Франция славится своими комедиями. Конечно, обычно их разыгрывают на театральных сценах, а не в коридорах государственных учреждений и корпоративных зданий. Но если бы знаменитый комедиограф Жорж Фейдо был бы сегодня жив, то он нашёл бы для себя немало интересного в истории о попытках увеличить капитал группы AREVA, пишет "Financial Times".
"Дело (с акциями AREVA) принимает скандальный оборот. Мы сами теряем свои преимущества. Тридцать лет назад, каждый четвёртый реактор в мире строили мы. Сейчас это уже далеко не так", - приводит издание комментарий французского банкира, предпочитающегося остаться анонимным.
Ему вторит столь же анонимный высокопоставленный французский госслужащий: "Каждый говорит с каждым, а в воздухе витает ненависть. Я элементарно не понимаю, что происходит".
Атомную пьесу играют в Париже. Действие происходит в штаб-квартирах AREVA и EDF (крупнейшего клиента и злейшего врага атомщиков), в Елисейском дворце и офисе премьер-министра.
Интрига сценария вертится вокруг шестилетних попыток AREVA привлечь сторонний капитал, необходимый для успешной реализации инвестиционной программы группы, для чего требуется 2 миллиарда евро.
В 2004 году правительство Франции согласилось с частичной продажей акций AREVA. В 2005 году оно же забрало своё согласие назад. Но в 2009 году Париж вновь вернулся к старой идее - открыть капитал атомной группы для стратегических и промышленных инвесторов из Азии и Ближнего Востока.
Но у инвесторов сложилось предубеждение к французскому атому, раздираемому политическими и экономическими противоречиями. Наиболее внятно претензии к AREVA изложил инвестиционный фонд Катара, потребовавший в обмен за покупку акций таких условий, которые оказались неприемлемыми для правительства Франции.
Но и этого оказалось мало. Прямо как в постановках месьё Фейдо, парижская сцена стала свидетелем бурных страстей и обвинительных речей. Патрик Крон, глава компании "Alstom", внезапно подверг резкой критике планы по продаже части акций AREVA японской корпорации "Mitsubishi Heavy Industries".
Крон затронул политически чувствительную тему. Косвенно он обвинил правительство в том, что оно готово уступить стратегический актив иностранной компании, являющейся соперником французской промышленности.
Секрет Полишинеля, что Патрик Крон, любимчик французского президента Саркози, и президент группы AREVA Анн Ловержон ненавидят друг друга. Мадам Ловержон не может простить Крону его попытку пролоббировать через государственные круги идею о принудительном слиянии "Alstom" и AREVA.
Вслед за Кроном, свою партию исполнил президент EDF Анри Прольо. Глава компании, оспаривающей у AREVA звание лидера французской атомной отрасли, с первых дней своей работы не уставал отпускать шпильки в адрес Ловержон, ставя под сомнение саму целесообразность создания AREVA в сентябре 2001 года.
Теперь Прольо сменил тактику. У EDF имеется небольшой (2,4%) пакет акций AREVA. Энергетики не против его увеличения, но взамен они требуют возможности влиять на решения совета директоров группы.
Отдельного рассмотрения достойна и роль Ловержон. Уход "атомной Анны" с поста президента AREVA кажется неизбежным - слишком уж велик груз допущенных ею управленческих ошибок. Но у Ловержон великолепные связи с офисом премьер-министра, и она собирается всеми средствами защищать от покушений свой уютный уголок.
"Проблема в том, что одни боссы близки к президенту, а другие - к премьер-министру", - говорит неназываемый правительственный чиновник. В результате, французские власти оказались расколоты по вопросу о том, что же делать с AREVA. Выполнение поставленной задача привлечь до конца года в группу от 1,5 до 3 миллиардов евро находится под угрозой срыва.
В следующем акте действия, по всей видимости, будут развиваться так. Париж пойдёт на компромисс и разобьёт программу привлечения денег для AREVA на два акта. В первом при помощи Кувейта до конца года французы попытаются привлечь половину суммы. В 2011 году начнётся акт второй, где наиболее желанными инвесторами должны стать "Mitshubishi", EDF и даже "Alstom".
Но есть риск, говорят осведомлённые источники, что затягивание пьесы позволит действующим лицам придумать новые козни и интриги. И в этом случае, комедия превратится в трагедию для французского атомного сектора.
В воскресенье западные информационные агентства сообщили о достигнутом соглашении с кувейтским инвестиционным фондом, в соответствии с которым арабы вложат в AREVA 600 миллионов евро и станут обладателями 4,8% акций группы.
Ещё 300 миллионов евро атомщикам выделит французский бюджет.