Использование и развитие ядерных технологий требуют эффективного управления сложными и разносторонними знаниями в самых различных областях науки и техники. Об усилиях Международного агентства по атомной энергии по их сохранению и распространению рассказывает экс-руководитель секции по управлению ядерными знаниями Департамента ядерной энергии МАГАТЭ Янко ЯНЕВ.
– Насколько актуальна проблема сохранения и развития ядерных знаний и компетенций?
– Сегодня более 50 стран хотят развивать атомную энергетику, а 12 из них уже готовят программы развития этой отрасли.
Наиболее острую потребность в АЭС испытывают развивающиеся страны, переживающие быстрый экономический рост. В некоторых из них нет развитой инфраструктуры, тем не менее, планы развития отрасли достаточно амбициозны. Ключевой составляющей инфраструктуры является человеческий ресурс. Он играет одну из важнейших ролей в развитии атомной энергетики. Необходимы компетентные, высокообразованные специалисты в самых различных областях, так или иначе связанных с отраслью, – ученые, работники АЭС и смежных отраслей, обладающие специализированными умениями, сотрудники надзорных органов, управленческий персонал и т.д.
Однако сегодня даже в развитых странах, давно эксплуатирующих АЭС, недостаточно кадрового потенциала для дальнейшего развития отрасли. Специалисты, которые проектировали, создавали и эксплуатировали АЭС последние 40-50 лет, по возрастным причинам скоро не смогут продолжать свою деятельность – а заменить их некому. В последние годы не было полноценной передачи ядерных знаний новому поколению, и многие компетенции оказались утеряны. Поэтому сегодня необходимо приложить все усилия для сохранения существующих знаний и компетенций, а также для создания новых, обеспечивающих дальнейшее развитие.
Ядерные знания – это ресурс, причем очень дорогостоящий. И как любой ресурс требует эффективного управления, иначе мы его потеряем. А этого нельзя допустить: «срок жизни» атомной станции с учетом вывода из эксплуатации составляет около 100 лет, и все это время должны быть доступны знания об использующихся на ней технологиях.
– Расскажите об образовательной политике МАГАТЭ.
– Уровень ядерного образования должен быть очень высоким, поскольку знания в этой области включают практически все технические познания, накопленные цивилизацией в области физики, атомной инженерии, металлургии, химии, информационных технологий и т.д. Нужны высококвалифицированные преподаватели, пособия, а также реакторные установки и другое оборудование для обучения.
В Европе и Северной Америке, где развита сеть ядерного образования, оно, к сожалению, не пользуется у молодежи большой популярностью. В развивающихся странах, напротив, вызывает большой интерес, но там нет необходимой инфраструктуры.
В настоящее время МАГАТЭ развивает проект, нацеленный на передачу знаний из «центров компетенции» в «центры роста» – туда, где они наиболее востребованы.
Мы хотим консолидировать все знания и современные технологии обучения и предоставить их азиатской, латиноамериканской, африканской сетям ядерного образования. Агентство пытается привлечь крупнейшие университеты к кооперации по предоставлению программ и методик обучения, обмену студентами, преподавателями, лекторами. МАГАТЭ также распространяет новые знания: так, пособие по реакторной физике, разработанное специалистами европейской ассоциации ядерного образования, уже бесплатно доступно на испанском, французском, английском языках, сейчас переводится на русский.
Всю базу ядерных знаний планируется представить на специальной компьютерной платформе, разработанной совместно с Корейским институтом атомной энергетики. Такие серверы уже работают в Вене и Южной Корее, планируется запуск сервера в Аргентине. Южноафриканская корпорация по ядерной энергии Necsa также выразила желание присоединиться к этой платформе.
– Каковы подходы к управлению ядерными знаниями в современных условиях?
– МАГАТЭ исходит из того, что ядерные державы продают или намерены продавать ядерные технологии развивающимся странам. Но сама по себе продажа технологии может подорвать режим нераспространения – значит, надо научить новые страны использовать ее для безопасного развития атомной энергетики. Таким образом, необходимо создать механизм разумного, ответственного распространения атомной энергии. Сегодня МАГАТЭ инициирует первые шаги в этом направлении.
Агентство пытается развивать ответственность ядерных держав. Мы призываем все страны-поставщики вместе с продажей ядерных технологий передавать и знания, необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, решения возможных проблем на 100 лет вперед. В том числе необходимо определить реальные программы и методики обучения специалистов и роль образовательного комплекса страны-поставщика.
С другой стороны, мы пытаемся помочь новым странам разобраться в технологиях безопасного использования атомной энергии, предоставляя им необходимые обучающие материалы, учебники и методологии. МАГАТЭ, в частности, реализует проекты организации банков данных по действующим реакторным технологиям – реакторам ВВЭР и на быстрых нейтронах.
Кроме того, наша задача – подробно объяснить новичкам, каким образом и в какие сроки они могут реализовать национальные ядерные программы. Тех, у кого есть необходимый для этого потенциал, поддержать предоставлением необходимых ядерных знаний. А тем, которые в реальных условиях пока не могут развить эту отрасль, – указать поэтапно путь, по которому надо идти, чтобы создать атомную энергетику. Если государство намерено строить АЭС, оно должно понимать, сколько это стоит и какую налагает ответственность перед мировым сообществом.
– Какие шаги – как на государственном уровне, так и с точки зрения технологического развития – должны предпринять страны-новички для развития инфраструктуры ядерного образования?
– Самое важное – политика ядерного образования. В многих стран такое образование «запущено» и не получает достаточного финансирования от государства. Это недальновидная политика, ни к чему хорошему она не приведет. Ответственность за образование лежит на государстве, и оно не имеет права перекладывать ее на атомную отрасль. Со своей стороны, промышленность должна помогать государству и не дожидаться, пока кто-то обучит специалистов для атомной энергетики. Это особенно важно для новых государств.
– Какой Вы видите роль России в распространении ядерных знаний?
– Россия является одной из самых важных держав в этом отношении. Потому что ваша страна, во-первых – производитель ядерной технологии ВВЭР, во-вторых – государство, обладающее ядерным оружием. Такие страны несут самую большую ответственность не только за передачу ядерных знаний, но и за предотвращение их неправильного использования.
Беседу вела Алена ЯКОВЛЕВА