Ю.В.Лебедева,
магистр юриспруденции МГИМО(У) МИД России,
независимый эксперт,
член Международной Ассоциации юристов-международников
по ядерному праву.
Заражение вод Мирового океана радиоактивными отходами является в настоящее время одним из самых серьезных видов загрязнения морской среды, нанося ущерб живым ресурсам, создавая опасность для здоровья людей и помехи морской деятельности, включая рыболовство, ухудшение качества морской воды и уменьшение ее полезных свойств. Осознавая всю опасность растущей угрозы для человека, исходящей от увеличения производства и утилизации опасных отходов, а также сброса радиоактивных отходов в прибрежные воды с морских судов или самолетов, ряд государств Южно-тихоокеанского региона[2] заключили 16 сентября 1995 г. в Папуа-Новой Гвинее Конвенцию Вайгани с целью защитить, сохранить и улучшить окружающую среду в южной части Тихого океана. Депозитарием стал Генеральный секретарь Секретариата Южно – Тихоокеанского форума. Появление нового юридически обязывающего регионального документа было вызвано также недобросовестной деятельностью иностранных дилеров, имеющих лицензии на ввоз и распоряжение опасными отходами из третьих стран в воды Тихого океана и медлительностью прогресса в направлении удовлетворительного решения вопросов, связанных с международной торговлей товарами, которые были запрещены или отменены к регистрации в стране производства в связи с угрозой здоровью человека или окружающей среде. В тоже время следует отметить, что в 1972 году ряд атлантических стран[3] уже сделали первую попытку защитить свои воды от загрязнения и подписали региональную «Конвенцию по предотвращению загрязнения вод Северо-Восточной Атлантики», которая стала прообразом универсальной по составу участников Лондонской конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других веществ 1972 года. Если Лондонская конвенция применяется лишь к одному способу загрязнения, а именно: преднамеренному удалению в море отходов с судов, самолетов, платформ и искусственных сооружений, которые не являются результатом нормальной эксплуатации этих средств, и построена на принципе запретов и разрешений, то Конвенция Вайгани содержит четкий запрет на ввоз всех радиоактивных отходов на территорию малых островных развивающихся государств (МОРГ).
Конвенция Вайгани опирается на прочную юридическую базу и имеет отсылочные нормы на региональные и универсальные договора, а именно: Конвенция о защите природных ресурсов и природной среды в южной части Тихого океана 1986 года, Протокол о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в чрезвычайных ситуациях в южной части Тихого океана 1986 года, Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 года (Договор Раротонга), Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года, Кодекс практики МАГАТЭ в области международных трансграничных перемещений радиоактивных отходов, Барбадосская Программа действий по обеспечению устойчивого развития МОРГ 1994 года.
Статья 2 четко определяет сферу применения Конвенции, а именно это «опасные отходы», содержащиеся в Приложении I[4], если только они не обладают какими-либо свойствами, перечисленными в Приложении II[5], а также отходы считающиеся опасными согласно национального законодательства страны-экспортера, импортера или государства-транзита. Под «экспортером» понимается любое юридическое или физическое лицо, находящееся под юрисдикцией экспортирующего государства-участника Конвенции, которое организует транспортировку опасных отходов на экспорт. «Сторона-экспортер» означает государство-участника Конвенции, из которой трансграничное перемещение опасных отходов планируется начать. «Импортер» - это любое физическое или юридическое лицо, находящееся под юрисдикцией импортирующего государства, которое организует импорт опасных отходов. Термин «сторона-импортер» подразумевает государство-участника Конвенции, который осуществляет или планирует совершить трансграничное перемещение опасных отходов с целью их удаления или погрузки для удаления в районе, не находящемся вне юрисдикции любого государства.
Согласно ст.1 Конвенции «отходы» означают вещества или материалы, которые удаляются или предназначены для удаления или утилизации, в соответствии с положениями национального законодательства государств-участниц.
Радиоактивные отходы исключены из сферы действия Конвенции, за исключением случаев, специально предусмотренных в статье 4 (пп. 1, 2, 3 и 5 «Об общей ответственности») Конвенции. Согласно ст.1 Конвенции «радиоактивные отходы» - это отходы, которые в результате их радиоактивности, подпадают под регулирование других международных систем управления, в том числе международных документов, применяемых специально для радиоактивных материалов. Статья 4 пункт 1 содержит четкий запрет на импорт и экспорт радиоактивных отходов. Каждое государство-участник Конвенции принимает надлежащие правовые, административные и другие меры в рамках своей юрисдикции, чтобы запретить импорт радиоактивных отходов. Такой импорт будет считаться незаконным и квалифицироваться, как преступное деяние. При этом каждое государство-участник направляет своевременно всю информацию, касающуюся импорта незаконных опасных и радиоактивных отходов, находящегося под его юрисдикцией, в Секретариат. Статья 4 п.3 содержит запрет на сброс радиоактивных отходов в море, подтверждая обязательства государств-участников Конвенции по Лондонской конвенции, Договору о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985, Конвенции 1982 года ООН по морскому праву и Протоколу о предотвращении загрязнения Южно-тихоокеанского региона сбросами 1986, которые требуют запретить захоронение опасных и радиоактивных отходов в море. Страны-участники Конвенции Вайгани, которые не подписали вышеупомянутые международные инструменты, должны рассмотреть вопрос о присоединении к этим документам, а также активно применять Кодекс практики МАГАТЭ в области международных трансграничных перемещений радиоактивных отходов и другие международные и национальные стандарты, которые не менее жесткие.
