Интервью
23
В Республиканском клиническом диспансере Казани стали возможными радиотерапия и лучевая диагностика на уровне мировых стандартов. Это чрезвычайно важно, ведь на учете у онкологов стоит каждый 58-й житель республики. Если прежде ряд пациентов приходилось направлять по квотам на лечение в Москву или за рубеж, то сейчас они могут лечиться в Центре ядерной медицины Республиканского клинического диспансера РТ. Об этом рассказывает руководитель клиники радиотерапии центра Олег Моров.
- Наш Центр ядерной медицины создан на основе реконструированного радиологического корпуса РКОД. Он оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, часть которого уже cмонтирована и введена в эксплуатацию, а часть продолжает поступать.
Сейчас в основном работает отделение радиотерапии, но уже в 2012 году центр вступит в действие полностью. Для этого начато строительство еще одного блока, где расположится отделение радионуклидной терапии. В другой части здания будет размещен позитронно-эмиссионный томограф. Замечу, что центр такого уровня - единственный в Поволжье, и по мере необходимости он будет принимать пациентов из соседних регионов.
Его создание и оснащение стали возможными благодаря тому, что мы включены в соответствующую федеральную программу финансирования по онкологии при поддержке правительства Республики Татарстан.
- Олег Витальевич, каким высокотехнологичным оборудованием оснащен центр и что оно умеет?
- К примеру, у нас установлен комплекс оборудования для лучевой терапии и предлучевой подготовки пациента. Этот комплекс гарантирует высокотехнологичное лечение на уровне мировых стандартов. Жителям Татарстана теперь незачем вздыхать о клиниках США и Европы. Казанские онкологи располагают такими же возможностями, что и их зарубежные коллеги, а дома, как известно, и стены помогают. В частности, мы используем современный линейный ускоритель электронов, где радиация вырабатывается искусственным образом (своего рода маленький адронный коллайдер).
Создание нашего центра не совершает переворота в лечении онкологических заболеваний, но оно означает переход на совершенно новый его уровень не только лечения, но и диагностики. Технологии ядерной медицины позволяют изучать патологические процессы, протекающие на биомолекулярном уровне, что позволит нам получить уникальную диагностическую информацию. Наше оборудование выявляет опухоль еще тогда, когда она не определяется рутинными методами диагностики.
- Лечение и диагностика в Центре ядерной медицины платные? Как можно попасть к вам на лечение?
- Лечение у нас бесплатное, хотя есть и платные услуги для жителей других регионов. Как правило, проблему со здоровьем сначала определяет участковый врач, который направляет на консультацию в онкологическую поликлинику по месту жительства. Затем пациента либо лечат в филиалах диспансера, либо направляют к нам. Если же человек, минуя всю эту цепочку, желает прийти на прием сразу без направления в Центр ядерной медицины, можно записаться на платный прием.
- Где вы берете специалистов, способных управляться с такой сложной техникой?
- У нас помимо врачей работают и инженеры, и медицинские физики, и радиохимики. Кстати, "медицинский физик" как отдельная специальность официально признана только в этом году и, естественно, в большом дефиците. У нас на этих должностях работают выпускники КАИ, КХТИ, которые прошли специальную подготовку.
- А сколько пациентов к вам обращается в течение года?
- Около 3000 пациентов получают радиотерапию ежегодно, 300 ежедневно, это большая нагрузка. Думаю, что на следующий год число пациентов возрастет, поскольку мы внедряем новые высокотехнологичные методики лучевой терапии, которые требуются в сложных клинических случаях. Речь идет о так называемой "хирургии без ножа", или радиохирургии. Ранее приходилось таких пациентов направлять в институт Бурденко.
Кроме того, заработает отделение радионуклидной терапии, что важно для пациентов с новообразованиями щитовидной железы. До этого времени радиоактивным йодом их лечили только в Обнинске.
- Олег Витальевич, человек с онкологическим диагнозом зачастую впадает в депрессию, а радиотерапию вообще воспринимает как плохой знак…
- Диагноз серьезный, но готовиться к худшему не следует. Зачастую люди вспоминают об известных им случаях, когда лечение не помогло. Но ведь тех пациентов, которые излечились или жизнь которых была надолго продлена, намного больше. А радиотерапии бояться не стоит, она дает хорошие шансы, которые надо использовать. А то у нас бывали случаи, когда пациенты отказывались от радиотерапии, начинали лечиться Бог весть чем - от водки с маслом до керосина - и в итоге возвращались к нам, но уже упустив много времени. А при онкологических заболеваниях чем раньше обратишься, тем лечение проще и результат его лучше.
- Существуют ли способы предохранить себя от онкологических заболеваний?
- Онкологи советуют то же, что и другие врачи: здоровые образ жизни, питание, отказ от вредных привычек, по возможности избегать стрессов. Каких-то специальных рекомендаций нет. Главный способ профилактики - это раннее выявление заболевания. Поэтому мы настоятельно рекомендуем своевременно проходить профилактические осмотры.
Источник: