16 июня 2009 года в городе Сосновый Бор пройдут общественные слушания по проекту строительства энергоблоков №№ 3 и 4 Ленинградской АЭС-2. Реализация новой программы развития атомной энергетики России станет новым этапом для Ленинградской атомной станции, откроет второе дыхание городу атомщиков.
Накануне слушаний мы попросили вице-губернатора Ленинградской области, руководителя Регионального штаба строительства ЛАЭС-2 Николая Ивановича Пасяду рассказать подробнее об этом проекте и различных аспектах его реализации.
- Николай Иванович, несмотря на финансовый кризис, российские строители и инвесторы продолжают реализацию крупных инвестиционных проектов в регионе. Как Вы оцениваете, например, перспективу проекта строительства замещающих мощностей Ленинградской АЭС, более известного как ЛАЭС-2?
- Необходимость строительства новой АЭС связана с окончанием срока эксплуатации энергоблоков действующей станции, поэтому этот проект – стратегический и будет реализовываться, несмотря на временные финансовые трудности. Финансирование строительства будет вестись в соответствии с программой деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы). В 2009 году планируется освоить более 16 млрд. рублей – значительно больше, чем в прошлом году. Напомню, что в ходе строительных работ за 2008 год с учетом подготовительного периода 2007 года освоено почти 9 миллиардов рублей. Таким образом, в текущем году будет освоено почти в два раза больше средств, чем в предыдущем.
В сооружении замещающих мощностей участвуют более 1000 специалистов, 18 субподрядных организаций. В этом году масштабы строительства потребуют дополнительного увеличения числа специалистов.
Проект строительства Ленинградской АЭС-2 – крупнейшая стройка региона. Более того, это проект федерального уровня, и перспектива его реализации несомненно высока.
Сегодня Ленинградская АЭС эксплуатирует четыре энергоблока мощностью 1 ГВт каждый с реакторами типа РБМК. Необходимость строительства новой АЭС связана с окончанием срока эксплуатации энергоблоков действующей станции. Блок № 1 будет остановлен в 2018 году, а блок № 2 – в 2020-м. Новая станция будет оборудована блоками типа ВВЭР мощностью 1170 МВт каждый. Первый из них должен быть введен в 2013 году.
Замещающие мощности Ленинградской АЭС, проект ЛАЭС-2 с водо-водяными энергетическими реакторами усовершенствованного типа должны стать надежным источником электроэнергии для Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других регионов Северо-Запада России до конца XXI века.
- В чем, на Ваш взгляд, возможно содействие в реализации проекта Ленинградской АЭС-2 со стороны региональных властей?
- Распоряжением губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова создан Региональный координационный штаб по строительству Ленинградской АЭС-2, первое выездное заседание которого прошло 24 марта 2009 года в городе Сосновый Бор. Создан специальный орган, координирующий строительство с участием не только структур концерна «Энергоатом», но и руководителей областного правительства, муниципалитетов. Участие представителей региональных и местных властей – принципиальное отличие регионального штаба от оперативного, который проводится на регулярной основе.
На заседании координационного штаба обсуждались реализация инвестиционной программы строительства ЛАЭС-2 в 2008 году, план работ и инвестиций на 2009 год и, что очень важно, вопросы строительства инфраструктуры - сетевого комплекса для выдачи мощности новой станции, нового источника хозяйственно-питьевого водоснабжения Соснового Бора, транзитной перевозки грузов и автодорожного обхода городского округа.
Об этом чуть подробнее. Параллельно с сооружением новой атомной станции должно вестись и строительство электросетевого комплекса в рамках инвестиционной программы Федеральной сетевой компании. Энергия от новой станции должна пойти в народное хозяйство, дойти до потребителя, что делает осмысленным все ее строительство. Для транспортировки энергии нужно построить линии электропередач мощностью 330 кВ и распределительные устройства - 750 кВ. Направления выдачи мощности определены схемой развития электросетевого хозяйства до 2020 года. Будут задействованы многие подстанции Северо-Запада. В данный момент схема выдачи мощности от ЛАЭС-2 согласовывается в Федеральной сетевой компании ЕЭС.
Разработана также концепция хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Сосновоборского городского округа с учетом развития предприятий атомной энергетики. Предусмотрено строительство нового водозабора из Ордовицкого водоносного горизонта, водовода по территориям Волосовского, Ломоносовского районов к Сосновому Бору, насосной станции и станции обеззараживания воды. После проведения дополнительных исследований и проектирования можно будет начать работы по сооружению комплекса водоснабжения с тем, чтобы ввести его в эксплуатацию к готовности первого энергоблока ЛАЭС-2.
