Внедрение Многофункционального общего центра обслуживания госкорпорации «Росатом» — одна из ключевых инициатив в рамках программ трансформации ФЭБ и IT. На сегодняшний день для достижения показателей лучших российских компаний предприятиям отрасли необходимо повысить производительность бухгалтерий в 2,2 раза , а IT-подразделений — в 3,1 раза . Внедрение МФ ОЦО позволит преодолеть этот разрыв , а в перспективе — приблизиться к показателям мировых лидеров . В течение четырёх лет на обслуживание в МФ ОЦО перейдут более 100 основных предприятий отрасли.
Общий центр обслуживания госкорпорации «Росатом» был основан на базе ЗАО «Гринатом» (стопроцентное дочернее общество ОАО «Атомэнергопром») решением правления от 6 октября 2009 года. Этим преследовалось несколько целей. Во‑первых, освободить генеральных директоров предприятий от управления функциями, не имеющими отношения к созданию стоимости продукции. Во‑вторых, добиться контролируемости и управляемости обеспечивающих функций путём использования единых корпоративных методологий и политик. В‑третьих, повысить качество предоставляемых услуг в области бухгалтерского и налогового учёта, информационных технологий. Наконец, в‑четвёртых — существенно сократить затраты по этим направлениям. В настоящее время многие ведущие мировые компании, в том числе с государственным участием, используют общие центры обслуживания: Statoil Hydro, NASA, Boеing, BHP Billiton и другие. В России же общие центры обслуживания появились в 2000‑х годах, первыми создали свой центр ТНК-ВР, позже РЖД, «Лукойл», СУЭК и Северсталь. Создание МФ ОЦО в госкорпорации имеет ряд существенных отличий от подобных проектов в других компаниях. В частности, для атомной энергетики традиционны повышенные требования к информационной безопасности. Они распространятся и на процессы обмена информацией между МФ ОЦО и предприятиями. Причём не только на каналы связи, но и на самих сотрудников общего центра обслуживания — им будет предоставляться допуск к работе только с определёнными видами данных.
Ещё один нюанс — социальный фактор. Многие предприятия градообразующие, в том числе предприятия, расположенные в закрытых территориально-административных образованиях (ЗАТО). Будучи государственной корпорацией, Росатом не может позволить себе существенно сократить специалистов служб, функции которых переходят в МФ ОЦО. Поэтому было принято решение максимально широко привлекать их к работе в МФ ОЦО, а также предоставлять им преимущества при трудоустройстве. С максимальным учётом отраслевой специфики в МФ ОЦО передаются функции бухгалтерского и налогового учёта, а также информационные технологии. А именно — учёт товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений, кредитов и займов, финансовых вложений, банковских операций, услуг, работу с претензиями и возвратами, расчёт расходов будущих периодов, формирование и списание резервов, расчёт и учёт заработной платы, а также формирование проекта бухгалтерской и налоговой отчётности. Что касается IT-функций, МФ ОЦО будет заниматься поддержкой пользователей, обслуживанием прикладных систем, рабочих мест, сетевой и серверной инфраструктуры, а также управлением жизненным циклом IT-активов.
На данный момент МФ ОЦО уже оказывает услуги в области БУ- и НУ-функций центральному аппарату госкорпорации «Росатом», ОАО «Атомэнергопром», ОАО «Объединённая компания «Разделительно-сублиматный комплекс», ОАО «Инжиниринговый центр «Русская газовая центрифуга», ОАО «Дирекция единого заказчика», НУ «Третейский суд» и ФГУП «Атомзащитаинформ». В качестве примера успешного перехода на модель МФ ОЦО можно привести управляющие компании топливной группы — ОАО «Объединённая компания «РСК» (конверсия и обогащение) и ОАО «ИЦ «РГЦ» (производство газовых центрифуг). «В рамках формирования топливной компании под управлением ОАО «ТВЭЛ» (топливный дивизион) удалось централизовать значительную часть управленческих и корпоративных функций, устранить дублирующиеся процессы и оптимизировать численность дивизиона. Переход данных предприятий на обслуживание в МФ ОЦО позволило свести численность бухгалтерии каждого из них до одного сотрудника (главного бухгалтера), в то время как сопровождение учётной функции и взаимодействие с МФ ОЦО сразу трёх управляющих компаний сосредоточено в ОАО «ТВЭЛ» с коллективным доступом централизованного бухгалтерского персонала предприятий к учётным системам сразу трёх юридических лиц (в соответствии с правами доступа и обеспечением соответствующей защиты IT-инфраструктуры), — отметил главный бухгалтер ОАО «ТВЭЛ» Сергей Мигалин. — При этом качество ведения учёта и подготовки отчётных данных наоборот увеличилось за счёт решения общих для этих предприятий методологических проблем учёта, централизованного надзора за подготовкой МФ ОЦО отчётности, реализации принципа «одного окна» для сбора и обработки (сканирование, сортировка и группировка) первичных документов трёх компаний, унификации учётных процессов и централизации управления ими». Что касается IT-услуг МФ ОЦО, то к ноябрю на IT-обслуживание были переведены центральный аппарат госкорпорации «Росатом», ОАО «Атомэнергопром», ОАО «Дирекция единого заказчика», ЗАО «Тенекс-Сервис», ОАО «Атом-Сервис», ОАО «НЗХК» и его четыре дочерних предприятия. Для обслуживания ОАО «НЗХК» в Новосибирске был открыт первый филиал МФ ОЦО. Комментируя переход на IT-обслуживание в МФ ОЦО генеральный директор ОАО «НЗХК» Владимир Рожков отметил: «Мы ожидаем повышения качества IT-поддержки и сокращения издержек предприятия на IT-обслуживание в ближайшей перспективе». По словам Вадима Сухих, директора по экономике и финансам ОАО «НЗХК», стоимость договора с ЗАО «Гринатом» уже на старте обеспечила предприятию пятипроцентное снижение затрат на IT-услуги.
