- Владимир Борисович, какими были первые шаги ОАО «Точмаш» по вхождению в Топливную компанию?
- Вхождение в Топливную компанию стало результатом планомерного пути нашего предприятия. В 2006 году завод вошёл в состав Госкорпорации «Росатом». Затем в структуре Росатома началось формирование Топливной компании на базе ОАО «ТВЭЛ», в которую вошли производственные и научные активы в сфере фабрикации ядерного топлива, разделительно-сублиматного комплекса, а также производства газовых центрифуг и оборудования к ним. Логично, что «Точмаш» вошёл в контур этой компании как одно из предприятий «Русской газовой центрифуги».
Перед Топливной компанией стоят амбициозные задачи по укреплению её позиций на мировом рынке. Для этого предприятиям, вошедшим в состав ТК, в том числе и «Точмашу», приходится полностью менять стратегию своего развития. Мы присоединились к изучению передового опыта ведущих мировых компаний и успешно влились в процесс создания Нового облика ТК. Для нас была разработана долгосрочная программа развития, которая сейчас успешно реализуется.
- Какие вопросы поднимались на встречах с руководителями ОАО «ТВЭЛ» в ходе их визитов на Точмаш?
- Обсуждался самый широкий спектр вопросов, связанных с дальнейшим развитием нашего предприятия. Прежде всего, это были вопросы стратегические, которые касались общего вектора движения «Точмаша», его места в структуре Топливной компании и Росатоме в целом. В обязательном порядке обсуждали вопросы социального (заработная плата, численность персонала, социальная сфера ит.д.), производственного характера, поднималась тема технического развития и модернизации «Точмаша», вопросы по освоению новых видов продукции, а также взаимодействие с органами местного самоуправления. Руководство Топливной компании всегда содействовало и продолжает содействовать решению этих вопросов.
Перед нами была поставлена чёткая задача, выполнение которой – единственное условие выживания и дальнейшего развития завода на современном рынке: предприятие обязано быть эффективным. А вот каким путём идти к эффективности, что и как делать в первую очередь – в этих вопросах руководство топливной компании оказывает нам неоценимую поддержку. Мы в свою очередь всегда предлагаем свои пути решения, и если они совпадают с заданным вектором развития ТК, то мы получаем всестороннюю помощь от «ТВЭЛа».
- Параллельно с созданием Топливной компании, шедшим в течение прошлого года, на предприятиях была начата реализация программы «Новый облик». Как отнеслась администрация города и региона к преобразованиям? Как решались и продолжают решаться вопросы взаимодействия?
- Изначально все планы по дальнейшему развитию нашего завода обсуждались с администрацией региона. У «ТВЭЛа» большой опыт такого общения, ведь в структуре ТК много предприятий, в том числе и расположенных в закрытых территориальных образованиях. Скажу честно, руководство нашей области не сразу оценило идеи, предложенные «ТВЭЛОм». Взаимопонимание достигалось в процессе переговоров и обсуждений. Но Топливной компании удалось доказать, что предлагаемые перемены – это единственный способ сохранить завод, который в скором времени просто не смог бы выжить в жёстких условиях современного рынка. Сейчас мы работаем в одной связке с областными властями, регулярно встречаемся, обмениваемся информацией, озвучиваем существующие проблемы и вместе находим решение. Основная зона нашего взаимодействия – это создаваемый на базе «Точмаша» Промпарк. Цель создания такого парка – образование центра наукоёмких и высокотехнологичных производств. Областные власти помогают нам привлекать инвесторов. Одним из результатов нашей совместной работы стало недавнее заключение договора с российско-израильской компанией «MCLR». Сейчас ведутся переговоры с ведущим французским поставщиком тормозных систем для автомобильной промышленности, а также с одной из прибалтийских компаний, разрабатывающей интеллектуальные приборы учёта.
Администрация области содействует созданию Промпарка, предлагая нашим партнёрам льготные условия налогообложения. Я уверен, что благодаря совместным усилиям администрации города Владимира, Владимирской области, ТК «ТВЭЛ» и самого «Точмаша» мы сможем достигнуть всех поставленных целей наиболее эффективным способом.
- Какие наиболее сложные моменты в процессе создания Топливной компании и начала реализации программы «Новый облик» вы отметили бы?
- Лично для меня наиболее сложным моментом была необходимость оптимизации численности работников. Процесс болезненный, но неизбежный. У нас ведь было много низко квалифицированных рабочих, малая эффективность и производительность труда. Мы не могли себе позволить и дальше работать в таких условиях, иначе предприятие потеряло бы конкурентоспособность. Этот процесс шёл по всем сферам: коснулся и рабочих, и ИТР, и управленцев. В процессе высвобождения персонала мы старались заботиться о каждом. В этом нам помогает уникальная программа аутплейсмента (профессиональной помощи сотрудникам, увольняющимся с предприятия, в поисках нового места работы), благодаря которой люди получают не только консультационную, информационную, но и психологическую поддержку.
Другая проблема – менталитет. Привыкнув работать по старому в течение десятков лет, люди не могут сразу принять необходимость что-то менять. Первое время перемены воспринимались в штыки. Люди твердили одно: «Мы всегда так жили». Но со временем понимание приходит. И в этом нам помогают лидеры, которые находятся в коллективах и поддерживают необходимые перемены, они словом и делом убеждают своих коллег идти в ногу с предприятием, помогать заводу развиваться, а не причитать и тянуть его в бездну. Лично я таким людям очень благодарен.