В территориальную юрисдикцию действия Конвенции входит сухопутная территория, внутренние воды, территориальное море, континентальный шельф, архипелажные воды и исключительная экономическая зона следующих государств-участников: Американское Самоа, Австралия, Острова Кука, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи, Французская Полинезия, Гуам, Кирибати, Республика Маршалловы Острова, Науру, Территория Новой Каледонии и колоний, Новая Зеландия, Содружество Северных Марианских Островов, Ниуэ, Республика Палау, Папуа-Новая Гвинея, острова Питкэрн, Соломоновы острова, Токелау, Тонга, Тувалу, Вануату, Уоллис и Футуна, Западное Самоа (ст.1 Конвенции Вайгани), а также может подпадать дополнительная площадь, то есть страна-участник по своему желанию может к уже находящейся под его юрисдикцией территории добавить дополнительно пространство, расположенное в Тихом океане между созвездием Рака и 60 градусов южной широты и между 130 градусов восточной долготы и 120 градусов западной долготы в зоне действия Конвенции. Решение об этом должно быть доведено до сведения Депозитария, который незамедлительно уведомляет других участников Конвенции и Секретариат. Такие участки должны быть включены в юрисдикцию Конвенции через 90 дней после уведомления, при условии, что не было никаких возражений со стороны других участников Конвенции. Если возражения имели место быть, то государства-участники проводят консультации с целью решения возникших разногласий (ст.2 п.6 Конвенции Вайгани).
Полный терминологический инструментарий Конвенции содержится в статье 1. Понятие «санкционированные места или объекты» определяется, как места или объекты для удаления опасных отходов, на которые получено разрешение или лицензия соответствующего национального органа государства-участника. «Территория под юрисдикцией государства-участника» означает любые земли, моря или воздушное пространство, в пределах которого государство-участник осуществляет административную и нормативную ответственность в соответствии с международным правом в отношении защиты здоровья человека или окружающей среды. «Разрешенное трансграничное перемещение» - это трансграничное перемещение опасных отходов, на которую дали согласие заинтересованные государства-участники в соответствии с положениями Конвенции. «Перевозчик» - это любое лицо, которое осуществляет перевозку опасных отходов. «Чистое производство» - это концептуально-процедурный подход к производству, который требует, чтобы все циклы производственного процесса рассматривались бы с целью предотвращения или минимизации краткосрочного, долгосрочного влияния на человека и окружающую среду. «Страны заинтересованные» - это страны экспорта, импорта, транзита или государство не являющееся участником Конвенции. «Внутренне запрещенные товары» - это вещества или продукты, которые были запрещены, отменены или добровольно сняты с регистрации в стране производства, так как представляют угрозу для здоровья человека или окружающей среды. «Управление» означает предотвращение, сокращение, сбора, транспортировки, хранения, обработки или удаления опасных отходов, включая последующий контроль за местами удаления. «Экологически безопасное управление опасными отходами» - это принятие всех практически возможных мер для того, чтобы опасные отходы управлялись таким образом, чтобы защитить здоровье человека и окружающую среду от неблагоприятного воздействия, которое может возникнуть в результате управления такими отходами. «Утилизация отходов» - это операции, которые не ведут к возможной рекуперации, рециркуляции, прямому повторному использованию или альтернативным видам использования. Операции по утилизации отходов, которые встречаются на практике перечислены в Приложение V Конвенции Вайгани.[6]
«Форум тихоокеанских островов» - межправительственная консультативная организация, которая направлена на укрепление сотрудничества между государствами Тихого океана и представляет их интересы. Была основана в 1971 году. Она включает 16 государств-членов[7] Южно-тихоокеанского форума, в том числе Австралию и Новую Зеландию. «Генератор» - это любое физическое или юридическое лицо, чья деятельность ведет к образованию опасных отходов или, если это лицо не известно, то того, кто имеет в своем распоряжении или под контролем такие отходы.
Конвенция впервые в международном ядерном праве вводит «принцип предосторожности», который означает, что для защиты окружающей среды осторожный подход должен широко применяться государствами-участниками в соответствии с их возможностями. Там, где есть угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие научной обоснованности не должно использоваться в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предотвращению деградации окружающей среды.
Определение «опасных отходов», согласно ст. 3 Конвенции, привязывается к национальным нормам права участников Конвенции. Статья носит отсылочный характер. Страна-участник в течение шести месяцев должна информировать Секретариат о том, что она определяет в соответствии с ее национальным законодательством под «опасными отходами» или любыми требованиями относительно трансграничной процедуры, применимой к таким отходам кроме тех, которые перечислены в Приложении I Конвенции[8]. О любых значительных изменениях государство также обязано сообщить в Секретариат, который в свою очередь оповещает всех участников Конвенции. Страны - участники несут ответственность за доведение информации, переданной им Секретариатом, своим экспортерам, импортерам и национальным компетентным органам.
