегой Бойко Борисовым. Мог бы, и возможно, стал. По крайней мере, два премьера пообщались между собой в прошедший четверг.
"На всех уровнях у русских мы встретили полное понимание. Поставят ли русские новые чехлы или нет - так вопрос даже не стоял. Говорили только о том, когда именно это произойдёт", - рассказал Трайков.
"В сокращении сроков поставки решающую роль сыграл Сергей Кириенко", - подчеркнул болгарский министр. Так, "Росатому" удалось убедить федеральное управление по техническому и экспортному контролю России выдать лицензию на экспорт оборудования для болгарского партнёра в течение одного дня. В обычных условиях на эту процедуру уходит месяц.
Слаженные действия болгар и россиян привели к тому, что флажок на графике ПГР, соответствующий повторному пуску, плавно начал сдвигаться влево к всеобщему облегчению. После подключения к переговорам "Росатома" появился срок 15 ноября. Затем он изменился на 11 ноября, а в конечном итоге превратился в 6 ноября.
"Чехлы пришли в Болгарию в пятницу вечером. Это значит, что по графику не позднее 6 ноября блок будет полностью подключён к энергетической системе", - сказал Трайчо Трайков.
Белене
Внешнему наблюдателю всегда трудно судить о том, как проходят переговоры. Ведутся ли они в дружественной и лицеприятной атмосфере взаимных любезностей, или же напротив, характеризуются эмоциональным накалом на грани нервного срыва.
А вот как они (переговоры) выглядят со стороны, рассуждать можно и даже нужно. В отличие от предыдущих "болгарских" скандалов (нарушения в работе ШЭМ-3 на пятом блоке, дело Котева и так далее) в этот раз все причастные действовали и поступали хладнокровно, без политических истерик.
Как знать, может быть, именно скорейшая развязка инцидента с чехлами помогла сдвинуть с мёртвой точки застрявший проект по строительству АЭС "Белене". В Софии впервые признались открыто, что у болгар есть на примете конкретный германский инвестор под новую станцию.
Изменился и тон, которым болгарское правительство говорит о российском кредите для Белене. Раньше стоящие у власти правые болгарские политики отвергали саму возможность заёма денег у россиян. Теперь Трайчо Трайков позволяет себе рассуждать не как мальчик, но муж - а почему бы и нет? Почему бы и не взять кредит у России, если условия кредита будут хорошими?
В пятницу вечером самолёт ИЛ-76 привёз в Софию ящики с трубами для "Козлодуя-6". От момента принятия решения о полной замене чехлов приводов СУЗ на блоке до их поставки в Болгарию прошли считанные дни.
Разумеется, в Болгарии такую скорость оценили и сделали для себя выводы. Например, как повели бы себя в такой ситуации французы или американцы, у которых нет обширной программы строительства блоков и поэтому просто не оказалось бы деталей для срочной замены.