О новой программе МВА по управлению высокотехнологическими проектами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) рассказывает директор Научно-методического центра «Управление карьерами» НОУ «ЦИПК», руководитель проекта Школа ЯРБ П.В. Малиновский.
- В последнее время в Госкорпорации «Росатом» развертывается серия кадровых проектов (стратегическая сессия по развитию лидеров, формируется «Золотой кадровый резерв», проводятся различные конкурсы). Какое место в этом ряду занимает проект Школа Ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ), в рамках которого впервые в атомной отрасли реализуется пилотный курс МВА (Master of Business Administration, мастер делового администрирования) по управлению высокотехнологическими проектами в области обеспечения ЯРБ?
- Начну с актуальности этого курса. Решения Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 22 июля 2009 г. в Сарове определили приоритетные задачи развития атомной отрасли страны. Среди них – формирование новой технологической платформы на базе быстрых реакторов и замыкании ЯТЦ, модернизация ВВЭР. Однако ряд ключевых задач уже сейчас решается в рамках реализации ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»: отработка технологий обращения с ОЯТ, вывода из эксплуатации ядерных объектов, обращения с РАО, включая окончательную изоляцию (захоронение) высокоактивных РАО. На ведущих предприятиях Госкорпрации создаются опытно-демонстрационные центры с целью отработать базовые элементы этих технологий, освоить производственные режимы и оформить права интеллектуальной собственности на единую технологию. Но важнейший вопрос: кто будет реализовывать эти технологии, рассчитанные на десятилетия и столетия?
Необходимость комплексного решения этих технологических задач, минимизации рисков в соответствии с нормами культуры безопасности, обязательный учет логики экономического развития, готовность эффективно осуществлять долговременное сотрудничество с заинтересованными сторонами – эти требования к кадровому ядру инновационных проектов мы прояснили еще в 2008 году, когда проводили стратегические сессии, создавая Школу ЯРБ. И если первоначально Школа ЯРБ, научным руководителем которой стал директор Департамента ЯРБ А.М.Агапов, замышлялась в первую очередь как механизм воспроизводства критических знаний, то анализ ситуации реализации ФЦП «Обеспечение ЯРБ» заставил уточнить приоритеты. Стало понятно, что существующая отраслевая система профессиональной подготовки и переподготовки не может полностью обеспечить нас кадрами должного уровня. В этом году в рамках НИР «Разработка и организация опытной эксплуатации обучающих программ для создания кадрового резерва персонала по обеспечению ядерной и радиационной безопасности» будет проведен анализ тенденций развития системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала по обеспечению ЯРБ, на основе отраслевой карты ключевых компетенций сформулированы предложения по ее совершенствованию. Модернизацию же этой системы начнем с воссоздания отсутствующего звена постдипломного образования – курса МВА «Управление высокотехнологическими проектами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности».
Замечу, что в атомной отрасли в 2001-2003 гг. предпринимались попытки создать это звено управленческого образования, в том числе и на основе международной кооперации («ядерный МВА»). Сейчас мы должны, чтобы обеспечить глобальную конкурентоспособность Госкорпорации, форсировать решение этой задачи.
- В чем специфика разрабатываемого курса МВА? Насколько он соответствует мировым стандартам?
- Разразившийся глобальный кризис заставил руководителей бизнес-образования приступить к пересмотру сложившихся стандартов. Осенью прошлого года ведущая в мире Гарвардская бизнес-школа (США) организовала дискуссию, в ходе которой были подвергнуты критике: излишний «академизм» (оторванность от практики, узкая ориентация на дисциплинарные стандарты или требования конкретной отрасли), недооценка интенсивной работы в небольших группах, дефицит критического и творческого мышления, а также коммуникативных навыков у обучаемых. Поворот от индивидуального усвоения знаний к практическому обучению действием – так можно суммировать эти тренды. И разрабатываемый нами курс МВА ориентирован на обучение в первую очередь «на рабочих местах», с обязательным включением в реализацию конкретных проектов. Фактически, это означает, что мы должны активно использовать дистанционные формы обучения, а, значит, делать ставку на освоение методов самообразования.
Вместе с тем, мировая практика МВА в области управления высокотехнологическими проектами показывает, что эффективная подготовка многопрофессиональных коллективов (проектных команд) возможна только на основе тесной кооперации образовательных, научных, проектных и производственных организаций. Мы приглашаем к сотрудничеству при разработке программы МБА «Управления высокотехнологическими проектами в области обеспечения ЯРБ» лучших экспертов в проектировании систем ядерной и радиационной безопасности Госкорпорации «Росатом». Причем понятно, что в эту кооперацию мы должны будем включить и организации, которые обладают компетенциями, отсутствующими в нашей отрасли. Например, реализацию высокотехнологических проектов лучше строить согласно стандартам системной инженерии (и тогда проектирование цикла жизни АЭС придется начинать, учитывая требования вывода ее из эксплуатации), но эту дисциплину никто не преподает в отраслевых учебных учреждениях. Благодаря такой кооперации мы сможем формировать образовательные модули под конкретные инновационные проекты, осуществляя синтез отраслевого и лучшего мирового опыта. А перенос передового опыта позволит достаточно быстро выстроить отраслевую систему постдипломного образования (МВА различного профиля), дополнить образовательную инфраструктуру атомной отрасли, которая формируется вокруг НИЯУ-МИФИ.
- Насколько значима эта межотраслевая кооперация на начальной фазе реализации образовательного проекта? Чем обусловлен выбор партнеров?