В соответствии со статьей 5 Конвенции Вайгани для содействия её осуществлению, каждая страна-участник должна назначить или создать один компетентный орган и один координационный центр. При этом не обязательно назначать или учреждать новые или отдельные органы для выполнения функций компетентного органа и координационного центра, а можно использовать уже действующие государственные органы. Государства-участники должны информировать Секретариат о назначении ими компетентного органа и координационного центра в течение 3 месяцев с даты вступления в силу для них Конвенции (пункт 4 ст. 5 Конвенции Вайгани).
Под «компетентным органом» понимается любой государственный орган, назначенный государством-участником нести ответственность в рамках таких географических районов, которые страна-участник сочтет уместным для получения и для ответа на уведомления о трансграничной перевозке опасных отходов. Компетентный орган несет ответственность за осуществление процедуры уведомления при трансграничных перевозках опасных отходов. «Координационный центр» означает юридическое лицо государства-участника, ответственное за получение и предоставление информации, как предусмотрено в статьях 7 и 14 Конвенции Вайгани.
Согласно уведомительным процедурам экспортирующее государство-участник сообщает или требует от производителя или экспортера уведомлять в письменном виде через его компетентный орган о любой трансграничной перевозки опасных отходов. Такое уведомление должно содержать соответствующее заявления и информацию согласно Приложения VI А[9] Конвенции Вайгани. По одному уведомлению должно быть направлено каждой стране-участнице.
Импортирующее государство-участник подтверждает в течении 14 рабочих дней получение об уведомлении и имеет 60 дней после выдачи подтверждения для того, чтобы сообщить уведомителю о своём согласии или отказе на перевозку, с условиями или без таковых или может запросить дополнительную информацию. В случае, если дополнительная информация была запрошена, новый период уведомления начинается с момента получения дополнительной информации и составляет 21 день.
Экспортирующее государство-участник не разрешает трансграничное перемещение, пока оно не получит: письменное согласие импортирующего государства; письменное согласие от каждой страны-транзита; письменное подтверждение от импортирующей страны-участника о наличии договора между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, где оговаривается экологически обоснованное использование этих отходов; письменное подтверждение от экспортера о надлежащем страховании, залоге или другой гарантии.
Каждая страна-транзита подтверждает свое согласие в течении 14 рабочих дней, с момента получения уведомления, и может в течении 60 дней после выдачи подтверждения сообщить уведомителю свое согласие на перевозку, с условиями или без таковых, или имеет право запросить дополнительную информацию. В случае, если дополнительная информация была запрошена, новый период в 21 день начинается с момента получения дополнительной информации.
В случае трансграничной перевозки только опасных отходов: от экспортирующего государства требуется, чтобы любая трансграничная перевозка была покрыта страховкой, залогом или иной гарантией в соответствии с национальным законодательством экспортирующего государства.
Государство-участник Конвенции Вайгани может экспортировать опасные отходы при условии письменного согласия заинтересованных стран, если это позволяют генератор или экспортер, и использовать общее уведомление, где опасные отходы, имеющие такие же физические и химические характеристики регулярно поставляются с целью удаление через таможню экспортирующего государства, через таможенные пункты ввоза импортирующего государства, и, в случае транзита, через одни и те же таможенные пункты ввоза и вывоза государств-участников Конвенции или государств-транзита.
Любое заинтересованное государство может дать свое письменное согласие на использование процедуры общего уведомления, при условии представления определенной информации, а именно: точное количество и список опасных отходов, подлежащих отгрузке. Общее уведомление и согласие в письменной форме может охватывать многократные отгрузки опасных отходов в течение максимального периода - 12 месяцев.
Каждая трансграничное перемещение опасных отходов должно сопровождаться движением документов, которое включает в себя информацию, указанную в Приложении VI В[10] Конвенции Вайгани. Государства-участники требуют, чтобы каждое физическое лицо, которое берет на себя ответственность за трансграничное перемещение опасных отходов подписало документ о перевозке либо при доставке либо при получении отходов; а также информировать экспортера и компетентный орган экспортирующего государства о получении опасных отходов и о времени уничтожения опасных отходов. Если такая информация не будет получена экспортирующим государством, то его компетентный орган или экспортера должен уведомить об этом импортирующую страну-участницу Конвенции.
Координационный центр несет ответственность за передачу и получение информации в соответствии с положениями статьи 7 Конвенции Вайгани. В соответствии пунктом 2 ст. 7 Конвенции Вайгани государства-участники должны информировать друг друга через Секретариат об изменениях относительно компетентных органов и координационных центров, в национальном законодательстве определения опасных отходов. Государства-участники Конвенции, в соответствии с национальными законами и правилами, должны обеспечить сбор информации и работу механизмов ее распространения об опасных отходах, с тем чтобы Секретариат мог использовать эти данные и выполнять свои функции.
Государства-участники Конвенции обязаны сообщать в Секретариат об аварии, если таковая произошла во время трансграничной перевозки опасных отходов или их уничтожении, и которая представляет опасность для здоровья человека и окружающей среды для других государств (пункт 1 ст. 7 Конвенции Вайгани).
