Общественные слушания материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства и эксплуатации II-ой очереди Ленинградской АЭС-2 – энергоблоков №3 и №4 – запланированы на 16 июня 2009 года.
С чем идёт на общественные слушания генпроектировщик и генподрядчик ЛАЭС-2 – Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ», – рассказывает главный инженер проекта ЛАЭС-2 Александр Михайлович Казарин.
- Александр Михайлович, что входит в компетенцию главного инженера проекта?
- Главный инженер проекта (ГИП) выполняет административные и технические функции, осуществляя общее руководство разработкой проекта ЛАЭС-2 на основании концепции «АЭС-2006». По этой же концепции в институте разрабатывается проектная документации Балтийской АЭС: решения, применяемые для ЛАЭС-2, будут применяться и для Балтийской АЭС. Естественно, ГИПу необходимо скоординировать работу по этим двум проектам. Наконец, главный инженер проекта несет, если хотите, моральную ответственность за принимаемые решения.
- Балтийская АЭС и вторая очередь ЛАЭС-2 не входили в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года». Какова нормативная база для разработки этих проектов?
- Вторая очередь Ленинградской АЭС-2 входила в ФЦП. В этой программе, рассчитанной до 2015 года, был прописан третий энергоблок, а четвертый рассматривался как развитие проекта в перспективе, за временными рамками ФЦП. Что касается Балтийской АЭС, то необходимость строительства атомной станции обоснована Программой развития Калининградской области. Концерном «Энергоатом» разработана «Декларация о намерениях инвестирования в строительство Балтийской АЭС». Эта декларация согласована с правительством Калининградской области, и Балтийская АЭС будет включена в Программу долгосрочной деятельности Госкорпорации «Росатом».
- Будут ли какие-либо различия между первой и второй очередями ЛАЭС-2?
- С точки зрения самих энергоблоков – реакторной установки, турбоустановки и основных технических решений – это, безусловно, объекты-аналоги, но отличия все-таки будут. Например, мы предполагаем для второй очереди использовать не две градирни на энергоблок, а одну. Возможны небольшие частные изменения.
- Когда руководители атомной отрасли обосновывают выбор энергоблока с ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор мощностью 1200 мегаватт — авт.) в качестве основного проекта развития атомной энергетики России на ближайшую перспективу, они говорят о его высокой степени готовности. Что это значит?
- Реакторная установка ВВЭР-1200 базируется на тех же принципах, что и ВВЭР-1000. В СССР, начиная с семидесятых годов прошлого столетия, с интервалом в один год была построена серия энергоблоков с этими реакторными установками: на Нововоронежской, Запорожской, Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Затем энергоблоки с ВВЭР-1000 были пущены на Калининской и Волгодонской АЭС. В последние годы два таких энергоблока были построены и введены в эксплуатацию на Тяньваньской АЭС в Китае, и два энергоблока строятся на АЭС «Куданкулам» в Индии. Весь опыт, накопленный при этом, реализуется в проекте ЛАЭС-2. Само построение технологических систем станции во многом базируется на ранее принятых решениях. Например, построение четырех каналов систем безопасности – это решение, апробированное на Тяньваньской АЭС. Добавление пассивных систем, апробированных при разработке проекта ВВЭР-640, – это то, что еще более выгодно отличает проект ЛАЭС-2 от проекта Тяньваньской АЭС с точки зрения безопасности. Кроме того, в проекте ЛАЭС-2 снят излишний консерватизм.
- Что это значит?
- Любой проект подразумевает определенные «запасы» на какое-то незнание, на отсутствие неких данных, которые могут быть получены, в том числе, и опытным путем. Так, например, у нас во всех нормативных документах присутствуют коэффициенты запаса, особенно для ответственных зданий и сооружений. Для реакторной установки повышенной мощности проекта «АЭС-2006» за короткое время были обоснованы необходимые параметры – они достигаются за счет принятия решений, аналогичных реакторной установке ВВЭР-1000. То есть с самого начала было понятно, что увеличить мощности и при этом выполнить требования по безопасности — реальная задача, которую можно решить в самое ближайшее время.
- EdF (ElectricitedeFrance )строит АЭС с реактором повышенной мощности – 1650 мегаватт. Не выгоднее ли и нам, с точки зрения экономики, поднимать мощность новых энергоблоков?
- Если мы говорим о более высокой мощности, то это уже не эволюционный проект. Это проект, который требует достаточно больших научно-исследовательских работ и обоснований. Кроме того, для АЭС такой мощности существуют проблемы с транспортировкой крупногабаритного оборудования – такого, как корпус реактора. Также надо отметить, что АЭС большой мощности востребованы в странах с развитыми и сильными энергосистемами – например, во Франции. В России энергосистема пока что более слабая, строительство энергоблоков большой мощности представляется делом несколько отдаленного будущего. Правда, в 2006 году был разработан так называемый базовый проект АЭС с реакторной установкой ВВЭР-1500, но вскоре было принято вполне разумное решение – развивать проект «АЭС-2006» с реактором мощностью 1200 мегаватт.
