Специалисты японской АЭС "Фукусима-1", ранее эвакуированные со станции из-за повышения уровня радиации, вернулись на атомный объект. Начиная с субботы на АЭС "Фукусимы" произошли взрывы на первом, втором и третьем энергоблоках и пожар на четвертом энергоблоке. В некоторых городах уровень радиации превышает норму в 300 раз. Насколько эффективно и безопасно сейчас тушить пожары и вообще возможно ли потушить их и охладить реактор, в эфире "Вестей ФМ" рассказал директор Института проблем безопасности развития атомной энергетики РАН Леонид Большов.
"Вести ФМ": Леонид Александрович, многие эксперты заявляют, что события в Японии пошли по худшему сценарию. Вы согласны с такой точкой зрения?
Большов: Да, были варианты более благоприятного развития, сейчас ситуация достаточно тяжелая. Тем не менее, вот те превышения, которые вы только что называли, в 300 раз, в 500 раз – это время прохождения облака, это мощность дозы. А полная доза, которая набирается за те 2-3 часа, когда проходит это облако, по-прежнему, очень маленькая. Вот передо мной справочка по префектуре Ибараки. Ночью от пожара на четвертом блоке доза за время прохождения облака на человека составила 4 микрозиверта. Напоминаю, что разрешенный уровень техногенного облучения 1 милизиверт в год, то есть это ничтожная доза интегральная.
"Вести ФМ": Иными словами, угрозы для жизни людей, которые сейчас в Японии находятся, нет?
Большов: Для тех зон, которые далеко от площадки, никакой угрозы нет. Абсолютно.
"Вести ФМ": Далеко – это на каком отдалении?
Большов: Вы знаете, начиная с 10 километров, где-то 20 километров, то есть как раз вне зоны отчуждения, есть повышение на какое-то время, но каких-нибудь последствий для здоровья не должно быть. На самой площадке фон повышен. То, что происходил вывод персонала со станции, объяется неким повышением дозы, но для прошедших ликвидацию Чернобыльской аварии, конечно, эти дозы кажутся весьма и весьма скромными.
"Вести ФМ": Леонид Александрович, скажите нам, пожалуйста, как можно охладить этот самый реактор? Уже приходят сообщения о том, что с вертолетов заливают бассейн борной кислотой. Поясните, пожалуйста, зачем это делается?
Большов: Борная кислота – это как предосторожности для того, чтобы предотвратить в любом самом невероятном случае цепную реакцию в разрушенной части зоны, которая может переместиться, оказаться на дне реактора. Вообще говоря, охлаждать реактор необходимо для того, чтобы не плавилось топливо, не происходил выброс продуктов деления из зоны реактора. Дело в том, что после остановки цепной реакции в работающем реакторе стержни продолжают выделять тепло благодаря тому, что вот эти продукты деления распадаются и, распадаясь, выделяют энергию. Эта энергия нагревает стержни, чтобы они не перегревались, их нужно охлаждать. Охлаждают их водой.