Статья 8 Конвенция Вайгани регламентирует реимпорт. Экспортирующее государство-участник принимает соответствующие административные и правовые меры для обеспечения того, чтобы, когда уполномоченное лицо на трансграничное перемещение опасных отходов не может завершить в соответствии с условиями договора или настоящей Конвенции такое перемещение, эти отходы должны быть возвращены к экспортирующему государству-участнику. Для этого, импортер и страна-транзита не должны препятствовать возвращению этих отходов в экспортирующее государство. При этом экспортирующему государству-участнику не нужно повторно импортировать опасные отходы при условии, что альтернативные механизмы для утилизации их совместимы с экологическими правилами уничтожения опасных отходов в соответствии с требованиями Конвенции Вайгани или другими международными правовыми обязательствами. Государство-импортер должен в течение 90 дней сообщить экспортеру и в Секретариат о своем согласии.
В конвенции четко сформулирован «незаконный оборот опасных отходов» (ст. 9 Конвенции Вайгани). Любая трансграничная перевозка опасных отходов считается незаконной, если осуществляется без уведомления, без согласия, а также если согласие получено путем фальсификации, введения в заблуждения или обмана, не содержит соответствующую информацию в сопроводительных документах, ведет к преднамеренному нарушению положений Конвенции Вайгани или других международных документов, противоречит национальным правилам ввоза и вывоза. Государства-участники Конвенции должны принять нормы в своем национальном законодательстве о запрете и наказании за незаконный оборот опасных отходов, в том числе и радиоактивных. Экспортирующее государство-участник Конвенции обязан проинформировать о случае незаконного оборота все заинтересованные стороны в течении 30 дней с момента экспорта партии.
В отношении профилактики и мониторинга незаконного оборота опасных отходов Секретариат Конвенции Вайгани проводит необходимую координацию с Секретариатом Базельской конвенции, которая включает в себя обмен информацией об инцидентах или предполагаемых случаях незаконного оборота в зоне действия Конвенции и о соответствующих мерах по устранению подобных инцидентов, об оказании помощи в области наращивания потенциала, включая развитие национального законодательства и соответствующей инфраструктуры в развивающихся странах тихоокеанских островов с целью пенализации незаконного оборота опасных отходов, в том числе и радиоактивных.
Конкретные обязательства по возмещению трансграничных перевозок опасных отходов в зоне действия Конвенции не прописаны.
Государства-участники Конвенции сотрудничают друг с другом, со странами не участниками Конвенции и соответствующими региональными и международными организациями, исходя из социальных, технологических и экономических соображений. С этой целью они могут по запросу предоставлять информацию на двусторонней или многосторонней основе, с целью гармонизации соответствующих технических стандартов и практик; работать в области мониторинга последствий уничтожения опасных отходов и их влияние на здоровье человека и окружающую среду; разрабатывать и внедрять новые экологически безопасные и чистые технологии производства, инфраструктуру, методы и системы управления, руководящие принципы и кодексы поведения; взаимодействовать с международными организациями в целях повышения осведомленности общественности, развитие рационального регулирования опасных отходов и применение ноу-хау (ст. 10 Конвенции Вайгани). Государства-участники Конвенции Вайгани могут заключать двусторонние, региональные или многосторонние соглашения с государствами, не являющимися сторонами Конвенции, относительно трансграничного перемещения и управления опасными отходами при условии, что заключенные соглашения не будут противоречить положениям Конвенции Вайгани, о чем стороны должны уведомить Секретариат. При этом положения Конвенции Вайгани могут не затрагивать прописанные нормы в заключенных соглашениях по трансграничной перевозке опасных отходов, если они совместимы с конвенционными нормами экологического регулирования опасных отходов (ст.11 Конвенции Вайгани).
Конвенцией Вайгани предусматривается также проведение Конференции. Кворум должен составлять две трети государств-участников. Согласно статьям 16-18 Конвенции Вайгани, поправки и протоколы к Конвенции могут быть приняты только на заседании Конференции, на которой по меньшей мере будут присутствовать представители две трети государств-участников. Текст любой предлагаемой поправки или протокола к Конвенции, должны доводиться до сведения государств Секретариатом по крайней мере за 6 месяцев до начала заседания. Государства-участники Конвенции прилагают все усилия для достижения согласия по любой предлагаемой поправке или протокола к Конвенции путем консенсуса. Если все усилия по достижению консенсуса были исчерпаны, а согласие не достигнуто, то поправка принимается большинством в две трети голосов стран-участников, присутствующих и участвующих в голосовании. При этом каждая страна имеет один голос. Документы о ратификации, принятии, утверждении поправок или протоколов сдаются на хранение Депозитарию. Поправки или протоколы вступают в силу для государств-участников, которые приняли такие поправки на девяностый день после даты получения Депозитарием документов.
Решения принимаются консенсусом по правилам процедуры, финансовым вопросам, в том числе по шкале взносов, и по бюджету. Конференция рассматривает вопросы о каких-либо дополнительных мерах в соответствии с принципом предосторожности, содействует гармонизации национальных законодательств, политик, стратегий и мер по минимизации вреда для здоровья человека и окружающей среды, принимает, в случае необходимости, поправки к Конвенции, её приложениям и протоколам (ст. 13 Конвенции Вайгани). Любое государство или международная организация может стать участником Конвенции или наблюдателем на заседаниях Конференции, о чем они должны официально заявить в Секретариат. Допуск и участие наблюдателей осуществляется в соответствии с правилами процедуры и требует согласие одной трети присутствующих на заседании стран-участниц.
