Власти РФ продолжают решать проблемы, связанные с промышленными отходами, делая упор на том, что те представляют собой ценный ресурс, место которому на производстве, а не на свалке. Особое внимание уделяется отходам угледобывающей отрасли.
Президент России Владимир Путин поставил задачу сформировать в стране экономику замкнутого цикла, при которой к 2030 году 100% отходов должны проходить сортировку, захоронение на полигонах снизится в два раза, а 25% отходов производства и потребления будут вовлечены во вторичный оборот. Вышеперечисленные цели и задачи закреплены в федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла» национального проекта «Экологическое благополучие».
Поскольку угледобывающая отрасль генерирует более 60% всех промышленных отходов в России, особое внимание уделяется их переработке.
Дорожная карта
Вопрос вовлечения отходов во вторичный оборот был актуален всегда, поскольку такой подход является основой рационального использования природных ресурсов и бережного отношения к природе в целом.
В 2023 году в России образовалось 9,3 млрд тонн отходов производства и потребления. Из них около 6 млрд тонн — результат деятельности предприятий угледобычи.
В октябре 2025 года правительство РФ выпустило распоряжение о создании в стране инфраструктуры для переработки отходов угледобывающей промышленности. Как показала практика, сегодня этим заниматься гораздо выгоднее, чем расширять хранилища.
На текущий момент Российский экологический оператор (РЭО) согласовал с Минэнерго план мероприятий, направленных на создание инфраструктуры (распоряжение 2793-р подписано премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным). Согласно дорожной карте, РЭО предстоит подготовить перечень лучших практик, провести анализ рынка оборудования, разработать предложения по финансовой поддержке отрасли. Кроме этого, принять участие в разработке изменений действующей законодательной базы, чтобы корректировка помогала простимулировать повторное использование ресурсов.
Помимо совершенствования законодательства и статистики дорожная карта предусматривает устранение барьеров для переработки, оценку возможностей утилизации в Сибирском федеральном округе, а также создание центра компетенций на базе Кузбасского государственного технического университета.
«На данном этапе дорожной карты по созданию инфраструктуры использования отходов угольной промышленности предусмотрен комплексный анализ законодательства, правоприменительной практики, в котором участвует несколько министерств, в том числе Минприроды России. Поэтому говорить о конкретных изменениях в законодательстве для реализации этой дорожной карты пока преждевременно», — уточнили в Минприроды.
Работа ведется
«Одна из насущных задач — разработка мер, которые позволят перейти от накопления отходов к их комплексному использованию, обеспечив тем самым сырьевую безопасность и устойчивое развитие регионов Российской Федерации», - заявил член комитета СФ по экономической политике Александр Жуков, выступая на круглом столе в Совете Федерации.
Определенная работа в этом направлении уже выполнена. Так, за последние два года была существенно усовершенствована нормативно-правовая база, чтобы повысить интерес инвесторов к отходам недропользования как к дополнительным источникам минерального сырья и одновременно уменьшить нагрузку на окружающую среду от их образования.
В России создан национальный фонд стандартов, регламентирующих применение золошлаков ТЭС в народном хозяйстве. За последние два года принято и актуализировано 44 стандарта. Работа в этом направлении продолжается.
«Мы постарались структурировать то, что предусмотрено в нормативных актах, — в виде задач, прежде всего, для государства, бизнеса и всех участников этих процессов. Сформирована Отраслевая программа по вовлечению вскрышных и вмещающих горных пород в хозяйственный оборот на 2024–2030 годы. Главная задача — увеличить долю вовлечения этих пород в различные отрасли народного хозяйства», — подчеркнул заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Тетенькин.
Также планируется проработать механизмы поддержки предприятий, желающих перерабатывать отходы: от возмещения части затрат на оборудование до упрощенного доступа к отвалам вскрышных пород, расположенным на участках нераспределенного фонда недр. В числе приоритетов — создание спроса на продукцию с содержанием вторичного сырья в рамках федеральных и региональных программ.
