21 октября 2010 года у ЗАТО Северск, считавшегося вполне благополучным и стабильным островком социализма на территории Томской области, появился новый мэр. Тайным голосованием на 21 сессии Думы ЗАТО Северск на эту должность был выбран Григорий Андреевич Шамин, прежде работавший заместителем спикера областного парламента. Эксперты отмечают, что управлять атомградом Григорию Андреевичу доводится не в самый безоблачный для ЗАТО период: приходится включаться в рыночные отношения, да и на градообразующем предприятии - Сибирском химическом комбинате (СХК) - идут серьезные преобразования, что, конечно же, тоже не может не сказываться на развитии города.
- Григорий Андреевич, что показал прошедший год? Каковы ваши ощущения в должности мэра?
- Когда я прихожу на новое место работы (а в жизни моей перемены случались в силу зависящих и не зависящих от меня причин), я всегда даю себе год для того, чтобы понять, стоит ли дальше заниматься этим делом. Не скрою, это был трудный для меня период, но, на мой взгляд, никогда нельзя поддаваться эмоциям - решение должно быть обдуманным и взвешенным. Сегодня я готов ответить на главный вопрос - этим делом заниматься стоит. Стоит, несмотря на все проблемы и ситуацию, которая сформировалась за последние годы в ЗАТО (не секрет, что темпы развития Северска и подходы к решению его проблем до недавнего времени значительно отличались от того, что происходило в целом в стране, - рыночный механизм пробуксовывал).
Конечно, для этого есть как объективные, так и субъективные причины. Объективные заключаются в том, что город живет в особых закрытых условиях, а значит, миграционные потоки и приток капитала резко ограничены. Субъективная причина связана, на мой взгляд, с особым менталитетом северчан - это ощущение нужности их работы государству и ожидание за это соответствующей компенсации. В таких условиях власть функционировала, оформляла свой профессионализм и методы решения вопросов с учетом того,
что в бюджете Северска денег всегда и на все хватало.
- Сейчас, когда ситуация изменилась, когда на федеральном уровне принято решение, что закрытые города выполнили свою задачу и теперь им предстоит встраиваться в обычную жизнь, власти нужно вырабатывать иные подходы?
- Совершенно верно. В условиях дефицита приходится думать, насколько эффективно используется каждый бюджетный рубль при предоставлении бюджетных услуг на территории города. И за год, что отрадно, сдвиг такой наметился.
Второй момент - перед администрацией и руководителями подразделений была поставлена задача: анализировать все, что происходит в стране, в Томской области в частности, с точки зрения программных методов управления, разработки и реализации целевых областных и федеральных программ. Каждое подразделение по своему направлению должно сделать все возможное, чтобы попасть в эти программы. А это, согласитесь, тоже переход на другой путь, когда мы начинаем искать деньги, прежде чем распределять их.
- А как обстоят дела в привлечении инвестиций, в создании новых рабочих мест?
- Визит главы "Росатома" Сергея Кириенко, который мы долго готовили, позволил пролить свет на перспективу многих жизненно важных для нас вопросов, касающихся развития атомной отрасли, Сибирского химического комбината и города.
Конечно, главная проблема сегодня - перспективы СХК. Не секрет, что подходят к завершению работы по контракту ВОУ-НОУ, по ряду военных программ. На комбинате в рамках программы "Новый облик" проходит постепенное сокращение персонала, незанятого в основном производстве. Сейчас главная цель "Росатома" - задействовать освободившиеся мощности и квалифицированных специалистов. Специалисты по ядерным технологиям будут работать на новых производствах, которые "Росатом" собирается открыть на базе СХК. Кстати, в этот проект госкорпорация готова вкладывать большие инвестиции - более восьми миллиардов рублей. "Росатом" намерен примерно на двадцать процентов увеличить объем работ на заводе разделения изотопов, планирует развивать опытно-демонстрационной центр на базе реакторного завода, который должен отработать технологии вывода реакторов из эксплуатации.