Действенным инструментом реализации Конвенции Вайгани является Секретариат, который был учрежден в соответствии со ст. 14 Конвенции. Основными функциями Секретариата является организация совещаний, подготовка документов по бюджету, докладов, сбор и распространение информации по утилизации опасных отходов, передача информации от вспомогательных органов и учреждений, обеспечения координации с Секретариатом Базельской конвенции, другими международными и региональными органами, осуществление связи с компетентными органами и координационными центрами государств-участников Конвенции Вайгани, а также с межправительственными и неправительственными организациями, заинтересованными государствами, которые могут оказывать финансовую или техническую помощь, предоставлять экспертов и оборудование.
Секретариат обязан направить странам-участницам Конвенции до конца каждого календарного года доклад содержащий следующую информацию: о трансграничном перемещении опасных отходов, в которые участники были вовлечены, количество опасных отходов экспортированных, их категории, характеристики, назначения, происхождение и метод удаления, усилия направленные для достижения сокращения объема опасных отходов, подлежащих трансграничной перевозке, об авариях, произошедших во время трансграничных перевозок, обработки или уничтожении опасных отходов и о предпринятых мерах для борьбы с последствиями и для развития экологически чистых технологий производства для сокращения или ликвидации производства опасных отходов. Секретариат также осуществляет руководящие функции по Южно-Тихоокеанской региональной программе по окружающей среде.
В Конвенции Вайгани прописано положение о создании фонда для оказания на временной основе помощи в случае чрезвычайных ситуаций с целью минимизации ущерба от стихийных бедствий или несчастных случаев, связанных с трансграничной перевозкой или удалением опасных отходов из зоны действия Конвенции.
Согласно ст. 20 Конвенции Вайгани в случае возникновения спора между государствами-участниками относительно толкования, применения, соблюдения Конвенции или любого протокола к ней, заинтересованные стороны должны стремиться к урегулированию спора путем переговоров, посреднических услуг или любых других мирных средств по своему выбору. Если достигнуть решения спора не удается, то стороны могут согласиться на рассмотрение их разногласий в Арбитражном суде в соответствие с Приложением VII Конвенции или в Международном Суде ООН, о чем стороны должны сообщить письменно в Секретариат. Тем не менее, неспособность достичь общего согласия о передаче спора в арбитраж или в Международный Суд не освобождает стороны от ответственности.
В соответствии с Приложением VII Конвенции, где детально прописана арбитражная процедура, согласно которой сторона-истец уведомляет Секретариат о том, что стороны договорились передать спор на арбитражное разбирательство и указать предмет спора. Секретариат препровождает полученную информацию всем государствам-участникам Конвенции.
Арбитражный суд состоит из трех членов. Каждая из сторон в споре назначает арбитра, и два назначенных таким образом арбитра по взаимному согласию назначают третьего арбитра, выполняющего функции председателя Арбитражного суда, который не может быть гражданином ни одной из сторон в споре. В случае если председатель Арбитражного суда не был избран в течение 2 месяцев после назначения второго арбитра, то его назначает, по просьбе любой из сторон, Генеральный секретарь Секретариата совместно с директором Южно-Тихоокеанской региональной программы по окружающей среде.
Арбитражный суд принимает свои собственные правила процедуры, выносит свое решение в соответствии с международным правом и в соответствии с положениями Конвенции Вайгани. Решения Арбитражного суда, как по процедурным вопросам, так и по существу спора, должны быть приняты большинством голосов его членов. При этом Арбитражный суд может принимать все надлежащие меры для того, чтобы установить факты. В свою очередь стороны спора обеспечивают все необходимые условия для эффективного ведения разбирательства. Отсутствие или неявка стороны не является основанием для приостановления рассмотрения дела или его переносе. Арбитражный суд может также заслушивать встречные иски, вытекающие непосредственно из предмета спора.
Если арбитражный суд не примет иного решения, исходя из конкретных обстоятельств дела, расходы арбитражного суда, в том числе вознаграждения его членов, стороны спора несут в равных долях. Арбитражный суд должен вести учет всех своих расходов и представить их окончательный отчет сторонам.
Любая сторона, которая имеет интерес правового характера в предмете спора, может принять участие в разбирательстве с согласия арбитражного суда. Арбитражный суд выносит свое решение в течение пяти месяцев с даты своего учреждения, если только он не сочтет необходимым продлить этот срок еще на один период, не превышающий пяти месяцев. Решение суда является окончательным и обязательным для сторон в споре. Любой спор, который может возникнуть между сторонами относительно толкования или выполнения решения суда, может быть передан любой стороной в арбитражный суд, который вынес это решение, но если суд не может дать разъяснения, то создается новый суд тем же способом.
Юридико-техническая техника прописана в статьях 21-28 Конвенции. Конвенция Вайгани была открыта для подписания с 22 сентября 1995 года по 21 марта 1996 года. Конвенция Вайгани вступила в силу 21 октября 2001 г. Конвенция открыта для присоединения к ней членов Южно-тихоокеанского форума на следующий день после даты, на которую Конвенция закрывается для подписания. Документы о присоединении сдаются на хранение Депозитарию. Другие государства, не являющиеся членами Южно-тихоокеанского форума, которые имеют территории в зоне действия Конвенции, а также те страны, которые не имеют территорий в зоне ее действия, могут присоединиться к Конвенции Вайгани. При этом никакие оговорки и исключения не допускаются.