На данный момент МФ ОЦО обеспечивает устойчивое сопровождение более 3 тыс. IT-пользователей. До конца 2010 года планируется перевод на обслуживание в МФ ОЦО 16 предприятий по IT-услугам и 17 по услугам ведения бухгалтерского учёта и подготовки бухгалтерской и налоговой отчётности. На 2011 год запланирован перевод на обслуживание в МФ ОЦО ещё 45–50 предприятий по мере реализации других смежных проектов программ трансформации ФЭБ и IT, в частности внедрения информационной автоматизированной системы управления персоналом.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
ВИКТОРИЯ АНДРИЕНКО, ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»
Полноценное функционирование БУ и НУ ОЦО позволит повысить качество ведения учёта, снизить совокупные издержки на ведение бухгалтерского учёта с помощью выполнения операций на основе стандартных бизнес-процессов и общей IT-системы, создать единую структуру и базу данных, снизить временные затраты на обработку информации и повысить эффективность бухгалтерских операций. Сейчас ОЦО играет существенную роль в реализации общекорпоративных проектов по трансформации финансовой функции. Комплекс мероприятий по сокращению сроков подготовки отчётности, стандартизации учётных политик, планов счетов, стандартных контролей учётных процессов внедрения БУ и НУ ОЦО позволит руководству госкорпорации и предприятий получить достаточную уверенность в достоверности финансовой информации при использовании её для принятия управленческих решений.
ВЛАДИМИР ПАСЫНКОВ , ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»
Внедрение технологий Общего центра обслуживания в госкорпорации и в её дочерних предприятиях и перевод в ОЦО IT-функций, с моей точки зрения, единственный возможный способ решения сразу нескольких задач, таких как повышение эффективности и стандартизация IT-деятельности, унификация процессов IT-обслуживания. Повышение производительности IT-функций (стандартизация обслуживания рабочих мест, система управления запросами на обслуживание), централизация IT-сервисов (единый центр обработки данных, единая система мониторинга и контроля работы оборудования) лежат в основе деятельности ОЦО. МФ ОЦО — привлекательный работодатель для IT-персонала атомной отрасли. В такой специализированной организации особое внимание уделяется развитию компетенций, предлагается возможность заниматься действительно интересным делом и постоянно развиваться, что немаловажно для мотивации сотрудников. Руководство предприятий, переходящих на обслуживание в ОЦО, забудет о проблемах, связанных с деятельностью IT-службы, и сможет сфокусировать на основной деятельности. Для минимизации рисков перевода IT-предприятий в ОЦО госкорпорация «Росатом» на себе отработала процессы IT-деятельности ОЦО, став его первым клиентом. В настоящее время разработаны все основные решения и подходы, систематизированы процессы, позволяющие переводить предприятия отрасли в ОЦО на IT-обслуживание.
МИХАИЛ ЕРМОЛАЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР МФ ОЦО ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»
Амбициозность целей и уникальность проекта по созданию МФ ОЦО в госкорпорации во многом обусловлена сложностью корпоративного ландшафта, в котором он реализуется. Предприятия Росатома ведут более 15 разных видов бизнеса — от добычи урана и производства ядерного топлива до сооружения АЭС и генерации электроэнергии. У каждого своя специфика, свои требования к учёту и отчётности, к информационным технологиям. Поскольку МФ ОЦО создаётся не сам по себе, а в рамках масштабной программы трансформации, компании будут подключаться к нему по мере реализации других смежных проектов — перехода на единые принципы формирования отчётности, внедрения ERP-систем, создания информационной инфраструктуры.
ВЛАДИСЛАВ ФЕНСТЕР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «РУСАЛ ЦЕНТР УЧЁТА»
Вот уже пять лет в ОК «Русал» основная часть учётных функций выполняется в ОЦО. Я убеждён, что это наиболее естественная и удобная форма для крупных компаний, имеющая массу преимуществ и возможностей для совершенствования и развития. Остановлюсь подробнее на преимуществах. Первое, что даёт централизация, — возможность унифицировать методологию учёта внутри группы. Второй эффект, практически сразу же проявляющийся после централизации, — концентрация компетенции в отделах. На каждом направлении учёта образуются сильные команды профессионалов. Сегодня «Русал Центр учёта» стремится работать как единый слаженный механизм, настроенный на выполнение множества повторяющихся операций, стандартизированных и закреплённых в инструкциях. Одновременно мы стараемся быть профессиональной организацией, способной самостоятельно непрерывно улучшаться, быть гибкой и открытой для нового.
Источник: Выступление на первой практической конференции ОЦО в Красноярске 27–28 мая 2010 года