На завершающем этапе состоявшихся недавно оперативно-стратегических учений Российской армии «Восток‑2010» обороняющаяся сторона условно применила ядерный фугас — оружие порядком подзабытое. Хотя как сказать…
Известно, что сапёры имеют дело с противопехотными и противотанковыми минами, неразорвавшимися бомбами, снарядами и прочими крайне опасными штуковинами. Но мало кто слышал, что в Советской армии существовали секретные сапёрные подразделения особого назначения, специализирующиеся на ликвидации ядерных фугасов. В годы холодной войны американские войска в Европе установили немало этих самых фугасов — размещённых в специальных колодцах ядерных взрывных устройств. Они предназначались для создания в случае боевых действий обширных зон взрывных заграждений на пути прорывающихся к Ла-Маншу советских танковых армий (страшный сон Пентагона в то время). Подходы к ядерным фугасам могли прикрываться обычными минными полями. Так и жили, скажем, мирные бюргеры в Западной Германии, имея по соседству колодец с американской ядерной бомбой. Бетонные шахты глубиной до 6 м можно было обнаружить под мостами, у перекрёстков дорог, прямо на автострадах и в прочих стратегически важных точках. Обычно они устраивались группами. Правда, банального вида металлические крышки делали ядерные колодцы практически не отличимыми от обычных канализационных люков.
Впрочем, есть мнение, что колодцы на самом деле пустовали и ядерные фугасы туда должны были спускать лишь при реальной угрозе военного конфликта между Западом и Востоком.
АТОМНЫЙ КУРЯТНИК
Взводы разведки и уничтожения вражеских ядерных фугасов появились в штате инженерно-сапёрных батальонов советских танковых дивизий, дислоцированных на территории стран — участниц Варшавского договора в 1972 году. Личный состав взводов знал устройство этих фугасов и располагал специальным оснащением для их поиска и обезвреживания. Сапёрам, которые, как известно, ошибаются один раз, на сей раз ошибаться было и вовсе нельзя. В число таких американских фугасов входили М31, М59, Т‑4, ХМ113, М167, М172 и М175 с тротиловым эквивалентом от 0,5 до 70 кт, объединённые под общей аббревиатурой ADM — Atomic Demolition Munition (атомный подрывной боеприпас). То были довольно массивные устройства весом от 159 до 770 кг. Первый и самый тяжёлый, М59, приняли на вооружение ещё в 1953 году. Для установки ядерных фугасов войска США в Европе имели специальные сапёрные подразделения — к ним относилась, например, 567‑я инженерная рота, ветераны которой даже обзавелись сейчас вполне ностальгическим сайтом в Интернете.
Старались не отставать от американцев и англичане, причём здесь не обошлось без форменного курьёза, связанного с курами (такой вот каламбур). Их ядерный фугас, получивший название Blue Peacock — «Голубой павлин», представлял собой здоровенный стальной цилиндр, в который помещались плутониевый заряд мощностью 10 кт и обычная взрывчатка. Его создали в конце 1950‑х годов на основе первой английской ядерной авиабомбы Blue Danube («Голубой Дунай»). Весил «Голубой павлин» аж семь с лишним тонн, и десяток таких устройств британские генералы вознамерились закопать вблизи важных объектов в ФРГ — всё с той же целью взорвать их в случае советского наступления. Курьёз же заключался в том, что для обеспечения необходимого технического микроклимата внутрь «Голубых павлинов» зимой должны были запускаться куры с запасом корма и воды. Разработчики полагали, что наседки и петушки своим биологическим теплом эффективно согревали бы чувствительные к холоду электронные «мозги» ядерного чудища. До развёртывания подземных атомных курятников дело так и не дошло. В 1958 году британский министр обороны отменил программу «Голубой павлин», посчитав, что безопасность такого фугаса недостаточна и грозит серьёзными политическими осложнениями в случае радиационных инцидентов на территории союзника по НАТО. А в 1980‑е годы были сняты с вооружения и вывезены из Европы и куда более совершенные американские ядерные фугасы.
РАНЕЦ С КАЛИФОРНИЕМ
В арсенале вероятного противника имелись и другие экзотические ядерные боеприпасы. «Зелёные береты» — спецназ, рейнджеры — военнослужащие подразделений глубинной войсковой разведки, и «морские котики» — диверсанты военно-морской спецразведки США, были обучены установке специальных малогабаритных ядерных мин, но уже на территории противника, то есть СССР и других государств Варшавского договора. Известно, что к таким устройствам относились М129 и М159. К примеру, М159 имела массу 68 кг и мощность, в зависимости от модификации, 0,01 и 0,25 кт. Эти мины выпускались в 1964–1983 году. Подразделения американских ядерных диверсантов, прозванные Green Light («Зелёный свет»), тренировались закладывать свои «адские машины» в плотины гидроэлектростанций, туннели и другие объекты, относительно стойкие к «обычной» ядерной бомбардировке. Возникает вопрос: а были ли ядерные фугасы и диверсионные ядерные взрывные устройства у Советского Союза? Разумеется были — это уже не тайна. На вооружении частей специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба имелись специальные ядерные мины РА41, РА47, РА97 и РА115, производство которых осуществлялось в 1967–1993 году. В своё время американский журналист и бывший гражданин СССР Марк Штейнберг сообщил о наличии в Советской армии портативных взрывных устройств ранцевого типа РЯ‑6 (РЯ — «ранец ядерный»). В одной из своих публикаций он пишет: «Вес РЯ‑6 около 25 кг. Заряд он имеет термоядерный, в котором применены торий и калифорний. Мощность заряда варьируется от 0,2 до 1 кт в тротиловом эквиваленте. Благодаря небольшим габаритам его сравнительно легко пронести, установить и замаскировать у плотины, аэропорта, атомной электростанции или другого жизненно важного объекта». По инициативе руководства США и России диверсионные ядерные мины обеих стран утилизированы. Последние из них — российские РА115 — были разоружены в 1998 году. Имеются ли подобные ядерные боеприпасы у других стран, неизвестно. Маститые эксперты сходятся во мнении, что, скорее всего, нет. Ну, а учения «Восток‑2010» — это всего лишь учения…
Константин ЧУПРИН