Государство-участник Конвенции в любое время по истечении трех лет со дня вступления Конвенции в силу для данной страны может выйти из состава участников Конвенции, направив письменное уведомление Депозитарию. Выход вступает в силу через один год после получения уведомления Депозитарием или в более поздний срок, который будет указан в уведомлении.
Уже после принятия Конвенции Вайгани, в 1997 году была подписана в Вене универсальная «Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами», которая уделила большее внимание вопросам трансграничного перемещения и радиоактивным отходам, образующимся в результате гражданской деятельности. Но проблему заражения океанских вод Венская конвенция 1997 года не охватила. Хотя воды Мирового океана постоянно содержат незначительное количество радиоактивных элементов, не представляющих опасность для биосреды, но изменение естественного уровня радиоактивности вод в настоящее время происходит в результате деятельности человека.
Впервые в международном ядерном праве после принятия Конвенции Вайгани страны-участники попытались юридически решить проблему заражения радиоактивными отходами вод Мирового океана. В связи с чем, можно предложить рассмотреть вопрос о формулировке новых принципов международного ядерного права – это принцип недопустимости радиоактивного заражения вод Мирового океана и принцип запрещения сброса радиоактивных отходов в прибрежные воды.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Категория отходов, которая относится к «опасным отходам»:
Y1: Клинические отходы медицинской помощи в больницах, медицинских центрах и клиниках.
Y2: Отходы от производства и переработки фармацевтической продукции.
Y3: Фармацевтические отходы, лекарства и препараты.
Y4: Отходы от производства, получения и применения биоцидов и фитопрепаратов.
Y5: Отходы от производства, получения и применения консервантов древесины.
Y6: Отходы от производства, получения и применения органических растворителей.
Y7: Отходы от тепловой обработки и содержащие цианиды.
Y8: Ненужные минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения.
Y9: Отработанные масла, вода, гидрокарбонаты, водные смеси, эмульсии.
Y10: Отходы от веществ и изделий, содержащих полихлорированные бифенилы (ПХБ), полихлорированные терфинолы (ПХТ), полибромированные бифенилы (ПББ).
Y11: Ненужные смолистые отходы перегонки, дистилляции или после любой пиролитической обработки.
Y12: Отходы от производства, получения и применения чернил, красителей, пигментов, красок, лаков, олифы.
Y13: Отходы от производства, получения и применения синтетических смол, латекса, пластификаторов, клеев или вяжущие вещества.
Y14: Отходы химических веществ, возникающие от исследовательской и опытно-лабораторной деятельности, или которые не определены, являются новыми, чье воздействие на здоровье человека или окружающую среду еще не известно.
Y15: Отходы взрывоопасного характера, не попадающие под иное законодательство.
Y16: Отходы от производства, получения и применения химических веществ и фотографической обработки материалов.
Y17: Отходы, полученные в результате обработки поверхности металлов и пластмасс.
Y18: Остатки от операций по удалению промышленных отходов.
Y46: Отходы, собираемые из жилищ, в том числе из сточных вод и канализационных стоков, за исключением чистых отсортированных отходов утилизируемых, которые не обладают Приложении II.
Y47: Остатки в результате сжигания бытовых отходов.
Отходы, содержащие:
Y19: Карбонилы металлов.
Y20: Бериллий; соединения бериллия.
Y21: Соединения шестивалентного хрома.
Y22: Соединения меди.
Y23: Соединения цинка.
Y24: Мышьяк; соединения мышьяка.
Y25: Селен; соединения селена.
Y26: Кадмий; соединения кадмия.
Y27: Сурьма; соединения сурьмы.
Y28: Теллур; соединения теллура.
Y29: Ртуть; соединения ртути.
Y30: Таллий; соединения таллия.
Y31: Свинец; соединения свинца.
Y32: Неорганические соединения фтора, кроме фтористого кальция.
Y33: Неорганические цианиды.
Y34: Кислотные растворы или кислоты в твердом виде.
Y35: Основные растворы или основания в твердом виде.
Y36: Асбест (порошок и волокна).
Y37: Органические соединения фосфора.
Y38: Органические цианиды.
Y39: Фенолы; фенольные соединения, включая хлорфенолы.
Y40: Эфиры.
Y41: Галогенизированные органические растворители.
Y42: Органические растворители, за исключением галогенизированных растворителей.
Y43: Любой аналог полихлорированных дибензофуранов.
Y44: Любой аналог полихлорированных дибензо-п-диоксина.
Y45: Органогалогенные соединения кроме веществ, упомянутых в настоящем приложении (например, Y39, Y41, Y42, Y43, Y44).
