В Москве, в павильоне «АТОМ» на ВДНХ прошло очередное заседание Клуба экспертов Росатома, на котором обсудили перспективы развития в России экономики замкнутого цикла.
В дискуссии принял участие заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов, директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Росатома Андрей Лебедев, руководитель проектного офиса по реализации сбалансированного ядерного топливного цикла (ЯТЦ) топливного дивизиона Росатома Евгений Пидопригора, заместитель директора АНО «Российская система качества» Юлия Михалева и другие.
В своем выступлении Андрей Никипелов подчеркнул, что к проблеме отходов у Росатома системный подход.
«Компетенции Росатома давно вышли за рамки атомной энергетики, но именно этот опыт — создания технологий для приведения в безопасное состояние и переработки радиационно опасных материалов — позволил нам успешно взяться за новые сложные задачи в рамках нацпроекта „Экология“. К обращению с отходами у нас общий подход: мы ликвидируем накопленный вред и строим инфраструктуру, которая там, где это возможно, позволит в дальнейшем серьезно сократить или вообще отказаться от практики накопления отходов за счет рециклинга. Наши технологии по энергетической утилизации позволяют возвращать в хозяйственный оборот даже такие материалы, которые уже невозможно превратить во вторсырье. Кроме того, заботясь об экологии, Росатом реализует и экономические задачи: создаваемые нами экотехнопарки — это новые производства, новые рабочие места и дополнительные возможности для социально-экономического развития регионов, где они строятся».
Андрей Лебедев рассказал о конкретных проектах, которые Росатом реализует в рамках нацпроекта «Экология»:
«С учетом компетенций Росатома, мы создаем сегодня единую систему обращения с опасными промышленными отходами I–II классов, где внедрен принцип единого окна и создан институт единого федерального оператора для всех участников рынка, что не только делает удобной работу по этому направлению, но и позволяет обеспечить ее прозрачность».
Основными достижениями Росатома в уходящем году при ликвидации накопленного вреда окружающей среде стали: завершение создания технологической инфраструктуры для утилизации и обезвреживания отходов в Красном Бору (Ленинградская обл.), начало строительства комплекса очистных сооружений на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, завершение демонтажа опасных наземных объектов на промплощадке «Усольехимпрома» и рекультивация шламонакопителя (Иркутская обл.).
Важной составляющей при реализации экологических проектов Андрей Лебедев назвал тесное взаимодействие с российскими научными организациями, поскольку оно позволило разработать технологии, в ряде случаев не имеющие аналогов в мире. А сотрудничество с российскими машиностроительными компаниями позволило в рекордные сроки обеспечить технологическую независимость от недружественных стран при реализации проектов строительства экотехнопарков. В частности, на площадках двух экотехнопарков Росатома — «Михайловский» (прежнее название — «Горный») в Саратовской области и «Щучье» в Курганской области — завершен монтаж основного технического оборудования для высокотемпературного обезвреживания отходов, на финальный этап вышла подготовка к индивидуальным испытаниям установок термического обезвреживания.
Убедительное лидерство российских высоких технологий отметил в своем выступлении Евгений Пидопригора:
«Ряд зарубежных стран, которые считают, что отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) — это „отходы“, в этой логике и действуют: строят пункты для захоронения ОЯТ. Российская же атомная отрасль исповедует другой подход: мы рассматриваем ОЯТ как ценный ресурс. Возможность обращения с опасными радиотоксичными элементами и повторное вовлечение регенерированных материалов в ядерный топливный цикл являются барьером на пути к замыканию ЯТЦ для многих стран — тех, у кого, в отличие от России, не в достаточной степени развиты соответствующие технологии. И здесь у нас есть повод для гордости, поскольку именно по этим направлениям наша страна — впереди планеты всей».
Представители Росатома рассказали о ситуации с развитием промышленных мощностей, позволяющих как регенерировать ядерное топливо, так и повторно его запускать в ядерный топливный цикл. Было отмечено, что на Белоярской АЭС уже целый год активная зона 4-го энергоблока Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-800 полностью загружена и работает на так называемом МОКС-топливе, произведенном из переработанных делящихся материалов с других станций. Там же, на Белоярской АЭС, планируется сооружение промышленного быстрого реактора БН-1200. Параллельно в рамках проекта «Прорыв» идет создание Опытно-демонстрационного энергокомплекса для отработки всех входящих в замкнутый ядерный топливный цикл технологий. Подобные энергокомплексы планируется как тиражировать в России, так и предлагать их глобальному рынку.
«Таким образом, наш подход и наши технологии по обращению с ОЯТ позволяют вместо захоронения извлечь из отработавшего топлива все ценное и снова запустить в оборот, а все радиотоксичные материалы обезопасить, абсолютно минимизировав при этом объем отходов», — заключил Евгений Пидопригора.
Выступление Юлии Михалевой было посвящено перспективам развития цикличной экономики в России. Она отметила, что у нас в стране экономика замкнутого цикла пока остается скорее предметом дискуссий профессионалов, мало проникая в повседневную жизнь обычных людей. По ее мнению, экономичному и экологичному потреблению по-прежнему не хватает продвижения в массы. Вместе с тем, как она отметила, статистика Nielsen обнадеживает: 38% потребителей в России сегодня заявляют, что стараются правильно утилизировать бытовые отходы, 29% практикуют раздельный сбор мусора, 23% полностью или частично отказываются от бытового пластика, 17% покупают местные продукты (что снижает нагрузку на транспорт и пр.). Эти тренды подтверждают также аналогичные цифры Центра изучения потребительского поведения Роскачества. По утверждению эксперта, попытка поначалу просто сэкономить деньги, разумно расходуя свет и воду, рано или поздно может привести к осознанному экономичному потреблению с гораздо более высокой мотивацией (сохранить природу и ресурсы планеты).