- Каковы планы по развитию ДЗО?
- Идея вывода дочерних обществ назрела давно. В советское время вокруг основного производства наросло много вспомогательных, которые с годами в большинстве своём стали балластом, из-за которого себестоимость продукции росла как на дрожжах, и мы начинали уступать конкурентам. Сейчас у нас создано 4 ДЗО. Большинство из них работает на материнскую компании и мы оказываем им всестороннюю поддержку, но со временем от этого отойдём. Когда «дочки», что называется, «оперятся» и выразят готовность работать самостоятельно, мы дадим им такую возможность.
Сейчас ДЗО надо заниматься наращиванием объёмов производства, то есть искать новых клиентов за пределами «Точмаша». Без модернизации и технического развития они этого сделать не смогут. Поэтому перед ними поставлена задача до конца года разработать планы развития на 3 года (речь идёт о замене основных фондов, переходе на новые технологии, обучении персонала, освоении новых видов продукции или расширении клиентской базы). Деньги на их реализацию будем находить в бюджетах самих «дочек». Мы хотим, чтобы наши дочки были конкурентоспособными, использовали современные технологии. Компетенций пока не хватает, поэтому «Точмаш» будет им помогать и в этом.
- Руководством ОАО «ТВЭЛ» в 2011 году было принято решение сосредоточить газоцентрифужное производство на КМЗ. Какими вы видите перспективы развития завода?
- Признаюсь честно, я считаю решение управляющей компании по передаче производства ГЦ на ковровский завод – единственно верным в сложившейся ситуации. Если бы на «Точмаше» всё оставалась по-прежнему ещё лет пять, то завод было бы уже не вернуть. Решение было принято не сразу: «ТВЭЛ» сравнивал всех трех производителей центрифуги, и пришёл к выводу, что только «Точмаш» сможет наиболее безболезненно, плавно перейти на новый уровень развития. С нашим производственным, технологическим, кадровым потенциалом мы можем стать плацдармом для создания абсолютно нового, высокотехнологичного, современного предприятия. Если бы центрифугу оставили на «Точмаше», то КМЗ или УЗГЦ пришлось бы закрывать, а работников – отправлять искать другую работу, поскольку эти предприятия являются монопроизводствами и кроме этого изделия практически ничего больше не выпускают. «Точмаш» же – предприятие многопрофильное, в течение своей истории неоднократно менявшее номенклатуру продукции. В связи с освобождением от обязательств по изготовлению ГЦ перед нами открываются широчайшие перспективы. То, каким завод был раньше, перестало удовлетворять и его работников, и руководство: зарплата маленькая, рабочие места требуют переоснащения, оборудование зачастую старое. Ситуацию необходимо менять коренным образом, и мы уже начали это делать.
Уже сейчас понятно, что на заводе будет два основных производственных ядра: спецпроизводство, которое изначально было стратегически важно для «Точмаша», и, конечно, продукция для атомной отрасли (оборудование для АЭС и ХОЯТ). К ним примкнут менее значительные блоки (в частности, комплектация ГЦ), и дочерние общества. Будем привлекать иностранных партнёров, расширим свои технологии.
- Расскажите, пожалуйста, о проекте «Центр механотроники».
- Центр механотроники, который планируется создать на «Точмаше» - это объединение двух компетенций: высокоточной механики и электроники. Речь идёт о развитии высокотехнологичного производства на базе «Точмаша». Примеры такой продукции есть уже сегодня. В частности, это новый более экономичный вентильный привод для ГЦ. Если мы его освоим, то «Точмаш» сможет производить уникальный узел для центрифуги. К продуктам механотроники относятся те приборы учёта нефти и газа, которые также мы сейчас осваиваем, а также подложки, которые будет производить фирма «МСЛР». Механотроника понадобится и спецпроизводству для освоения новых изделий. Центр механотроники позволит развивать имеющиеся у нас компетенции в сфере механики и электроники. Без этого двигаться вперёд уже невозможно. Здесь, кстати, мы делаем ставку на молодёжь. Для центра механотроники нам нужны энергичные конструкторы и технологи. Будет непросто, но очень интересно. Это шанс выйти вперёд!
- Как вы сегодня оцениваете проводимые на заводе преобразования, и, в частности, внедрение ПСР?
- Оцениваю положительно. Конечно, хотелось бы, чтобы эти процессы шли быстрее. Но нужно понимать, что, например, ту же ПСР гораздо легче внедрять на стабильном производстве. У нас же сейчас всё меняется, это осложняет внедрение системы. Но мы стараемся все изменения проводить с учётом принципов ПСР. Как правило, это получается. Самое главное здесь, конечно, не передвижение станков, не освобождение площади, самое главное – чтобы люди поняли и приняли идеи и принципы ПСР и начали применять их автоматически. Со временем мы к этому придём.
- Каким вы видите Точмаш через пять-десять лет?
- Я вижу наш завод флагманом машиностроения, не только во Владимирской области, но и во всех регионах присутствия Топливной компании: завод успешен, люди стремятся здесь работать (конкурс на рабочее место - более 10 человек). Средняя заработная плата – 2000 евро. Здесь лучшие рабочие места, большая номенклатура инновационных продуктов. Мы известны не только в России, но и во всём мире. Вот таким я хочу видеть будущее «Точмаша». Пусть это будет не мечта, а цель!
Беседовала Наталья Анисимова