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Перечень опасных свойств
Классификацаия ООН | Код | Характеристики |
H1 | Взрывчатые вещества – это вещества или отходы, являющиеся твердыми или жидкими (либо смесь веществ и отходов), которые сами по себе способны к химической реакции с выделением газов при определенной температуре, давлении и с такой скоростью, чтобы причинить ущерб окружающей местности. | |
H3 | Легковоспламеняющиеся жидкости –это горючие жидкости, смеси жидкостей или жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии (например, краски, лаки и т.д., но не включая вещества или отходы, классифицированные иначе в связи с их опасными свойствами), которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, при температуре не более 60,5 градусов С в закрытом сосуде или не более 65,6 градусов С в открытом сосуде. | |
H4.1 | Огнеопасные твердые вещества – это твердые вещества или твердые отходы, кроме классифицированных как взрывчатые, которые при транспортировке легко загораются, либо могут вызвать или усилить пожар при трении. | |
H4.2 | Вещества и отходы, способные к самовозгоранию - вещества и отходы, которые способны самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях перевозки или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем воспламеняться. | |
H4.3 | Вещества или отходы, которые при контакте с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы - вещества и отходы, которые при взаимодействии с водой способны самопроизвольно воспламеняться или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах. | |
H5.1 | Окисляющие вещества - вещества или отходы, которые, сами по себе не обязательно горючие, но которые, обычно за счет выделения кислорода, могут вызвать или способствовать воспламенению других материалов. | |
H5.2 | Органические пероксиды - органические вещества и отходы, которые содержат двухвалентный кислород. Кислородные структуры, являются термически неустойчивыми веществами, которые могут подвергаться экзотермическому самоускоряющемуся разложению. | |
H6.1 | Яды - вещества или отходы, которые вызывают смерть, серьезные травмы или могут нанести вред здоровью человека при проглатывании, вдыхании или попадании на кожу. | |
H6.2 | Инфекционные вещества - вещества или отходы, содержащие живые микроорганизмы или их токсины, которые вызывают заболевания у животных и людей. | |
H8 | Коррозионные вещества - вещества и отходы, которые путем химического воздействия, вызывают серьезные повреждения при контакте с живой тканью или в случае утечки могут существенно повредить или даже уничтожить определенные товары или транспортные средства. | |
H10 | Выделение токсичных газов при контакте с воздухом или водой - вещества или отходы, которые при взаимодействии с воздухом или водой могут выделять токсичные газы в опасных количествах. | |
H11 | Токсичные вещества - вещества или отходы, которые при их вдыхании, заглатывании, проникновении в кожу могут вызывать затяжные или хронические заболевания, включая раковые заболевания. | |
H12 | Экотоксичные вещества - отходы, которые при попадании могут немедленно или со временем оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду посредством биоаккумуляции или токсичных эффектов в биотических системах. | |
H13 | Вещества, способные после удаления образовывать другие материалы, например, фильтрат, который обладает любым из указанных выше свойств. |
ПРИЛОЖЕНИЕ V
Операции по утилизации отходов
1. Операции, которые не ведут к возможной рекуперации, рециркуляции, утилизации, прямому повторному использованию или альтернативным видам использования.
Раздел А охватывает такого рода операции, которые встречаются на практике.
D1 Захоронение в земле или на земле (например, свалок, и т.д.).
D2 Обработка почвы (например, биохимическое разложение жидких или илистых отходов в почве и т.д.).
D3 Впрыскивание на большую глубину (например, впрыскивание отходов соответствующей консистенции в скважины, соляные купола или естественные резервуары и т.д.).
D4 Сброс в поверхностные водоемы (например, сброс жидких или илистых отходов в котлованы, пруды или отстойники и т.д.).
D5 Специально оборудованные свалки (например, сброс в отдельные отсеки, которые закрываются и изолированы друг от друга и от окружающей среды и т.д.).
D6 Сброс в водоемы, кроме морей/океанов.
D7 Сброс в моря/океаны, в том числе на морское дно.
D8 Биологическая обработка, не оговоренная в других разделах настоящего приложения, которая ведет к образованию конечных соединений или смесей, которые затем удаляются с помощью любой из операций, перечисленных в разделе А.
D9 Физико-химическая обработка, не оговоренная в других разделах настоящего приложения, которая ведет к образованию конечных соединений или смесей, которые затем удаляются с помощью любой из операций, указанных в разделе А (например выпаривание, сушка, прокаливание, нейтрализация и т.д.).
D10 Сжигание на земле.
D11 Сжигание в море.
D12 Захоронение (например, захоронение контейнеров в шахте и т.д.).
D13 Получение однородной или неоднородной смеси до представления каких-либо операций в разделе А.
D14 Переупаковка до начала любой из операций, в разделе А.
D15 Хранение в ожидании любой из операций, в разделе А.
Операции, которые могут привести к рекуперации, рециркуляции, утилизации, прямому повторному использованию или альтернативным видам использования.
Раздел B охватывает все операции с материалами, которые юридически определяются как опасные отходы или считаются опасными отходами, и которые, в противном случае, были бы, предназначены для операций, включенные в раздел А.
R1 Использование в виде топлива (кроме косвенного сжигания) или иным образом для получения энергии.
R2 Утилизация/восстановление растворителей.
R3 Рециркуляция/утилизация органических веществ, не используемых в качестве растворителей.
R4 Рециркуляция/утилизация металлов и их соединений.
R5 Рециркуляция/утилизация других неорганических материалов.
R6 Восстановление кислот и оснований.
R7Рекуперация компонентов, используемых для борьбы с загрязнением.
R8 Восстановление компонентов из катализаторов.
R9 Старое масло используемое повторно или иное использование ранее отработанного масла.
R10 Земля использованная для сельского хозяйства или улучшению экологии.
R11 Использование отходов, полученных после любой из операций под номерами R1-R10.
R12 Обмен отходами для их удаления путем операций под номерами R1-R11.
R13 Аккумулирование материала для любой операции в разделе В.