Второй немаловажный момент: как отметил Сергей Кириенко, в Северске предстоит увеличить общий объем доходов, а значит - и налогов. И уже сейчас "Росатом" настаивает на том, что вся эта дополнительная выручка, а значит и дополнительные налоги, которые за счет работы "Росатома" появятся в территории, должны быть направлены на создание новых рабочих мест для северчан. А это - более миллиарда рублей налогов в местный и региональный бюджеты в ближайшие годы. При этом достигнута договоренность о том, что все эти дополнительные налоги будут направлены областной и местной властью на создание рабочих мест в Северске.
- Не могу не спросить о ТЭЦ, которая требует срочного продолжения работ по реконструкции.
- Оборудование для реконструкции есть. Правда, параллельно нужно решать еще и чисто формальные вопросы, связанные с процедурой передачи собственности. Вторая задача - надо повышать эффективность работы ТЭЦ, ведь сегодня комбинат несет на себе тяжелейшее социальное бремя, дотируя убытки ТЭЦ, а это - 750 миллионов рублей. Представьте, на эти деньги комбинат мог бы решать массу социальных проблем - создавать новые производства, обеспечивать социальные гарантии. Мы договорились о том, что будем создавать рабочую группу, куда войдут представители СХК, администрации области и города, которой и предстоит найти приемлемое решение по ТЭЦ.
- И все же, возвращаясь к инвестициям: кто и как сможет расшевелить бизнес в ЗАТО? Признаться, многие до сих пор не слишком верят в то, что закрытый город будет интересен инвесторам. Что вы думаете на этот счет?
- Я считаю, что инвестиции будут. У Северска есть свои серьезные преимущества, ведь это город с высоким интеллектуальным и техническим уровнем квалификации специалистов. Если мы решим вопрос либерализации доступа в режимный город, по крайней мере, для российских инвесторов (при этом вопрос о пересмотре самого статуса ЗАТО не стоит) и если будем заниматься развитием инфраструктуры, то, на мой взгляд, интерес бизнеса будет гарантирован.
- Григорий Андреевич, говорят, с вашей подачи несколько шире рассматривается вопрос об атомном наследии.
- Не думаю, что я первый. У нас ведь, как правило, к атомному наследию относят только четыре элемента - загрязненные территории, радиоактивные отходы, остановленные ядерные объекты и устройства, снятые с вооружения. Недавно, выступая на круглом столе на одной из московских выставок, я предложил включить сюда еще один элемент - закрытые города, которые в период реформ оказались в сложном положении.
Очевидно, что этот пятый элемент (в отличие от четырех других) может дать нам весьма ощутимую отдачу, если вкладывать в него средства. Недаром сейчас руководством страны дано поручение подготовить программу господдержки программ социально-экономического развития закрытых городов. Совершенно правильный подход.
- В Северске начинают думать над тем, что будет через год, через пять лет. Удивительно, но стратегию развития ЗАТО решено сформировать самостоятельно, иначе, чем это принято в России - как правило, власти российских городов и регионов стратегии и программы социально-экономического развития заказывают неким фирмам, институтам, приближенным к правительству или Государственной Думе РФ, полагая, что потом под эти программы будет легче выбивать деньги из федерации. А вы, из каких соображений исходили?
- У нас несколько иная задача - наша программа социально-экономического развития должна быть реальной. Вот почему за разработку этой концепции мы взялись сами. Мы должны твердо стоять на земле, чтобы делать следующий шаг. А потому сформировали несколько групп по разным направлениям. В них вошли в основном северчане - те, кто как раз и работает в этих сферах, а специалисты администрации выступили в роли кураторов. Кроме того, мы привлекли экспертов. Каждая интересная идея имела шанс превратиться в проект. Конечно, на первом этапе собирали все проекты, пусть даже и самые невероятные.
Но некоторое время спустя мы выстроили приоритеты: за что нужно взяться немедленно, включив в программу социально-экономического развития ЗАТО на ближайшие годы, а что стоит отложить на отдаленную перспективу.
Именно такая программа и должна стать основой для формирования бюджета развития. А бюджетирование у нас будет ориентированным на результат - на реализацию проекта.