- При рассмотрении проекта «АЭС-2006» в качестве базового учитывалась способность отечественного машиностроения производить по два корпуса реактора в год и массу другого оборудования в соответствии с темпами ввода новых энергоблоков, предусмотренными ФЦП?
- Это был один из самых главных вопросов. Понятно, что существующие проектные институты обладают достаточно большим потенциалом и способны разработать проект в сжатые сроки. Основная проблема связана с готовностью машиностроения. Проанализировав мощности действующих предприятий и получив подтверждение «Ижорских заводов» о готовности выпускать не менее двух корпусов реакторов в год и аналогичное подтверждение от «Силовых машин», изготавливающих турбогенераторные установки, «Атомэнергопром» все же подстраховался. Чтобы не зависеть только от «Силовых машин», он создал совместное предприятие с фирмой «Alstom» по производству тихоходных турбин. Координацией разработки и производства наиболее ответственного оборудования с длительным циклом изготовления занимается Департамент единого заказчика, созданный «Атомэнергопромом» как раз в этой целью. Все отдают себе отчет в том, что способность машиностроения производить оборудование в соответствии с предусмотренными сроками – это отраслевая задача, и она, безусловно, решается.
- Во время общественных обсуждений в связи со строительством первой очереди ЛАЭС-2 представители экологических организаций задавали вопросы о применении градирен. Что сделано, чтобы снять эти вопросы?
- Хотел бы обратить внимание, что после общественных обсуждений мы прошли по каждому энергоблоку по три экологические экспертизы. Причем две экспертизы — Ростехнадзора. Выводы Ростехнадзора свидетельствуют: наш проект полностью соответствует нормативным документам в области охраны окружающей среды, в том числе – и в части градирен. Более того, в заключении Ростехнадзора отмечено, что нами принимаются необходимые проектные решения по сокращению выбросов из градирен, что влияние градирен на прилегающую территорию носит локальный характер. Но даже там, где оно носит локальный характер, не происходит, например, засоление почвы, видовое изменение растительности. Также проект двух первых энергоблоков ЛАЭС-2 получил положительное заключение «Главгосэкспертизы», которая рассматривала и экологическую часть.
На общественных обсуждениях по первой очереди мы говорили, что проводим расчеты по воздействию градирен на окружающую среду и имеем пока лишь предварительные выводы. Сейчас мы можем достаточно уверенно говорить о том, что нами проведены все расчеты с учетом строительства четырех энергоблоков и что влияние градирен на прилегающую территорию очень незначительно. Выпадения от градирен будут пренебрежительно малы по сравнению с атмосферными осадками, которые характерны для данного района. Эти выпадения с градирен даже меньше той влаги, которую приносит ветер с Финского залива. На предстоящих общественных обсуждениях по второй очереди ЛАЭС-2 мы покажем результаты расчетов, постараемся более подробно осветить этот вопрос, чтобы успокоить тех, кого он волнует.
- С началом строительства первой очереди ЛАЭС-2 возникли новые вопросы: о полигонах для размещения строительного мусора, о местах размещения грунта со строительной площадки, о состоянии автодорог, которые используются при строительстве, о воздействии на окружающую среду автотранспорта, задействованного на строительстве. Что Вы об этом скажете?
- Нашим проектом предусмотрено строительство полигона для размещения промышленных отходов, то есть тех отходов, которые будут поступать со станции, когда она будет введена в эксплуатацию. Отмечу сразу же, что это нерадиоактивные отходы. Организации, работающие на площадке строительства, складируют отходы, образующиеся в период строительства, на лицензированных полигонах, с которыми у них заключены договоры.
Что касается размещения излишков грунтов, то на начальном этапе с этим действительно были проблемы. Сейчас эти проблемы решены – грунты были исследованы на химическое и радиологическое загрязнение, получен сертификат на право их дальнейшего использования. То есть грунты из отходов были переведены в разряд строительных материалов. Применение им нашли – для рекультивации карьеров. Это делается в соответствии с договором, заключенным дирекцией строящейся станции.
То, что вызывает обеспокоенность и местной администрации, и жителей близлежащих территорий, связано с несанкционированным складированием грунтов в местах, которые для этого не предусмотрены. Это, наверное, издержки роста подрядных организаций, то есть результат того, что не было достаточного контроля за теми, кто вывозит грунт. Сейчас чуть ли не каждая машина снабжена современными системами навигации. Можно достоверно отслеживать, куда что вывозится. Надеюсь, в дальнейшем таких проблем не будет - правительством Ленобласти определена областная компания, которая занимается утилизацией грунтов. Соответственно, будут определены места, куда будут вывозиться грунты с площадки.