ПРИЛОЖЕНИЕ VI A
Информация, которая должна содержаться в уведомлении
1. Причина экспорта отходов.
2. Экспортер отходов
3. Производитель отходов и расположение места производства.
4. Импортер и утилизации отходов и фактическое место захоронения.
5. Перевозчики отходов или их агенты, если они известны.
6. Страна экспорта отходов. Компетентный орган.
7. Предполагаемые страны транзита. Компетентный орган.
8. Страна импорта отходов. Компетентный орган.
9. Общее или разовое уведомление.
10. Предполагаемая дата отгрузки и период времени, в течение которого отходы будут экспортированы и маршрут (включая точки входа и выхода).
11. Средства транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный, внутренние воды).
12. Информация, относящаяся к страхованию.
13. Назначение и физическое описание отходов, включая код, номер по классификации ООН и их состав, а также информацию о каких-либо специальных требованиях к обращению с отходами, включая экстренные положения на случай аварии.
14. Тип упаковки (например, масса, барабанил, танкер).
15. Расчетное количество – вес, объем.
16. Процесс, посредством которого отходы образуются.
17. Для отходов, перечисленных в Приложении I, классификация из Приложения II: опасные характеристики по коду и номеру по классификации ООН.
18. Способ удаления.
19. Заявление производителя и экспортера о том, что информация верна.
20. Информация, передаваемая (в том числе техническое заводское описания) на экспортера или производителя таких отходов.
21. Информация о договоре между экспортером и лицом, отвечающим за удаление.
Примечание
1 . Указывается полное фамилия, имя, отчество, адрес, телефон, телекс или телефакс и юридическое лицо, адрес, телефон, телекс, телефакс или номер контактного лица.
2. В случае общего уведомления, охватывающего несколько поставок, требуется указать предполагаемые даты отгрузки или, если это не известно, ожидаемая частота отгрузок.
3. Информация, предоставляемая в соответствии со страховыми требованиями и как они соотносятся к экспортеру, перевозчику и лицу, занимающемуся удалением.
4. Характер и концентрация наиболее опасных компонентов с точки зрения токсичности и других видов опасности, представленных отходов при обращении с ними и в связи с предлагаемым методом удаления.
5. В случае общего уведомления, охватывающего несколько поставок, необходимо представить общее количество расчетных величин для каждой отдельной доставки.
6. Поскольку это необходимо для оценки опасности и определения уместности предлагаемых операций по удалению.
ПРИЛОЖЕНИЕ VI B
Информация, обеспечивающая движение документов
1. Экспортер отходов.
2. Генератор и место его расположения производства.
3. Уничтожение опасных отходов и фактическое место уничтожения опасных отходов.
4. Перевозчик опасных отходов или его агент.
5. Предмет общего или разового уведомления.
6. Дата начала трансграничной перевозки и подпись на квитанции каждого лица, отвечающего за отходы.
7. Средства транспорта (автомобильный, железнодорожный и внутренний водный транспорт, морской, воздушный), включая страны экспорта, транзита и импорта, а также точки входа и выхода, где они были назначены.
8. Общее описание отходов (физическое состояние, код и характеристика груза согласно ооновской классификации).
9. Информация о специальных требованиях к обращению, включая экстренные положения на случай аварий.
10. Тип и количество упаковок.
11. Вес и объем груза.
12. Декларация производителя или экспортера, что информация верна.
13. Декларация производителя или экспортера об отсутствии возражений со стороны компетентных органов всех государств-участников Конвенции.
14. Сертификат распоряжении о поступлении в выделенном объекте по удалению, указание метода удаления и приблизительная дата удаления.
Примечание
Информация, необходимая в документе о перевозке должна, по возможности, содержаться в одном документе с тем, что требуется в соответствии с правилами перевозок. Там, где это невозможно, эта информация должна дополнять, а не дублировать информацию, требуемую в соответствии с правилами перевозок. Документ о перевозке должен содержать указания на то, кто представляет информацию и заполняет любые формы, а именно: ФИО и адрес, телефон, телекс или телефакс контактного лица в случае чрезвычайной ситуации.
[1] Waigani Convention, Convention to ban the importation into Forum Island Countries of hazardous and radioactive wastes and to control the transboundary movement and management of hazardous wastes within the South Pacific Region, adopted at Waigani, Papua New Guinea, 16 September 1995
[2] Американское Самоа, Австралия, Острова Кука, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи, Французская Полинезия, Гуам, Кирибати, Республика Маршалловы Острова, Науру, Территория Новой Каледонии и колоний, Новая Зеландия, Содружество Северных Марианских Островов, Ниуэ, Республика Палау, Папуа-Новая Гвинея, острова Питкэрн, Соломоновы острова, Токелау, Тонга, Тувалу, Вануату, Уоллис и Футуна, Западное Самоа.
[3] ФРГ, Бельгия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Англия, Ирландия, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Швеция.
[4] См. Приложение I
[5] Cм. Приложение II
[6] См. Приложение V
[7] Австралия, Острова Кука, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи, Вануату, Кирибати, Республика Маршалловы Острова, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Самоа.
[8]См. Приложение I
[9] См. Приложение VI A
[10] См. Приложение VI В
[11] Соответствует системе классификации согласно Рекомендаций Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов
(ST/SG/AC.10 /1/Rev.5, United Nations, New York, 1988)