- Расскажите, пожалуйста, еще об одном незаурядном проекте - о новой структуре города, которая будет основана на создании школьных округов.
- До 2016 года в три этапа Северск будет разделен на тринадцать образовательных округов, центром каждого из которых станут односменные, с высокой наполняемостью, соответствующие современным требованиям общественно-активные школы. Именно они будут выполнять функции не только образовательных центров, но и центров общественной, культурной, спортивной, правоохранительной и других видов деятельности, которые необходимы для северчан, проживающих на территории округов. При этом школа получит даже дополнительные средства. Деньги появятся за счет перераспределения. Например, если говорить о спорте, то у нас неплохо развита подготовка спортсменов высокой квалификации. И это сохранится в будущем, мало того, финансирование на данные цели будет даже увеличено. Образовательные учреждения получат дополнительные материально-технические ресурсы для развития массового спорта вокруг них.
Это на первый взгляд кажется, что мы говорим о реформировании только общего образования. Но на самом деле мы предполагаем реформирование всей городской жизни в целом. При этом человек становится ответственным за свою территорию. Именно через создание школьных округов мы в рыночных условиях получаем более действенный инструмент повышения ответственности
и активности населения - будь то сфера благоустройства или что-то иное.
- Интересно, такая модель структурирования города, создания концепции его развития - это северское ноу-хау или взятый за основу российский либо зарубежный опыт? Признаться, поначалу многие восприняли идею создания школьных округов и написания программы социально-экономического развития ЗАТО собственными силами как некий фантастический проект.
- Отнюдь, это не из области фантастики. Наш проект будет более реалистичным и приземленным. А вот программы, разрабатываемые сторонними специалистами и учеными, слишком далеки от реальных потребностей и возможностей территории. Да, мы в некотором плане идеалисты, поскольку хотим разработать программу, наиболее близкую, выгодную и полезную для северчан. Да, мы идем своим путем - насколько мне известно, подобного опыта пока не существует. Но ничего фантастического здесь нет. Мы твердо стоим на земле. Впрочем, мы не чересчур самонадеянны, ведь в качестве экспертов привлекаем уважаемых ученых.
- Что ж, весьма дальновидно. Как известно, сегодня в правительстве говорят о намерении поддерживать программы социально-экономического развития закрытых административных образований. А вы одними из первых сформировали вполне реальную программу развития Северска.
- При этом, я думаю, прежде всего поддержку получат именно инфраструктурные проекты. И это правильно, ведь государство должно помогать создавать условия для развития бизнеса, а бизнес будет организовывать производства и рабочие места. У нас таким перспективным проектом является создание промпарка.
- Если уж говорить о будущем, то, наверняка стоит сказать об особенностях формирования бюджета ЗАТО Северск на 2012-2017 годы?
- На мой взгляд, мы и в бюджетном процессе наводим порядок. И, по сути, теперь выполняем правила, установленные федеральным законом, где четко прописано: все целевые программы должны быть сформированы и утверждены до принятия бюджета на очередной год, чтобы у них был шанс получить бюджетное финансирование. Понятно, что из трех источников можем указать пока только местный бюджет, но, на мой взгляд, при таком подходе у нас гораздо больше шансов получить и федеральное финансирование. Почему? Очевидно, что руководство страны готово поддерживать не тех, кто плачет, а тех, кто предлагает вместе финансировать реальную программу, реальный проект. Мы должны мыслить стратегически, понимать, что происходит в России. Если хотя бы часть наших программ получат финансирование, то и это уже победа, гарантирующая нам развитие.
- Итак, год напряженной работы принес осознание того, что...
- Удача приходит к тем, кто пашет. Правда, вместе с тем я давно сделал еще один вывод: народ власть никогда любить не будет. Пока наша российская действительность такова, что ежедневно решаешь проблемы, а они все не заканчиваются. И я к этому готов. Но главное - пришло понимание того, что у города есть будущее. Конечно, на мой взгляд, очень многое зависит от декабрьских выборов. И в этой связи я бы посоветовал голосовать не сердцем, а разумом.