Подарить вторую жизнь
Некоторые материалы, получаемые из отходов углепрома, сегодня уже с успехом используются в строительстве, дорожных работах, рекультивации и теплоэнергетике. Но большая часть остается вне хозяйственного оборота.
А если увеличить переработку, то многие регионы, включая Сибирь, получат новый источник экономического роста и экологической устойчивости, уверен заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Буцаев.
С 2023 года в России действуют изменения в закон «О недрах», разработанные Министерством природы, благодаря которым из отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих пород, можно извлекать полезные фракции без получения отдельной лицензии и вовлекать во вторичный оборот.
«Отходы можно использовать для ликвидации и консервации горных выработок, рекультивации земель, строительства, а также в целом для производственных нужд, в том числе не связанных с недропользованием. При этом любой такой проект должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы», — пояснили корреспонденту «Энергетика и промышленность России» в Минприроды.
В фокусе внимания золошлаки
Ежегодно от сжигания на ТЭЦ, в котельных и других промышленных установках образуется более 20 млн тонн ЗШО, объем накопленных отходов оценивается в более чем 1,5 млрд тонн.
В 2022 году был принят комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов, а в 2024-м в него внесли изменения. Сегодня в 18 регионах страны уже утверждены свои программы.
Основными потребителями отходов угольной промышленности, в частности золошлаков, являются строительная и дорожная отрасли. Так, в процессе строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» использованы ЗШМ Нерюнгринской ГРЭС при устройстве подстилающей подушки под трубопроводы (в перспективе рассматривается возможность установки на объекте модульного комплекса переработки золошлаков).
В Свердловской области работает завод, применяющий золу-уноса Рефтинской ГРЭС для производства газобетонных блоков (доля вторичного сырья составляет 30–35%). Потенциал использования золошлаков ТЭС в строительной индустрии составляет более 70% от годового образования данного вторичного ресурса. Если говорить об использовании ЗШМ в целом, то сегодня этот показатель находится на отметке в 25% от годового образования. Согласно обновленной энергостратегии, к 2035 году доля утилизации золошлаковых отходов должна вырасти до 50%, а к 2050 году — до 90%.
Ежегодно от сжигания на ТЭЦ, в котельных и других промышленных установках образуется более 20 млн тонн ЗШО, объем накопленных отходов оценивается в более чем 1,5 млрд тонн.
Не так давно в России был дан старт строительству северного обхода Омска — почти 66 км дороги напрямую свяжут федеральные трассы на Тюмень и Новосибирск. Помимо того что данный проект имеет большое значение для транспортной системы РФ, он является еще и одним из самых масштабных по применению золошлаков ТЭС в истории России — примерно 700 тыс. тонн, согласно документации, утвержденной Главгосэкспертизой, планируется использовать в ходе строительных работ.
Среди прочих вариантов использования ЗШМ: производство изделий из бетона с добавлением легкой фракции золы, выпуск кирпичей, пригодных для возведения жилых и промышленных объектов — ранее в ряде регионов России были успешно реализованы соответствующие пилотные проекты. Но масштабировать подобного рода инициативы мешает отсутствие единой инфраструктуры, нормативной базы и экономических стимулов.
На правильном пути
Создание инфраструктуры переработки отходов угольной промышленности можно считать одним из самых амбициозных шагов России на пути к цикличной экономике. Труднее всего будет решить проблемы со вскрышными породами, так как их объемы превышают объемы строительства, где они могут быть применены, а перевозка из мест скопления к местам востребованности высокозатратна. Наиболее оптимальный способ «утилизации» — рекультивация самих отработанных месторождений.
Но если переработка отходов заработает в полную силу, будут получены не только дивиденды экологического плана, но и новые промышленные возможности. Для достижения успеха важно обеспечить реальное внедрение технологий, инвестиционную поддержку, выстроить производственные цепочки и создать инструменты для повышения эффективности взаимодействия всех участников экосистемы.