- Первая проблема, с которой сталкивается инициатор создания курсов МВА, - это найти организацию, имеющую многолетний и успешный опыт работы на рынке бизнес-образования. В нашей стране есть пионеры на этом рынке – например, МИРБИС предлагает курс «МВА Управление высокотехнологичными инновационными проектами». Но мы предпочли кооперативную связку АНХ при Правительстве Российской Федерации и Инновационного центра МФТИ, поскольку отрасль уже многие годы плодотворно сотрудничает с этими образовательными организациями, а один из инициаторов нашего курса МВА директор ИБРАЭ РАН Л.А. Большов заведует базовой кафедрой МФТИ «Проблемы безопасного развития современных энергетических технологий». Но список партнеров, естественно, открыт: например, помимо системной инженерии, нам понадобится и финансовая инженерия. Как без нее рассчитывать инвестиционные риски для проектов, имеющих столетние циклы жизни?
- На кого рассчитан этот пилотный курс МВА и кто будет оплачивать образовательную программу?
- Курс рассчитан на подготовку кадрового резерва в организациях Госкорпорации, которые вовлечены в реализацию высокотехнологических проектов в области обеспечения ЯРБ. Отбор участников этого пилотного курса мы начали еще в прошлом году, продолжили на стратегических сессиях по развитию лидерства и новой технологической платформе в этом году. Наконец почти два десятка работников отрасли и вузов прислали аналитические записки по тематике ЯРБ, и всех этих кандидатов теперь приглашаем на стратегическую сессию, которая пройдет в НОУ «ЦИПК» (г. Обнинск) 24 - 29 августа. Окончательный состав участников пилотного курса будет сформирован в ноябре, поэтому мы ждем новых кандидатов. Наша задача – создать под 5-6 реальных проектов учебные группы, общей численностью 25-30 человек.
Не менее сложная задача – это формирование образовательного коллектива. В него помимо преподавателей, которые будут вести стандартные курсы, мы предполагаем включить практиков – руководителей и разработчиков упомянутых проектов. Кроме того, нам придется в ходе стратегической сессии отобрать и подготовить наставников, кураторов и тьюторов для организации учебного процесса на рабочих местах. Так что мобилизация экспертного потенциала – ключевое условие успеха курса МВА.
Что касается оплаты образовательных услуг, то рыночная цена подобного двухлетнего курса колеблется в диапазоне 450-500 тыс. рублей. Пока основные издержки покрываются из средств ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», организации оплачивают командировочные расходы. Кроме того, с разработчиками курса МВА и кураторами (наставниками), которые будут сопровождать обучение на рабочих местах (стажировки на проектных площадках), ЦИПК готов заключать отдельные контракты по согласованию с руководством организаций. Научный руководитель разработки курса МВА «Управление высокотехнологическими проектами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности» ректор ЦИПК Ю.Н. Селезнев с командой нашего проекта в настоящее время отлаживает этот сложный инвестиционный процесс. Инвестиции в человеческий и культурный капитал Госкорпорации должны дать атомной отрасли эффективные управленческие и проектные команды. Ведь данная программа МВА может стать базовой для пакета аналогичных программ специализированной профессиональной переподготовки в области ЯРБ, и шире – в управлении высокотехнологическими проектами.
- Как планируется организовать пилотный проект МВА: сроки, этапы, результаты?
- В 2009 году мы должны разработать концепцию курса, программу и учебные материалы первого обучения. Это большой объем. Но без апробации этого материала мы не сможем двигаться дальше, поскольку главный результат первого года – это учебные группы, которые включены в работу над проектами. Итогом же двухлетнего обучения (всего четыре семестра, восемь восьмидневных сессий, стажировки на проектных площадках) должны стать дипломные работы, связанные с тематикой проектов.
Наш первый семестр, пока учебные группы еще формируются, будет состоять из трех модулей (учебных сессий). И учащийся помимо стратегической сессии обязан принять участие хотя бы в одной из этих учебных сессий, а также выполнить задание по одному из проектов (для этого может понадобиться стажировка на проектной площадке), чтобы набрать необходимый минимум часов аудиторных занятий за первый семестр.
Возможен и вариант, когда кандидат, который не сможет прибыть на стратегическую сессию 24-29 августа в Обнинске, примет участие в двух учебных сессиях и выполнит задание по одному из проектов. Но информацию об этом нам следует иметь в начале сентября, чтобы оформить соответствующий приказ по АНХ.
Проведение учебных сессий по пилотному курсу планируется в следующие сроки: 20-29 сентября - НОУ ИДПО «АТОМПРОФ» (Санкт-Петербург); 17-25 октября - ИБРАЭ РАН, Центр «Спасатель» (пос. Быковка, Подольский р-н, Московская обл.) и 5-12 ноября - ФГУП «ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская обл.). Но чтобы попасть в число обучающихся, следует стать участником стратегической сессии Школы ЯРБ, которая пройдет в НОУ «ЦИПК» 24-29 августа. По ее итогам будет издан приказ по АНХ о зачислении на курс МВА.
Достоинство дистанционной формы обучения – гибкие сроки образовательного процесса. И если вы не смогли уложиться в программу какого-нибудь семестра, обучение может быть продлено. Даже если участники пилотного проекта не смогут пройти всю программу МВА, они получат соответствующий сертификат о прохождении курсов повышения квалификации по каждому из образовательных модулей, в которых приняли участие. Так что приглашаем вас в Обнинск!