Актуальной остается и реализация проекта строительства объездной автодороги второй категории с развязками вокруг Соснового Бора. Автодорога позволит вынести транспортный поток от жилой застройки.
Мы определили, какие вопросы есть к органам государственной власти Ленинградской области и местному самоуправлению: по отводам земельных участков, по согласованиям и прохождению необходимых экспертиз проекта. Наметили дальнейшие вопросы для решения на уровне Правительства Ленинградской области и муниципалитетов, чтобы снять возможные сдерживающие факторы при реализации проекта строительства ЛАЭС-2.
Отдельной масштабной темой нового строительства становится вопрос о размещении миллионов тонн грунта, извлекаемого при формировании котлованов новых энергоблоков. В настоящее время соответствующими комитетами Правительства Ленинградской области строителям ЛАЭС-2 предложено использовать возможности специализированной управляющей компании по обращению с отходами (создана распоряжением Правительства Ленинградской области» № 41-р от 13.02.2008 г.), которая сможет принять почвогрунты в объеме до 1,5 миллионов кубометров с соблюдением необходимых экологических требований. Прорабатываются и другие варианты решения этой проблемы, связанные уже с перспективой строительства энергоблоков №№ 3 и 4 Ленинградской АЭС-2. Можно использовать почвогрунты и для строительства технологических дорог там, где ведется добыча полезных ископаемых или заготовление леса.
- Вы упомянули экологические аспекты строительства. Ваше отношение к высказываниям общественных экологов об ухудшении экологической ситуации в местах новых строительств?
- Предусматриваемые при проектировании технические решения, обеспечивающие ядерную и радиационную безопасность объекта, будут гарантировать уровень безопасности населения, персонала и окружающей природной среды, соответствующей требованиям Закона о радиационной безопасности, нормативной документации Российской Федерации и международным рекомендациям МКРЗ и МАГАТЭ в этой области.
Для независимого контроля радиационной обстановки в зоне наблюдения предусматриваются использование и расширение как существующих на действующей Ленинградской атомной электростанции системы радиационного контроля окружающей среды (РКОС) и автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на местности (АСКРО), так и аналогичных систем органов государственного контроля (Роспотребнадзора, Росгидромета и Ростехнадзора) с доступностью для общественности.
Думаю, опасения экологов напрасны, для ответов на все возможные вопросы и будут проводиться общественные слушания в июне.
- Достаточен ли, на Ваш взгляд, потенциал регионального строительного комплекса для реализации столь специфического проекта, как строительство новой атомной станции? Обеспечен ли проект трудовыми ресурсами?
- Для сооружения новых энергоблоков необходима численность строительно-монтажного персонала до 8000 человек в пиковый период строительства. Для выполнения строительно-монтажных работ намечаются подготовка и использование местных и привлекаемых из других регионов подрядных организаций, обладающих опытом строительства АЭС. Единственное пожелание, которое необходимо для оптимизации налоговых поступлений, – регистрация подразделений субподрядных организаций, приминающих участие в строительстве, в муниципальном образовании Сосновый Бор.
Для комплектации эксплуатационного персонала новой станции предусматривается также подготовка специалистов, в основном, на базе системы среднего и высшего профессионального образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также системы повышения квалификации Концерна Энергоатом.
Кстати, создание новых рабочих мест в городе атомщиков повлечет за собой и строительство дополнительного жилья, создание объектов социальной инфраструктуры для Соснового Бора, поэтому мы и говорим о привлечении в этот городской округ дополнительных налоговых поступлений.
Сегодня ЛАЭС обеспечивает работой или заказами до 60% трудоспособного населения города, т.е. является градообразующим предприятием.
В 2008 году ЛАЭС сохранила вторую позицию среди атомных станций России по объемам прямых выплат налогов и платежей в региональный и местный бюджеты. Станция играет существенную роль в экономике и бюджетной системе региона, обеспечивает почти половину объемов электрической энергии, поставляемой в Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
Реализация общегосударственного проекта строительства Ленинградской АЭС-2 стоимостью в сотни миллиардов рублей не только обеспечит необходимыми заказами предприятия строительной отрасли и энергомашиностроения, но и станет основной отправной точкой развития энергетики Северо-Запада России.
Подготовили Борис Бобылёв, Эльвира Гусева