Согласно Федеральной целевой программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», к 2025 году доля электроэнергии, вырабатываемой на российских атомных электростанциях, должна увеличиться с 16% до 25%, необходимо построить 26 новых энергоблоков. Об информатизации процесса проектирования новых блоков рассказывает директор программы Дирекции капитального строительства Госкорпорации «Росатом» Сергей Бояркин.
– Сергей Александрович, какие задачи стоят сегодня перед концерном «Энергоатом» в области проектного инжиниринга?
– 22 июля 2009 года Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ на своем заседании рассмотрела проекты в области развития атомных технологий. Главным краткосрочным приоритетом в этой области была названа оптимизация эксплуатационных характеристик российского энергоблока ВВЭР с использованием современных наукоемких технологий.
И сейчас перед нами стоит задача: используя наработанные поколениями российских атомщиков проектные решения, эффективность и безопасность которых доказаны, провести оптимизацию этого проекта. Мы должны повысить экономические параметры ВВЭР, создать типовой проект, отвечающим современным требованиям по информатизации.
– Какие требования по информатизации предъявляются к проекту?
– Все компании мира уже давно перешли на трехмерное проектирование сложных инженерных объектов. Сегодня же практически во всем мире наблюдается переход к так называемому шестимерному проектированию (6D), при котором непосредственно к проекту добавляются информационные блоки управления всеми ресурсами строительства.
Впервые продукты, совмещающие непосредственно проект и организационный проект строительства энергоблока в одной информационной среде, независимо друг от друга разработали японские фирмы – Toshiba, Hitachi, Mitsubishi. Хотя изначально эта идея принадлежала советским разработчикам. В СССР в 1986 году были созданы «Обязательные технологические правила сооружения энергоблоков ВВЭР» (ОТП-86) на основе опыта серийного сооружения энергоблоков Запорожской АЭС. Это был более актуальный документ, чем традиционный для Советского Союза, а затем и России, проект организации строительства, очень точно регламентирующий всю последовательность сооружения АЭС. Японские специалисты, взяв за основу этот документ, с использованием передовых информационных технологий, создали электронную версию обязательных технологических правил, рассчитанную на современную многомерную информационную среду.
Все эти годы мы также занимались развитием проектов, в частности, проектированием в трехмерной среде (3D). Однако мы сооружали в России и за рубежом только отдельные энергоблоки и не практиковали серийное строительство. Поэтому задача создания современных обязательных технологических правил, которые позволят возводить типовые блоки с сокращением затрат и сроков строительства, не была актуальной. Но сегодня она поставлена перед нами на самом высоком уровне.
Проект «Создание типового проекта энергоблока АЭС технологии ВВЭР, включающего систему управления сооружением (6D), и подготовка данного проекта к участию в тендерах в Европе» нацелен на разработку передовой электронной версии обязательных технологических правил, совместимую с современными технологическими системами (автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления ресурсами), с использованием отечественного и японского опыта.
Данный проект должен быть реализован к концу 2012 года. Это очень небольшой срок: японские специалисты потратили на разработку своих продуктов 15 лет.
– Насколько реально выполнение этого проекта за три года?
– Конечно, это очень сложная задача. Ее решение требует многих сил и средств.
С другой стороны, внедрение модели 6D не предполагает изменений параметров и систем безопасности АЭС – на самом деле, это просто другой, соответствующий современному развитию, способ управления процессами при сооружении, проектировании и вводе в эксплуатацию энергоблоков.
Кроме того, мы изучаем соответствующий опыт японских коллег уже полтора года. Они были первыми, разрабатывали свои проекты методом «проб и ошибок». И сегодня мы получаем от них готовые решения, на разработку которых нам потребовались бы годы.
Таким образом, я надеюсь, что мы сможем реализовать проект к назначенному сроку.
– Когда будет внедрено 6D-моделирование? Возможно ли его использование на АЭС, строящихся в настоящее время?
– В России сейчас электростанции сооружаются по проекту «АЭС-2006». Реализуя его, мы смогли полностью восстановить компетенции по проектированию и сооружению энергоблоков, частично утерянные в последние десятилетия, когда долгие годы не строили новых блоков, а лишь достраивали старые, спроектированные еще в советские времена. Мы коренным образом модернизировали все системы безопасности, и сегодня проект «АЭС-2006» признан самым безопасным в мире всеми экспертными организациями, в том числе международными. Его необходимо оптимизировать в соответствии с требованиями типового проекта на основе 6D.
Надеюсь, следующие станции мы будем проектировать уже по-новому. Прежде всего – финскую АЭС «Ловиза», если сможем выиграть тендер.
Внедрение 6D-проектирования в России будет зависеть от того, насколько быстро мы будем работать в этом направлении. Уже в 2010 году мы должны представить ряд программных продуктов в рамках этого проекта в качестве готовых блоков. При условии соответствия всем требованиям нормативной базы, их будет можно использовать на наших площадках.
На стройплощадке Ростовской АЭС специалисты Нижегородского «Атомэнергопроекта», вплотную работая с японскими коллегами, уже сейчас используют часть их опыта, в первую очередь, по оптимизации процессов.
– Каковы подходы к оптимизации стоимости новых станций?
– Мы продвигаем идеологию системной инженерии, которая предполагает отказ от принятия решений, исходя только из текущей ситуации на объекте. Сложное инженерное сооружение необходимо постоянно рассматривать как единое целое, и в соответствии с этим оптимизировать стоимость владения объектом на всех стадиях жизненного цикла – начиная с проектного замысла и кончая полной ликвидацией.
Что дешевле: строительство АЭС с минимальными затратами (что в дальнейшем потребует крупных регламентных ремонтных работ) или с максимальными (обеспечив надежность станции на долгие годы)? Эту задачу системная инженерия рассматривает на всем жизненном цикле при безусловном приоритете безопасности.
Безопасность превыше всего. И мы в своих проектах должны закладывать такие решения, которые позволят нашим потомкам через 60 лет обеспечить безопасные вывод из эксплуатации и демонтаж объектов, приведение их территории в экологически чистое состояние.
В 2009-2010 годах нам необходимо создать единые концептуальные подходы и на их базе – единое нормативное поле, в рамках которого мы и наши партнеры будем внедрять системную инженерию в создание и эксплуатацию новых АЭС.
Беседу вела Алена Яковлева