Что касается автодороги в объезд города Сосновый Бор, то она предусмотрена в проекте строительства ЛАЭС-2. Трасса автодорожного обхода согласована с администрациями Соснового Бора и Ломоносовского района. Проводятся необходимые изыскания, выпускается проектная документация, и, я думаю, в начале следующего года начнется строительство, чтобы к моменту пуска первого энергоблока ЛАЭС-2 этот автодорожный обход был построен. То же самое касается переноса участка железной дороги. Так как необходимо исключить техногенное влияние железной дороги на новые энергоблоки, она должна быть отнесена от электростанции. Трасса согласована с Управлением Октябрьской железной дороги, и сейчас проводятся необходимые проектно-изыскательские работы.
- На первых общественных обсуждениях по ЛАЭС-2, которые прошли два с половиной года назад, «Росатому» был дан наказ – обеспечить город Сосновый Бор надежным водоснабжением. Что сделано для этого?
- По нормам гражданской обороны, подземный защищенный водоисточник мы должны включить в проект. В соответствии с этими нормами, в случае чрезвычайной ситуации мы обязаны обеспечивать определенный расход воды в расчете на каждого жителя. Но администрация города поставила вопрос шире, а именно: перевести весь Сосновый Бор на водоснабжение из подземного источника, оставив водоснабжение промзоны из реки Систа. Сейчас проводятся работы, чтобы определить, где можно взять воду в районе деревни Карстолово. Источник будет разведан и спроектирован.
- Раз мы заговорили о чрезвычайной ситуации, то скажите, каков, по-Вашему, «запас прочности» новых энергоблоков?
- Новые энергоблоки обладают беспрецедентными мерами по обеспечению безопасности. ЛАЭС-2 — это аналог Тяньваньской АЭС в Китае, построенной по нашему проекту. Не буду останавливаться на особенностях систем безопасности, отмечу лишь, что в проекте Тяньваньской АЭС впервые была предусмотрена так называемая «ловушка» — устройство локализации расплава активной зоны, которое позволяет удержать продукты деления внутри защитной оболочки АЭС даже при самых тяжелых инцидентах. Проект ЛАЭС-2 — это удачная комбинация активных и пассивных систем безопасности ( последние действуют на основе естественных законов физики, без участия человека, и им не требуется электричество — ред.). Нигде в мире не строят ни одной станции по проекту, подобному ЛАЭС-2, с точки зрения оснащения такими дополнительными системами безопасности.
- Что можно сказать о выбросах радионуклидов в атмосферу и сбросах в водоемы, возможных при нормальной эксплуатации ЛАЭС-2?
- При нормальной эксплуатации воздействие суммарных выбросов радионуклидов новых энергоблоков за пределами площадки не будет превышать примерно 0,2% от естественного радиационного фона, то есть эта величина пренебрежимо мала. Ее даже очень сложно зафиксировать приборами радиационного контроля, хотя, безусловно, проводится постоянный мониторинг радиационной обстановки. Можно сказать, что в нормальных условиях эксплуатации станция практически не влияет на естественную радиационную обстановку. По сбросам точно такая же ситуация.
- Что предусмотрено проектом для обращения с радиоактивными отходами (РАО)?
- На площадке ЛАЭС-2 предусмотрены системы переработки и жидких, и твердых, и газообразных РАО. Следствием реализации в проекте ряда новых технологий явилось значительное уменьшение общего объема жидких, твердых (за исключением отработавшего топлива) и газообразных отходов, образующихся при работе станции во всех проектных режимах. Проектом предусмотрена система отверждения жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Она предусматривает возможность концентрирования кубового остатка, перемешивания его с цементом и расфасовку цементного компаунда в бетонные невозвратные защитные контейнеры. Невозвратные защитные контейнеры предназначены для временного хранения РАО на площадке АЭС и последующего транспортирования с площадки станции на специализированные предприятия для окончательного захоронения. Так делается во всем мире.
- Общественные обсуждения по первой очереди ЛАЭС-2 прошли в иной социально-экономической ситуации. Появился опыт строительства новой станции. Есть у вас настороженность в связи с этим?
- Я не сказал бы, что есть какая-то настороженность. Хотя мы понимаем, что два с половиной года назад обстановка была несколько иная. Наверное, сейчас и вопросы будут более жесткие, и позиция, может быть, у кого-то изменилась по тем или иным причинам. Но общественные обсуждения существуют именно для того, чтобы напрямую разговаривать с людьми и доносить до них свою позицию. За истекшее с начала строительства ЛАЭС-2 время мне доводилось читать в разных средствах массовой информации вещи, которые, мягко скажем, не соответствуют действительности. Прямой диалог поможет достичь понимания. Причем он может и будет происходить с общественностью и до, и после 16 июня. Нам есть о чем рассказать. И если мы услышим конструктивные предложения, безусловно, будем учитывать их в своей работе.
Интервью взяла Ольга Петрова.